0/5

Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски

Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски
время публикации: 10:00  07 ноября 2023 года
Фото от tonodiaz на Freepik
В ближайшее время продавцов маркированных товаров ожидает сразу два больших изменения: введение новых индикаторов риска и запрет продажи на кассе товаров, при маркировке которых допущены нарушения. Первые нововведения вступают в силу уже с 3 ноября 2023 года.
Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски




Что именно поменяется и как это отразится на бизнесе, разъяснила Оксана Кобзева, эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству.


В чем суть изменений


До 2030 года действует мораторий на проверки ИП и организаций (Постановление Правительства от 10.03.2022 № 336). Но мораторий их не отменяет, а только ограничивает. Поэтому контролирующие органы могут провести внеплановую проверку потенциальных нарушителей.

Определить потенциальных нарушителей помогают индикаторы риска. Каждое ведомство утверждает свои индикаторы, для продавцов маркированных товаров это делает Роспотребнадзор. До 2 ноября 2023 года действует всего четыре индикатора риска, и три из них касаются маркированных товаров. 

Индикаторы риска перечислены в Приказе Роспотребнадзора от 04.08.2023 № 502, и уже с 3 ноября начнут действовать еще 30 новых индикаторов (они утверждены Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635).


Что за индикаторы риска


Итак, с 3 ноября стало 34 индикатора риска, причем для каждой товарной группы они свои. 

Табак, никотинсодержащая продукция и устройства для ее потребления


— В течение месяца в розничной точке продавали табачную продукцию с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж составил 25% от среднего объема продаж табачной продукции в этой точке за этот же месяц.

— К концу месяца есть остатки табачной продукции со сроком оборота больше 15 месяцев с даты ввода в оборот. Объем такой продукции превышает 25% от общего объема хранимой табачной продукции.

— К концу месяца в розничной точке продали на 50% меньше табачной продукции, чем в среднем продавали в этом муниципальном образовании в прошлом месяце.

Упакованная питьевая вода


— Месячный объем продаж воды с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 150% среднего объема продаж воды за этот же месяц в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали воду с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж превысил 150% среднего объема продажи воды в одном объекте розничной торговли РФ за этот же месяц.

— В течение месяца продавали не введенную в оборот воду, и объем ее продаж превысил 75% среднего объема продаж воды за этот же месяц.

Изделия легкой промышленности


— Месячный объем продаж товаров легпрома с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 50% среднего объема продаж легпрома за этот же месяц в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали товары легпрома с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж превысил 75% среднего объема реализации товаров легкой промышленности в одном объекте РФ за этот же месяц.

— К концу месяца есть остатки товаров легпрома со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем такой продукции превышает 25% от общего объема хранимых товаров легкой промышленности на этом объекте.

— В течение месяца продавали изделия легпрома, не введенные в оборот, и продажи превысили 50% среднего объема реализации товаров легпрома за этот же месяц в одном объекте РФ.

Молочная продукция


— Месячный объем продаж «молочки» с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 25% среднего объема продаж категории за этот же месяц в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали молочку с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, и объем таких продаж более среднего объема реализации молочки в одном объекте РФ за этот же месяц.
 
— В течение месяца продавали не введенную в оборот молочку, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема продаж молочки за этот же месяц в одном объекте РФ.
 
— Месячный объем продаж молочки с истекшим сроком годности превысил 5% среднего объема реализации молочной продукции за этот же месяц в одном объекте РФ.

Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски
Фото от gpointstudio на Freepik

Обувь


— Месячный объем продаж обуви с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил средний объем продаж обуви за этот же месяц в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали обувь с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, в объеме более 75% среднего объема реализации обуви в одном объекте РФ за этот же месяц.

— К концу месяца есть остатки обуви со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема хранимых обувных товаров на этом объекте.

— В течение месяца продавали не введенную в оборот обувь, и объем ее продаж превысил 50% среднего объема реализации обувных товаров за этот же месяц в одном объекте РФ.

Парфюмерия


— Месячный объем продаж парфюмерии с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 25% среднего объема реализации парфюмерии в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали парфюмерию с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, в объеме более 50% среднего объема реализации парфюмерии в одном объекте РФ за этот же месяц.

— К концу месяца есть остатки парфюмерии со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема парфюмерии, которая хранится в этом объекте. 

— В течение месяца продавали не введенную в оборот парфюмерию, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема реализации парфюмерии за этот же месяц в одном объекте РФ.

Фототехника


— В течение месяца продавали фототехнику с кодами маркировки, которые ранее выведены из оборота.

— В течение месяца продавали фототехнику с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке.

— В течение месяца продавали не введенную в оборот фототехнику, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема реализации фототехники за этот же месяц в одном объекте РФ. 

Шины


— Месячный объем продажи шин с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 50% среднего объема реализации шин в одном объекте РФ за этот же месяц. 

— В течение месяца продавали шины с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. И объем таких продаж превысил 25% среднего объема реализации шин в одном объекте РФ за этот же месяц.

— К концу месяца есть остатки шин со сроком оборота больше 24 месяцев с даты их ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема шин, которые хранятся в этом объекте. 

— В течение месяца продавали не введенные в оборот шины, и объем их продаж превысил 25% среднего объема реализации шин за этот же месяц в одном объекте РФ.

— В течение месяца продавали шины, у которых нет подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Изделия из меха


— В течение месяца продавали меховые изделия с кодами маркировки, которые ранее выведены из оборота.

— В течение месяца продавали меховые изделия с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке.

— В течение месяца продавали не введенные в оборот меховые изделия.

На заметку: во всех индикаторах риска имеется в виду календарный месяц.




Читайте также: Начался эксперимент по введению цифрового рубля. Понадобится ли владельцам бизнеса обновлять кассы?




Что еще учесть


Напомним, что в феврале-августе 2023 года проходил добровольный эксперимент по запрету продаж на ККТ незаконно введенной в оборот или просроченной маркированной продукции. При продаже маркированного товара система маркировки проверяла сведения о запрете оборота этого товара и передавала информацию на кассу. После этого продавец мог решить, можно продавать такой товар или нет.

Ориентировочно с 1 марта 2024 года такую схему работы хотят сделать обязательной. При этом продавец уже не сможет принимать решение о продаже, касса технически не сможет «пробить» такой товар.

Правительство уже подготовило проект Постановления, в котором перечислены требования о запрете продажи на кассе некоторых маркированных товаров (Проект Постановления Правительства от 30.06.23 02/07/06-23/00139654 об утверждении перечня случаев, при которых продажа маркированных товаров запрещена на основании информации, содержащейся в Честном знаке). 

Примечательно, что большая часть причин, по которым могут запретить продажу товара на кассе, совпадает с индикаторами риска. Например, на момент проверки товар уже выведен из оборота или сведений о его маркировке нет Честном знаке. Полный перечень случаев запрета можно найти в  проекте постановления (ID документа  02/07/06-23/00139654, размещен на портале проектов). Там же указаны товарные группы, на которые планируется  распространить запреты, и сроки внедрения изменений. В частности, список пополнят:

— табачная и никотинсодержащая продукция;
— молочная продукция;
— упакованная вода;
— пиво и слабоалкогольные напитки.

Все эти меры нацелены на то, чтобы защитить интересы потребителей, ограничив оборот небезопасной и нелегальной продукции. При этом для бизнеса есть плюсы: кассир технически не сможет продать товары, при маркировке которых допущены нарушения, а значит, и магазин не нарушит правила и не получит штраф. 

Оксана Кобзева
эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит