Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регулирующего деятельность МП
время публикации: 10:00 18 марта 2024 года
@Burdun on Freeic
Петр Штеркель, руководитель группы продуктов в сегменте «Маркетплейсы» в Контуре, проанализировал самые главные новшества законопроекта.
Законопроект <О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации> преследует несколько важных целей сразу:
— защита прав продавцов и покупателей
— обеспечение прозрачности взаимоотношений между участниками рынка
— формирование здоровой конкурентной среды.
Эксперты и участники рынка обсуждают вопросы регулирования деятельности маркетплейсов довольно давно, так что законопроект появился вполне ожидаемо. Текущий вариант далеко не окончательный, изменения будут. Законопроект в основном призван регулировать деятельность не сотен тысяч предпринимателей и миллионов покупателей, а самих маркетплейсов, которые, что очевидно, будут стараться отстаивать свои интересы.
Законопроект, прежде всего, направлен на защиту предпринимателей, которые продают товары или услуги на маркетплейсах (селлеров), от действий самих маркетплейсов. В пояснительной записке отмечаются необоснованные и частые изменения условий работы, что приводит к убыткам как у самих продавцов, так и у владельцев пунктов выдачи заказов. Неопределенность правил торговли и порядка разрешения споров между маркетплейсами и селлерами не улучшает предпринимательский климат в этом сегменте бизнеса.
Самый высокий риск для продавцов влекут санкции в виде полной блокировки магазина или карточек отдельных товаров. В развитие продаж инвестируется достаточно много средств - селлеры вкладываются в маркетинг и рекламу, прокачивая карточки товаров. Но блокировка магазина на маркетплейсе сводит на нет все усилия и потраченные деньги.
Конечно, далеко не всегда в споре прав предприниматель, но проблема в том, что отсутствуют корректные и прозрачные механизмы разрешения возможных разногласий. Сейчас ситуация такова, что маркетплейс всегда прав. В Законе прямо прописывается необходимость определения порядка рассмотрения обращений и спорных ситуаций.
Наибольший акцент сделан на агрегаторах, «занимающих значимое положение на рынке». Во-первых, определен порог «маркетплейсов-монополистов» в 20% от сделок рынка. Под это определение попадают сейчас только Wildberries и Озон.
Читайте также: Календарь маркировки: какие товарные группы начнут маркировать в первой половине 2024 года
Во-вторых, именно для них прописаны основные ограничения, включая, например, запрет на создание дискриминационных условий для селлеров. Под дискриминационными условиями подразумевается, например, пессимизация в выдаче тех товаров, которые продаются «на моем маркетплейсе» по более высокой цене, чем те же самые товары на маркетплейсе-конкуренте.
Еще одним заметным пунктом закона, защищающим селлеров, является определение минимального срока, за который маркетплейс обязан уведомить предпринимателя об изменениях условий и тарифов. Сейчас селлеры узнают про нововведения иногда незадолго перед самими изменениями, например об увеличении комиссии за продажу. Теперь же вводится четкий срок уведомления – не менее чем за 30 дней.
@Freepic
Одним из самых важных ограничений с точки зрения влияния на экономику является определение максимальной суммы комиссии, которую может брать маркетплейс за свои услуги по размещению информации о товарах - 10%. Сейчас вся экономика рынка строится на принципиально других значениях. Если эту цифру не получится скорректировать, то юристам и финансистам маркетплейсов предстоит много работы по разработке новых конструкций, позволяющих компенсировать выпадающие доходы.
В пояснительной записке упомянут интересный фактор, который ранее не упоминался в связке с маркетплейсами – социальный. Занимая значительную долю рынка розничной торговли, крупнейшие маркетплейсы могут влиять на цены в стране. В некоторых случаях повышение цены на определенные товары может вызвать социальное напряжение в обществе.
Какого-либо порядка или механизма, контролирующего уровень цен, в законопроекте пока не прописано. Однако в статье 9 прописано, что контроль за исполнением правил и требований будет осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством, что, очевидно, предполагает в будущем более внимательное отношение к маркетплейсам со стороны ФАС.
