Как и зачем сотрудник становится главным в компании: пример «Пятёрочки»
время публикации: 10:00 01 октября 2020 года
Один из ключевых трендов кадровых политик самых разных компаний в последние годы заключается в том, что работодатели чаще и больше вкладывают в персонал, улучшая условия труда и развивая корпоративную культуру. Но если, например, масштабы бизнеса небольшой кофейни легко позволяют пересмотреть собственную HR-политику и быстро внедрять важные изменения, то как быть компаниям, где трудоустроены сотни тысяч сотрудников?
Мы поговорили с Ларисой Бодягиной, директором по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети «Пятёрочка» и узнали, как крупные работодатели заботятся о своих сотрудниках в разных уголках страны. На сегодняшний день в команду торговой сети «Пятёрочка» входят более 240 000 сотрудников: из них порядка 10 000 человек работает в офисе, в логистике заняты около 12 000, оставшаяся часть сотрудников – это персонал розницы, работающий в магазинах. Торговая сеть включает более 16 000 торговых точек и 33 распределительных центра более чем в 3 000 городах по всей России.
Такая география бизнеса требует индивидуального подхода к каждому региону. Компания привлекает персонал в более чем трёх тысячах городов, и все они отличаются друг от друга, так что система подбора должна быть достаточно гибкой и уметь реагировать на особенности каждого региона и населённого пункта.
Для компании важно, чтобы сотрудники получали рыночную заработную плату с учётом их должности, опыта, а также экономической ситуации в регионе. Для этого у нас действует уникальный инструмент – система мониторинга заработных плат, которая отслеживает изменения и тренды на рынке во всех локациях присутствия «Пятёрочки». Гибкая система управления вознаграждением персонала розницы, созданная с использованием Big Data и машинного обучения, позволяет платить конкурентную зарплату в каждом регионе присутствия торговой сети.
Работа там, где удобно
Сейчас в компании идёт разработка проекта по релокации сотрудников розницы. Для начала необходимо собрать статистику: какая часть персонала «Пятёрочки» переезжает в другие локации, города, населённые пункты, что становится причиной переезда и готовы ли они на новом месте продолжать работать в компании. На основе собранных данных будет проведена аналитика, и в приложении «Личный кабинет», доступ к которому есть у каждого сотрудника торговой сети, появится новая опция.
Те, кто планирует переезд, смогут выбрать в приложении специальную графу, и система будет выдавать вакансии и местоположение магазинов в заданной пользователем локации.
Такой алгоритм нужен для того, чтобы сотрудникам, которые остаются работать в сети, при переезде не нужно было увольняться в магазине на старом месте работы и трудоустраиваться снова. Автоматизированная система позволит оформить все необходимые документы (например, заявление на перевод) дистанционно. В компании существует система адаптации и обучения, соответственно, на новом месте работы сотрудника введут в курс дела и помогут ему освоиться.
Обучение сотрудников
Сегодня в «Пятёрочке» у каждого сотрудника есть возможность обучаться и развиваться внутри компании. Работникам доступны семинары и тренинги, для них действует более 300 образовательных программ, онлайн и офлайн курсов, которые помогают совершенствовать свои навыки и компетенции для горизонтального и вертикального роста. За формирование образовательной политики отвечает департамент по обучению и развитию персонала, а непосредственным обучением сотрудников магазинов, распределительных центров и офисов в каждом регионе присутствия торговой сети занимаются тренинг-менеджеры.
С помощью ежегодной оценки определяются ключевые приоритеты по обучению, на основании которых создают федеральные программы. Кроме них в каждом регионе, где есть «Пятёрочка», реализуются и собственные образовательные проекты, разрабатываемые индивидуально под потребности бизнеса на каждой конкретной территории.
В качестве основного подхода для построения системы обучения сотрудников компания выбрала дизайн-мышление. Этот метод ставит человека в центр всех решений, позволяет сфокусироваться на потребностях и ожиданиях сотрудника на каждом этапе работы. Чтобы понять, как нашим сотрудникам удобнее получать новые навыки и знания вся функциональная команда прошла обучение основам дизайн-мышления, более 100 человек участвовали в проведении эмпатических интервью с персоналом магазинов по всей стране. Собранная информация позволила создать новую концепцию обучения, направленную на то, чтобы помогать сотрудникам осваивать необходимые навыки и знания, а также получать поддержку именно в те моменты, когда им это необходимо.
