0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Подарить сотруднику коня, или какие преимущества у системы индивидуальных поощрений

Подарить сотруднику коня, или какие преимущества у системы индивидуальных поощрений
Многие компании, особенно из сферы розничной торговли, все чаще отказываются от стандартных программ лояльности, предпочитая индивидуальные системы поощрений сотрудников и партнеров.
Подарить сотруднику коня, или какие преимущества у системы индивидуальных поощрений
Какой эффект от этого бизнесу, рассказывает руководитель компании Vpodarok.ru, основатель платформы лояльности I-motivate Илья Ефимов.
 
Уже который год компании, предлагающие сотрудникам дорогие соцпакеты, перераспределяют бюджеты в сторону предоплаченных сервисов – подарочных сертификатов, карт магазинов, банков, сотовых операторов, интернет-провайдеров и т.д. 

С чем это связано? 

Представьте такую ситуацию: сотрудник закрывает квартал с хорошими результатами, к нему подходит начальник и говорит: «Дмитрий, ты молодец, мы ценим твою работу и вклад в компанию – вот тебе бесплатная путевка на отдых с семьей». Человек, конечно, благодарит, улыбается, но путешествие ему сейчас ни к чему: с женой он развелся, а дети уже выросли и отдыхают сами по себе. Или пусть это будет не путевка, а годовой абонемент в фитнес-клуб – такой «подарок» тоже может оказаться ненужным: возможно, у сотрудника артрит, грыжа в позвоночнике и варикоз. Словом, целый букет болезней. Ему бы улучшенную медстраховку, а ему предлагают физические нагрузки…
 
Другой пример. В одном крупной розничной сети лучших специалистов (товароведов, старших продавцов и кассиров) принято поощрять бутылками вина. И вот в какой-то момент в коллективе заметили, что из года в год «отличниками производства» становятся одни и те же сотрудники – старейшины, корифеи, а заслуги новичков никто не замечает. Впрочем, корифеям завидовали недолго – для них церемония вознаграждения стала чем-то привычным, а бутылка вина – надоевшим, обезличенным подарком. 

Действительно, какая радость от подарка, о котором знаешь заранее?

Когда работодатели осознали, что их системы поощрений никак не влияют на мотивацию, они начали обращаться к консультантам: что, дескать, не так? Ответ оказался прост: программы лояльности, в основе которых лежит поощрение сотрудников или партнеров компании призами, должны отвечать интересам и потребностям каждого ее участника. И сами подарки не должны быть стандартными, банальными.

Еще лучше, если программы поощрений будут автоматизированы – в этом случае не надо ломать голову над тем, какое вознаграждение предпочтет новый сотрудник или партнер. Есть сайт на платформе поставщика услуг, где руководитель проекта может ставить перед подчиненными задачи и начислять им баллы. И есть электронная витрина призов, где каждый выбирает, что хочет. Старый ты или новый сотрудник – достаточно пройти регистрацию и включиться в корпоративную жизнь. 

Какая польза бизнесу от индивидуальных систем поощрений? 








Сотрудники

Многие крупные российские компании предпочитают разрабатывать платформы лояльности собственными силами. Плюсы этих продуктов в том, что они учитывают многие внутрикорпоративные нюансы – например, какой общей стратегии подчинено достижение поставленных перед всеми сотрудниками целей. Обычно те или иные задачи компании подробно прописываются на сайте и даже оцифровываются. 

Но у внутрикорпоративных платформ есть и минусы – с их помощью сотрудники не имеют возможности получать материальное вознаграждение. О «передовиках производства» в лучшем случае напишут на корпоративном сайте, похвалят, но им не предложат выбрать тот или иной вариант поощрения. 

Такие порталы создают скорее положительный эмоциональный фон, они не решают вопросы лояльности: всем отличившимся сотрудникам по традиции выплачивают премию, и часто настолько незначительную, что человек ее может и не заметить. 