В заключении важно упомянуть, что авторы законопроекта не забыли и о защите прав потребителей: в текущей редакции документа предлагается запретить брать с покупателей деньги за возвраты товаров.
Самое главное из Закона: выжимка для понимания
● Есть определение МП, «занимающего значимое положение на рынке» - 20% и более сделок рынка. Под это определение попадают только ВБ и Озон
● Статья 3.1. – нельзя включать в договор об оказании услуг размещения информации о товарах МП другие услуги – логистика, продвижение и т.д.
Тут вопрос – как быть с доставкой и продвижением, ведь это не просто «сервисы», а базовые инструменты работы любой онлайн-платформы. Юристы МП будут сочинять.
● Статья 5.1.
5) – обязанность МП не допускать размещения товаров без маркировки и сертификации.
6) – 10) – прописаны права на блокировку карточек и необходимость порядка решения споров
● Статья 5.2. – владелец МП может сам продавать товары;
● Статья 5.3. – нельзя брать деньги за возвраты;
● Статья 6.1. – Тут говорится про ВБ и Озон, что нельзя создавать дискриминационные условия продавцам. Подразумевается принуждения по ценам, акциям и другим услугам. Тут же говорится, что нельзя продавать и продвигать свои товары без оплаты соответствующих услуг.
Тут же про 30 дней, за которые нужно уведомить продавцов об изменения суммы комиссий и т.д.
● 6.5. – прописаны недопущения запрета на замену продавцов путем уступки требования. То есть прямо разрешается продавать и покупать магазины на Озоне и ВБ.
● 6.6. – 10% - максимальная сумма комиссии за все услуги МП Озон и ВБ.
Юристам крупных маркетплейсов в случае принятия большей части предлагаемых мер предстоит очень большая работа.
На рассмотрение в Госдуму внесли законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов. Документ давно ожидаемый, но неоднозначный. Считается, что предлагаемые правила позволят снизить риски как небольшим предпринимателям, так и владельцам маркетплейсов. Однако в большей части мер законопроект направлен против крупнейших площадок и ставит под вопрос саму модель бизнеса МП. Разберем основные моменты.
Петр Штеркель, руководитель группы продуктов в сегменте «Маркетплейсы» в Контуре, проанализировал самые главные новшества законопроекта.
Законопроект <О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации> преследует несколько важных целей сразу:
— защита прав продавцов и покупателей
— обеспечение прозрачности взаимоотношений между участниками рынка
— формирование здоровой конкурентной среды.
Эксперты и участники рынка обсуждают вопросы регулирования деятельности маркетплейсов довольно давно, так что законопроект появился вполне ожидаемо. Текущий вариант далеко не окончательный, изменения будут. Законопроект в основном призван регулировать деятельность не сотен тысяч предпринимателей и миллионов покупателей, а самих маркетплейсов, которые, что очевидно, будут стараться отстаивать свои интересы.
Законопроект, прежде всего, направлен на защиту предпринимателей, которые продают товары или услуги на маркетплейсах (селлеров), от действий самих маркетплейсов. В пояснительной записке отмечаются необоснованные и частые изменения условий работы, что приводит к убыткам как у самих продавцов, так и у владельцев пунктов выдачи заказов. Неопределенность правил торговли и порядка разрешения споров между маркетплейсами и селлерами не улучшает предпринимательский климат в этом сегменте бизнеса.
Самый высокий риск для продавцов влекут санкции в виде полной блокировки магазина или карточек отдельных товаров. В развитие продаж инвестируется достаточно много средств - селлеры вкладываются в маркетинг и рекламу, прокачивая карточки товаров. Но блокировка магазина на маркетплейсе сводит на нет все усилия и потраченные деньги.
Конечно, далеко не всегда в споре прав предприниматель, но проблема в том, что отсутствуют корректные и прозрачные механизмы разрешения возможных разногласий. Сейчас ситуация такова, что маркетплейс всегда прав. В Законе прямо прописывается необходимость определения порядка рассмотрения обращений и спорных ситуаций.
