0/5

Мотивационные программы для ритейла: играть или не играть

Мотивационные программы для ритейла: играть или не играть
время публикации: 09:00  01 февраля 2016 года
Многие компании, от малых интернет-магазинов до крупных розничных сетей, рано или поздно встают перед выбором: как мотивировать собственный персонал, чтоб тот продавал больше?

Об этом расскажет экс-специалист аналитики и оперативной отчетности МТС Виталий Ванин.

Не секрет, что классическая мотивационная программа розницы крупных компаний в России, особенно такой весомой отрасли, как сотовая, строится следующим образом: есть план продаж, в него входят ключевые направления (приоритеты фирмы или партнеров) и дополнительные показатели. Рассмотрим, основные варианты того, как ритейл может регулировать мотивацию сотрудников.


Оклад сотрудника – есть везде и всегда, так положено по закону

Мотивация: потолка процента от продаж не существует – ты можешь зарабатывать столько, сколько сможешь продать. А для этого, пожалуйста записывайся на корпоративные тренинги.

Да. Но следует иметь в виду, что если руководство ритейла, действительно не ставит «потолок» продаж, то в следующем месяце – план продаж растёт. Продавец не знает, сможет ли выполнить новый план продаж, и это демотивирует его перевыполнять текущий.

Решение 1: часто после перевыполнения плана на нескольких точках продаж начинается «текучка» кадров, либо переводы сотрудников с одного офиса в другой. Новый план постепенно снижается в соответствии с текущей выручкой конкретной торговой точки. Таким поведением, и обусловлены «бумы» в сезонности продаж – это не постоянная ровно растущая «прямая» с незначительными отклонениями, а именно «взлёты и падения». 








Нет. Компании, не заинтересованные во «взлётах и падениях», всё-таки ставят «потолки» продаж, но при этом мотивируют сотрудников продавать правильно – путём введения мотивационной игры.

Решение 2: мотивационная игра, как правило, представляется в игровой форме, приуроченной к корпоративной стратегии ритейла. 

Модель: участники (продавцы) зарабатывают какие-либо очки/баллы за определенный период времени, и в финале – лучшие получают поездку в Крым, наименее лучшие – брендированные подарки, а остальные, «задел» для старта нового этапа программы. Всё это подкреплено «вкусными профитами» в корпоративных социальных сетях, в виде набивки рейтинга, или аватара с генеральным директором. 

Факт: Если продавец меняет точку продаж, то его рейтинг в мотивационной игре, каким-либо образом, падает или останавливается.  


Depositphotos_18719489_m-2015.jpg


Играть или не играть

И так, мы разобрались, что ритейлы делятся на два типа – одни «играют», другие не играют. При чем, те кто не играет, те планируют начать играть. Аналогично, действуют те, кто уже в игре. 


По собственному опыту, скажу, что несомненно, продавцы ритейлов больше склоняются к игровой схеме премирования. Человеческий фактор – с игрой остаются воспоминания, привязанные к корпоративным символам, подчеркивается общая ценность для всех сотрудников компании.


Но как показывает практика глобального розничного фидбэка – сотрудник больше всего желает «хорошего» оклада с минимальными премиями, чем минимальный оклад с большими возможностями. Конечно, ничто не мешает группе продаж любого ритейла посчитать примерную зарплату с учетом средней возможной премии… Здесь напрашивается один простой вывод: если хотите стабильности, то вам точно не нужно идти в продажи. Так как, сфера продаж – это мир возможностей.








Идеальная игра

И так, вы решили запустить мотивационную программу. Придумали крутую идею, классной подачей информации привлекли всех ключевых участников, и даже открыли возможность перевыполнять план продаж, и «терять» накопленные игровые единицы с переходом в другой офис продаж или в случае увольнения. Но «текучка» персонала остается прежней, а график продаж похож на черноморское побережье?

Кейс

Находим проблему: не достаточна мотивация.

1. Кто рассматривает офис продаж сотовой сети, как постоянное место работы на длительный период со взглядом на дальнейшие карьерные перспективы в компании?  

Около 20% сотрудников.

2. Почему сотрудники сотового ритейла так легко мигрируют между брендами?

Условия труда и мотивация у всех ритейлов одинакова (+-10% незначительного личного профита).

3. Как придумать самую интересную мотивационную игру так, чтобы как минимум не навредить выполнению общего плана KPI компании?

Не повторяем за всеми и мыслим глобально.

Решение

Конечно, не все люди в нашей стране стремятся к большим деньгам, но кто не стремился бы стать «генералом»? Давно известно, что личные амбиции в повышении собственного статуса, сильнее чем денежный эквивалент.

И начальству хорошо, и сотрудник доволен.

«Мы запускаем новый, не имеющий аналогов мотивационный проект!»

Выбираем глобальную, социально-значимую цель проекта.

«Начни карьеру в компании «N», и всего за три года стать собственником фирменного магазина!»

Выбираем лозунги с сильными словами: «Игра на равных», «Абсолютно все!».


Depositphotos_68700627_m-2015.jpg

Объясняем правила игры очень простыми словами:

Пример: «Ты – главный менеджер торгового офиса – Ты и твоя команда продавцов участвует в крутом мотивационном проекте, который длится всего 1 раз и не имеет аналогов в мире – все проценты свыше 105% выполнения плана продаж всеми участниками, которые числятся в данный момент в твоем штате – дублируются в банк твоего магазина! Держи высокий уровень, подсчет финансов будет происходить каждые полгода, следи за уровнем вклада, и по окончании игры – этот магазин станет твоим!»

Поясняем: допустим, франшиза и содержание вашего офиса стоит 2 млн рублей.

Конечно, если менеджер проработает три года в данном офисе – он накопит такие деньги! «А что дальше? Отдать свой офис менеджеру?» - схватиться за голову ТОП-руководитель, читающий эту статью, и нервно улыбнется.

Мы ответим: да, на определенных условиях. 

В такой ситуации, нам представляется царь – в лице государства, дарующий в управление князю – менеджеру, заслуженные земли – офисы. 

Особенности: эта компания всё равно ваша, вы можете задавать любые условия и поправки. 








И если, менеджер становится партнером, то вы абсолютно ничего не теряете, а только приобретаете:
 
- Славное имя инноватора в ритейле;
- HR-премию за сверхмотивацию персонала;
- Потрясающее командообразование, когда «заинтересованы все»;
- Большие возможности для варьирования в большой игре;
- Повышаете продажи и прибыль.


Было бы объективным, заметить, что вся розница когда-то начинала с простой схемы «Выполнил план – получил бонус», и со временем данная композиция украшалась формами игры, мотивации, общим престижем. Отрицать это, всё равно что продолжать курить махорку, или хвалить ручную коробку управления автомобилем.


Мы разобрались, и уточнили новый глобальный вектор в конкурсе современной мотивации, но у нас осталось много вопросов.

А что если я интернет-магазин, мне что, нужно свой им в собственность подарить? 

Ответ: Можно таким образом расширить свою собственную сеть продаж.

А что если я маленький ритейл?

Ответ: Можно заручиться поддержкой государства, как для развития малого бизнеса и инноваций. Можно поучаствовать в различных стартап-конкурсах, и поискать друзей.

А как мне, например, повысить мотивацию сотрудников бэк-офиса (применительно к данному кейсу), подарить им рабочее место?

Ответ: Нет, об этой мотивации, вы узнаете в следующей статье. А также о том, как повысить мотивацию сотрудников и престиж компании за счет ребрендинга существующих у вас отделов.

Виталий Ванин 

0
Реклама на New Retail. Медиакит