Подарить сотруднику коня, или какие преимущества у системы индивидуальных поощрений

Например, Первоуральский новотрубный завод (входит в группу ЧТПЗ) платит опытным мастерам за наставничество надбавку всего в 2% зарплаты в месяц. Такие «бонусы» можно считать символическими. Если бы мастерам на заводах предлагали что-нибудь на выбор – сертификат на приключения (надо же как-то разбавить монотонную жизнь производственника) или внеочередной отпуск – пользы было бы больше.

В розничной торговле, где показатель текучести кадров один из самых высоких, поощрительные программы – как материальные, так и не материальные – более разнообразны. 

Так, в сети супермаркетов «Ашан» повышают престиж некоторых профессий за счет того, что им дают другие названия: например, сотрудниц, работающих за кассовыми аппаратами, называют «хозяйками касс». А в «Леруа Мерлен» торговый персонал имеет возможность за хорошие показатели в работе получать не только бонусы, но и быстро занимать управленческие позиции. Все эти меры, безусловно, хороши, но они имеют отложенный эффект: чтобы продавцу дорасти до менеджера должно пройти время.


Партнеры

Производственным компаниям подчас трудно договориться с дилерами о поставках конкретного товара в розничную сеть. И тем более – об особых условиях сотрудничества. Но когда запускаешь поощрительные программы мотивации, партнеры становятся сговорчивее: меняется отношение друг к другу, эмоции переходят в позитивную плоскость. 

Балльная система поощрений дилеров сегодня уже не кажется чем-то сверхъестественным. К тому же управлять работой партнера с помощью автоматизированных платформ легко: дилер заходит через промо-сайт в личный кабинет и загружает товарную накладную, в которой указывает не только наименование продукции, но и количество закупаемых единиц, а также название торговой точки, куда будут осуществляться поставки. Чем больше таких накладных загрузит дилер – тем больше баллов он получит. 


Налоги

Поскольку премия – часть дохода сотрудника, на нее начисляются взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, плюс – с нее удерживается подоходный налог. 

Оплату же услуг автоматизированных платформ лояльности можно отнести к маркетинговым расходам, которые в числе прочих затрат, направленных на получение дохода, уменьшают базу по налогу на прибыль. Правда, чтобы не вызвать нареканий со стороны налоговиков, эти затраты нужно экономически обосновать и документально подтвердить. 

Платформа I-motivate, например, помогает собирать отчеты для бухгалтерии в автоматическом режиме, поскольку каждая транзакция по подаркам финансируется в онлайне.








Обучение

В начале прошлого года специалисты проекта «Академия» компании HeadHunter провели исследование, чтобы выяснить, какие трудности приходится преодолевать работодателям, обучающим сотрудников. Было опрошено 100 HR-менеджеров и руководителей компаний. В каждой пятой организации столкнулись с тем, что люди учиться не хотят. 

«А зачем проходить тренинги, если работодатель не платит за повышение квалификации?» – фраза, которую можно услышать из уст любого работника. 

Для мотивации персонала приходится использовать дополнительные стимулы – например, выстраивать рейтинги сотрудников и вручать самым продуктивным из них подарочные сертификаты. По моим наблюдениям, многим компаниям это помогает даже больше, чем продвижение по службе. 

Так, на одном производственном предприятии, недавно прошедшем модернизацию производства, рабочих заставляют изучать оборудование через поощрительные призы: чем больше статей человек прочитает о новых станках, тем с лучшим результатом он потом сдаст тест и получит возможность выбрать более дорогостоящий приз. 

Участники программы признались, что если раньше они увиливали от учебы, то теперь она стала им в радость. 

Верно говорил американский предприниматель Тони Роббинс: «Нет ленивых людей. Есть цели, которые не вдохновляют».

Илья Ефимов, 
руководитель компании Vpodarok.ru, 
основатель платформы лояльности I-motivate
 
время публикации: 10:00  25 мая 2018 года
0
Теги: персонал

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
BBCG Коммерческий директор
BBI ДЖЕФФРИ ЛАЙКЕР