Продажа алкоголя: когда использовать машиночитаемую доверенность
Подпись электронных документов в ЕГАИС всегда имела много особенностей.
С появлением машиночитаемых доверенностей их стало только больше. В статье мы собрали важную информацию о работе с системами ЕГАИС и ответили на частые вопросы пользователей.
Что такое ЕГАИС и кому в ней работать
ЕГАИС — это единая государственная автоматизированная информационная система, в которой участники рынка отчитываются о производстве, движении и сбыте алкоголя.
Работать в системе могут и руководители предприятий, и сотрудники. И тем, и другим нужны сертификаты квалифицированных электронных подписей (КЭП). Руководителям — с реквизитами юрлица, сотрудникам — с реквизитами физлица, а дополнительно использовать машиночитаемую доверенность. При этом ключи подписей для ЕГАИС отличаются от привычных. Они работают только с той криптографической программой, которая встроена в носитель — токен.
Какие особенности есть у сертификатов в ЕГАИС
● Для ИП
Индивидуальный предприниматель в ЕГАИС может работать двумя способами:
— сертификатом ИП от ФНС: его можно получить только в единственном экземпляре,
— сертификатом сотрудника, который выдают на физлицо, и машиночитаемую доверенность. Сколько сертификатов использовать, зависит от того, указывал ли ИП в личном кабинете ЕГАИС информацию о торговых точках. Если он не сообщал данные о филиалах, то понадобится один сертификат. Если сообщал, то сертификат КЭП нужно использовать на каждой точке.
Возможность информировать о торговых точках ЕГАИС у ИП появилось в ноябре 2021 года, но требование пока необязательно. Однако многие ИП его уже выполняют.
● Для юрлиц
Руководитель юрлица должен использовать сертификат на каждой торговой точке. Однако в УЦ ФНС он не может получить больше одного сертификата КЭП. Поэтому одновременно работать в ЕГАИС на всех торговых точках компании не получится. Для бесперебойной и безопасной работы во всех филиалах директор может делегировать работу в ЕГАИС уполномоченным сотрудникам и для этого получить на них отдельный сертификат физлица и оформить машиночитаемую доверенность.
Сколько МЧД понадобится
Для работы в ЕГАИС одному сотруднику понадобится только одна машиночитаемая доверенность.
Приведем пример.
У организации «Лютик» есть три торговых точки по продаже алкоголя. На первой точке со своим сертификатом электронной подписи работает товаровед Мария. На второй и третьей — лишь один заместитель директора Иван. В таком случае, руководителю «Лютика» нужно выписать две машиночитаемые доверенности: одну на Ивана, другу — на Марию. А вот сертификатов электронной подписи понадобится — три, по количеству торговых точек.
Фото: Freepic
Какая МЧД нужна для ЕГАИС
ЕГАИС принимает МЧД в едином формате 003. Этот формат позволяет в рамках одной доверенности взаимодействовать с контрагентами и госорганами, которые поддержали работу с ним.
МЧД должна быть зарегистрирована в распределенном реестре ФНС и обязательно содержать:
● название, номер и срок действия;
● информацию о доверителе и его представителе;
● перечень полномочий, которыми наделяется доверенное лицо;
● данные о возможности передоверия;
● электронную подпись (КЭП) руководителя организации.
Работа в системе происходит в универсальном транспортном модуле (УТМ). Это программа, с помощью которой магазины и рестораны могут передавать информацию об алкогольной продукции и действиях с ней в базе ЕГАИС. Модуль можно скачать на сайте ЕГАИС.
Обратите внимание, что сервис для подачи деклараций по обороту алкоголя в РАР с МЧД еще не работает. Отправить документы через него можно только с помощью сертификатов с реквизитами юрлица. Если подать декларацию все же надо с помощью сертификата физлица и МЧД, то это можно сделать через УТМ.
Читайте также: Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски
Где взять МЧД для ЕГАИС
МЧД для ЕГАИС можно создать в специальных сервисах, например, в Контур.Доверенности. В сервисе ее можно сформировать подписать и зарегистрировать в распределенном реестре ФНС. А также управлять всеми МЧД компании и отслеживать их срок действия. В сервисе руководитель может делегировать управление МЧД сотрудникам, а сам только подписывать готовые доверенности и заявки на их отзыв. Это значительно упрощает и ускоряет процесс.
В октябре 2023 года Контур.Доверенность вошла в реестр отечественного ПО. Это значит, что сервисом теперь могут пользоваться не только коммерческие организации, но и государственные.
Узнать больше о Контур.Доверенности.
Реклама, АО «ПФ «СКБ Контур».
ОГРН 1026605606620, 620017 г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19а, 18+
erid: 4CQwVszH9pWuJeDA7DV
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...