Рынок логистики 2024-2025: рост оборотов грузоперевозчиков, падение маржинальности и другие тренды

время публикации: 10:00 09 апреля 2025 года
@Freepic
Российская логистика в 2024 году выросла на 1,8%. Это почти вдвое меньше, чем годом ранее — в 2023 году ВВП в логистике вырос на 3,2%. По итогам 2024 года отрасль развивалась медленнее и по сравнению с общей российской экономикой. В 2024 году ВВП страны увеличился на 4,1%. Низкий рост может быть связан со слабой динамикой внешнеторгового оборота — в 2024 году он увеличился на 0,9%.
Бустом для логистики мог бы стать рост продаж на маркетплейсах. Но, как считают эксперты «Бизнес-секретов», это не может нивелировать общий негативный эффект в отрасли.
Транспортировка грузов в 2024 году показала лучшую динамику, чем в 2023-м. За год грузооборот вырос на 0,4%, перевозки грузов — на 5,5%. В 2023 году грузооборот снизился на 0,6%, перевозки грузов выросли на 3,1%.

Логистические компании заработали на 17,1% больше, чем в 2023 году. Их оборот увеличился до 24,3 трлн ₽. Но в январе—феврале 2025 года темпы роста замедлились до 10,8%.
Увеличение оборотов не привело к росту прибыли. Сальдо прибылей и убытков всех компаний в отрасли снизилось на 9,8% в 2024 году к аналогичному периоду предыдущего года и составило 1,9 трлн ₽.
На прибыльность всей логистики сильно повлияла железнодорожная грузовая отрасль. Оборот компаний в этой сфере вырос в 2024 году почти на 20%. Но прибыль упала почти на треть.
Читайте также: Человеческий фактор в автоматизации: как подготовить сотрудников склада к новым технологиям
Стоимость инвестиционных издержек в логистике в январе 2025 года выросла на 11,3% к январю 2024 года, следует из данных Росстата. Это больше потребительской инфляции, которая в 2024 году составила 9,9%. Тарифы на услуги логистики, по официальной статистике, растут быстрее общей инфляции. Например, стоимость грузоперевозок для клиентов выросла на 13,7%.
Участники рынка утверждают, что тарифы логистических компаний увеличиваются медленнее, чем растут издержки бизнеса. Маржинальность снижается из-за роста цен на обслуживание транспорта, увеличения стоимости аренды, высоких процентных ставок, конкуренции и транзакционных издержек.
Еще одной причиной снижения прибыли стало повышение зарплат. По данным Росстата, за год зарплаты в отрасли увеличились на 23,7%.

По данным аналитического проекта T-Data, в России в сфере фулфилмента могут работать около 48 тыс. организаций. Столько компаний указывают своими видами деятельности «вспомогательную деятельность» в перевозках и транспорте, складирование, обработку грузов, курьерскую и почтовую деятельность. За год число таких организаций почти не увеличилось.
Самая большая доля фулфилментов приходится на Москву и Санкт-Петербург — 24% и 11% соответственно. Еще 6% компаний зарегистрировано в Ненецком автономном округе, 5% — в Адыгее.

Почти половина транзакций приходится на оплату селлерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей услуг фулфилмента из этих же городов и регионов. Этот показатель вырос с 42% в 2022 до 47% в 2024 году.
На региональных селлеров приходится 44% всех транзакций с фулфилментами. 30% из них — это оплата услуг фулфилмента из Москвы и Санкт-Петербурга. 14% платежей относятся к оплате региональными селлерами услуг региональных фулфилментов.