На основании новой концепции сейчас идет работа по трансформации всей системы обучения. Она предполагает переход на продуктовый подход, развитие новых онлайн форматов обучения, повышения роли руководителей, наставников и тренинг-менеджеров в развитии сотрудников.
В сфере обучения активно применяются цифровые разработки — сегодня подавляющее большинство материалов и курсов доступно сотрудникам в дистанционном формате, что очень важно с учетом масштаба «Пятёрочки». Любой сотрудник «Пятёрочки», который хочет получить новые знания, может сделать это через библиотеку дистанционных курсов Eduson, к которой компания предоставляет бесплатный доступ.
Это крупнейшая онлайн-платформа для обучения, содержащая свыше 700 видеокурсов по продажам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, тайм-менеджменту, публичным выступлениям и так далее.
Рост и развитие в компании
Если говорить о возможностях профессионального роста внутри компании, они являются одним из преимуществ HR-бренда «Пятерочки» и «зашиты» в EVP (ценностное предложение работодателя – Employee Value Proposition). 80% директоров и руководителей магазинов прошли карьерный путь внутри компании.
Хорошим примером здесь может служить история сотрудника Алексея Жукова, который устроился в сеть водителем электроштабелёра, а через три года вырос до директора распределительного центра «Великий Новгород».
Читайте также: «Пятёрочка» об автоматизации и будущем найма в крупных компаниях
Не работой единой
Компания также проводит корпоративные мероприятия и другие внерабочие активности для сотрудников. Это помогает HR-специалистам решить одну из основных задач – объединить сотрудников и создать целостную команду. Особенно это актуально для крупного бизнеса, где численность персонала превышает несколько десятков тысяч человек. Проведение корпоративных мероприятий способствует профессиональному росту сотрудников, развитию их личностных компетенций, выявлению и распределению лучших практик, приёмов и инструментов работы с персоналом.
Последние пять лет компания ежегодно проводит масштабную спартакиаду «Турбостарты», участником которой может стать любой сотрудник «Пятёрочки» независимо от возраста, должности и географического положения. Цель этого проекта – популяризация здорового образа жизни, создание условий для регулярных занятий спортом, усиление корпоративной культуры и продвижение HR-бренда компании. Соревнования включают несколько спортивных дисциплин и проходят поэтапно, в финале в каждом направлении определяется команда-победитель.
В прошлом году компания поставила рекорд по количеству участников и спортивных дисциплин, а в этом с учётом новых реалий спартакиада перешла в уникальный онлайн-формат. В 2020 году «Турбостарты» объединили почти четыре тысячи спортсменов и почти 20 тысяч болельщиков на специальной интернет-платформе, где можно следить за ходом соревнований, расписанием и результатами. Всего за полтора месяца спартакиады эфиры проекта, включая финал, на сайте и в социальных сетях увидели более миллиона зрителей.
Помимо этого, в компании каждый год проводится конкурс профессионального мастерства «Мастера Пятёрочки». В прошлом году в нём приняли участие более 160 000 сотрудников из 14 500 магазинов и 32 распределительных центров. Они проходили командные испытания, демонстрировали навыки и компетенции в клиентском сервисе и командообразовании, выполняли задания.
Этот год – особенный во многих смыслах, но, несмотря на все ограничения и сложности, конкурс профессионального мастерства состоялся (в традиционном для 2020 года онлайн-формате). Команды лучших сотрудников соревновались на специально разработанных платформах, моделируя ежедневную работу с учётом самых разных вводных и постоянно меняющихся условий. Кроме того, в конце года компания выбирает лучшего директора по продажам и лучший макрорегион – это звание получает команда, которая добилась высоких результатов по всем заявленным показателям.