Наибольший акцент сделан на агрегаторах, «занимающих значимое положение на рынке». Во-первых, определен порог «маркетплейсов-монополистов» в 20% от сделок рынка. Под это определение попадают сейчас только Wildberries и Озон.
Читайте также: Календарь маркировки: какие товарные группы начнут маркировать в первой половине 2024 года
Во-вторых, именно для них прописаны основные ограничения, включая, например, запрет на создание дискриминационных условий для селлеров. Под дискриминационными условиями подразумевается, например, пессимизация в выдаче тех товаров, которые продаются «на моем маркетплейсе» по более высокой цене, чем те же самые товары на маркетплейсе-конкуренте.
Еще одним заметным пунктом закона, защищающим селлеров, является определение минимального срока, за который маркетплейс обязан уведомить предпринимателя об изменениях условий и тарифов. Сейчас селлеры узнают про нововведения иногда незадолго перед самими изменениями, например об увеличении комиссии за продажу. Теперь же вводится четкий срок уведомления – не менее чем за 30 дней.
@Freepic
Одним из самых важных ограничений с точки зрения влияния на экономику является определение максимальной суммы комиссии, которую может брать маркетплейс за свои услуги по размещению информации о товарах - 10%. Сейчас вся экономика рынка строится на принципиально других значениях. Если эту цифру не получится скорректировать, то юристам и финансистам маркетплейсов предстоит много работы по разработке новых конструкций, позволяющих компенсировать выпадающие доходы.
В пояснительной записке упомянут интересный фактор, который ранее не упоминался в связке с маркетплейсами – социальный. Занимая значительную долю рынка розничной торговли, крупнейшие маркетплейсы могут влиять на цены в стране. В некоторых случаях повышение цены на определенные товары может вызвать социальное напряжение в обществе.
Какого-либо порядка или механизма, контролирующего уровень цен, в законопроекте пока не прописано. Однако в статье 9 прописано, что контроль за исполнением правил и требований будет осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством, что, очевидно, предполагает в будущем более внимательное отношение к маркетплейсам со стороны ФАС.
В заключении важно упомянуть, что авторы законопроекта не забыли и о защите прав потребителей: в текущей редакции документа предлагается запретить брать с покупателей деньги за возвраты товаров.
Самое главное из Закона: выжимка для понимания
● Есть определение МП, «занимающего значимое положение на рынке» - 20% и более сделок рынка. Под это определение попадают только ВБ и Озон
● Статья 3.1. – нельзя включать в договор об оказании услуг размещения информации о товарах МП другие услуги – логистика, продвижение и т.д.
Тут вопрос – как быть с доставкой и продвижением, ведь это не просто «сервисы», а базовые инструменты работы любой онлайн-платформы. Юристы МП будут сочинять.
● Статья 5.1.
5) – обязанность МП не допускать размещения товаров без маркировки и сертификации.
6) – 10) – прописаны права на блокировку карточек и необходимость порядка решения споров
● Статья 5.2. – владелец МП может сам продавать товары;
● Статья 5.3. – нельзя брать деньги за возвраты;
● Статья 6.1. – Тут говорится про ВБ и Озон, что нельзя создавать дискриминационные условия продавцам. Подразумевается принуждения по ценам, акциям и другим услугам. Тут же говорится, что нельзя продавать и продвигать свои товары без оплаты соответствующих услуг.
Тут же про 30 дней, за которые нужно уведомить продавцов об изменения суммы комиссий и т.д.
● 6.5. – прописаны недопущения запрета на замену продавцов путем уступки требования. То есть прямо разрешается продавать и покупать магазины на Озоне и ВБ.
● 6.6. – 10% - максимальная сумма комиссии за все услуги МП Озон и ВБ.
Юристам крупных маркетплейсов в случае принятия большей части предлагаемых мер предстоит очень большая работа.
Петр Штеркель,
руководитель группы продуктов в сегменте «Маркетплейсы» в Контуре.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...