Особое место в HR-политике компании занимает волонтёрство. Яркий пример –благотворительный марафон в поддержку детей-спортсменов с особенностями в развитии, который компания запустила вместе с благотворительным фондом Алексея Немова. Марафон проходил в рамках спартакиады «Турбостарты». Присоединиться к мероприятию, в котором принимали участие сотрудники «Пятёрочки» из разных регионов страны, могли все желающие. Каждая тысяча пройденных шагов конвертировалась в один рубль. Марафон объединил около 20 тысяч участников, которые вместе прошагали расстояние, эквивалентное 20 оборотам вокруг Земли.
Ценности и культура
Сильная корпоративная культура – одно из преимуществ «Пятёрочки». Помимо корпоративных мероприятий, соревнований и профессиональных конкурсов компания использует и другие виды нематериальной мотивации: в «Пятёрочке» распространена практика персональных поздравлений коллег с днём рождения, юбилеем работы в компании, вручения подарков детям сотрудников на Новый год и 1 сентября. Раз в квартал и по итогам года компания выбирает лучшего сотрудника в каждой функции.
Для того чтобы усилить чувство принадлежности сотрудников к команде, они могут стать агентами HR-бренда. Проект «Агенты HR-бренда» был запущен год назад, его участниками стали 150 сотрудников из разных городов России. После прохождения курса обучения основам SMM они ежедневно делают посты в Instagram и VK, публикуют фото и видео о жизни компании, делятся с подписчиками последними новостями. Запуск этого проекта помог повысить лояльность и вовлечённость персонала.
Важным элементом корпоративной культуры стала открытость топ-команды к диалогу с сотрудниками и открытость к обратной связи. Так, у нас проходят регулярные прямые линии с генеральным директором и функциональными директорами, роуд-шоу. Даже сейчас в период ограничений, связанных с пандемией, мы планируем провести мероприятие, совместив офлайн и онлайн форматы. У нас есть несколько каналов для получения обратной связи от сотрудников: горячая линия, социальные сети, платформа опросов, с помощью которой каждый сотрудник сети может высказать своё мнение, предложить идею. Это помогает своевременно узнавать о трудностях и проблемах и оперативно реагировать на них, а также на старте запуска любой инициативы работодатель учитывает комментарии команды и опирается на обратную связь от коллег.
Жизнь не будет прежней
Сложившаяся в последние месяцы ситуация внесла изменения в работу компаний по всему миру. Во-первых, все пересмотрели отношение к безопасности. Для «Пятёрочки» здоровье сотрудников — важнейший приоритет, большая часть принятых мер стала новым стандартом безопасного магазина. Например, для всего персонала стало обязательным измерять температуру перед началом рабочего дня. Компания также всегда следила за чистотой в торговых залах, а во время пандемии контроль стал ещё более всесторонним и основательным: полы и все поверхности, с которыми часто соприкасается персонал и покупатели, дезинфицируются несколько раз в день.
Во-вторых, в период пандемии выросло количество желающих трудоустроиться в «Пятёрочку», так как продовольственный ритейл – одна из тех сфер, которая в непростое время чувствовала себя увереннее других. Компания поддержала людей, которые оказались без работы, и открыла дополнительный набор на ряд вакансий, в итоге приняв гораздо больше сотрудников, чем планировалось изначально. Подобный спрос на трудоустройство в «Пятёрочку» можно объяснить ещё тем, что сеть вела непрерывную работу, ответственно относилась ко всем взятым на себя обязательствам с точки зрения рабочих мест и выплат и сохранила социальный пакет в полном объёме.
В-третьих, пандемия значительно ускорила реализацию проекта по переводу части офисного персонала на постоянную удалённую работу. Основные цели этого проекта – создание эффективного офисного пространства, сокращение затрат на офис, развитие digital-процессов, рост удовлетворённости HR-брендом, снижение текучести кадров, а также культурная трансформация: повышение самостоятельности и ответственности сотрудников, их умение управлять своим временем, более осознанное отношение к работе. Компания планирует развивать это направление поэтапно: в этом году пилот будет реализован в четырёх дирекциях в центральном офисе в Москве, а в следующем — масштабирован на все офисы «Пятёрочки».
Лариса Бодягина,
директор по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети «Пятёрочка»
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...