В 2025 году рынок e-commerce будут увеличиваться, но, скорее всего, не такими высокими темпами, как в 2023 и 2024 годах, считают эксперты Бизнес-секретов. Отдельные участники рынка не исключают, что прибыль продолжит падать из-за увеличения налога на прибыль и риска снижения внешнеторгового оборота. По данным китайской таможни, за первые два месяца 2025 года оборот с РФ и КНР снизился на 7,1%.
Бизнес-секреты — бренд-медиа Т-Бизнеса о том, как вести бизнес в России. Медиа выпускает статьи, которые помогают открыть и развивать свое дело, разбирает изменения в законах, важные бизнес-новости и публикует интервью с известными предпринимателями.
Издание «Бизнес-секреты» изучило, как рос рынок логистики в 2024 году и начале 2025.
Основные выводы:
● Рост ВВП в логистике замедлился. Причиной стало снижение темпов роста внешнеторгового оборота. Но транспортировка грузов показала лучшую динамику, чем в 2023 году.
● Росту логистики способствует онлайн-торговля. Но продажи на маркетплейсах не могут быть индикатором для всей отрасли.
● Оборот логистических компаний в 2024 году вырос на 17%, но прибыль снизилась почти на 10%.
● Причиной падения прибыли стало снижение маржинальности бизнеса. Растут расходы на транспорт, аренду, зарплаты, а также транзакционные издержки.
● Число фулфилментов почти не растет. Большинство селлеров, в том числе из регионов, обращаются к центральным фулфилментам.
За год грузоперевозки выросли, хотя логистика в целом замедлила темп роста
Российская логистика в 2024 году выросла на 1,8%. Это почти вдвое меньше, чем годом ранее — в 2023 году ВВП в логистике вырос на 3,2%. По итогам 2024 года отрасль развивалась медленнее и по сравнению с общей российской экономикой. В 2024 году ВВП страны увеличился на 4,1%. Низкий рост может быть связан со слабой динамикой внешнеторгового оборота — в 2024 году он увеличился на 0,9%.
Бустом для логистики мог бы стать рост продаж на маркетплейсах. Но, как считают эксперты «Бизнес-секретов», это не может нивелировать общий негативный эффект в отрасли.
Транспортировка грузов в 2024 году показала лучшую динамику, чем в 2023-м. За год грузооборот вырос на 0,4%, перевозки грузов — на 5,5%. В 2023 году грузооборот снизился на 0,6%, перевозки грузов выросли на 3,1%.

Оборот логистических компаний вырос на 17%
Логистические компании заработали на 17,1% больше, чем в 2023 году. Их оборот увеличился до 24,3 трлн ₽. Но в январе—феврале 2025 года темпы роста замедлились до 10,8%.
Увеличение оборотов не привело к росту прибыли. Сальдо прибылей и убытков всех компаний в отрасли снизилось на 9,8% в 2024 году к аналогичному периоду предыдущего года и составило 1,9 трлн ₽.
На прибыльность всей логистики сильно повлияла железнодорожная грузовая отрасль. Оборот компаний в этой сфере вырос в 2024 году почти на 20%. Но прибыль упала почти на треть.
Читайте также: Человеческий фактор в автоматизации: как подготовить сотрудников склада к новым технологиям
Прибыль падает из-за роста расходов на транспорт, аренду и зарплаты
Стоимость инвестиционных издержек в логистике в январе 2025 года выросла на 11,3% к январю 2024 года, следует из данных Росстата. Это больше потребительской инфляции, которая в 2024 году составила 9,9%. Тарифы на услуги логистики, по официальной статистике, растут быстрее общей инфляции. Например, стоимость грузоперевозок для клиентов выросла на 13,7%.
Участники рынка утверждают, что тарифы логистических компаний увеличиваются медленнее, чем растут издержки бизнеса. Маржинальность снижается из-за роста цен на обслуживание транспорта, увеличения стоимости аренды, высоких процентных ставок, конкуренции и транзакционных издержек.
Еще одной причиной снижения прибыли стало повышение зарплат. По данным Росстата, за год зарплаты в отрасли увеличились на 23,7%.

По данным аналитического проекта T-Data, в России в сфере фулфилмента могут работать около 48 тыс. организаций. Столько компаний указывают своими видами деятельности «вспомогательную деятельность» в перевозках и транспорте, складирование, обработку грузов, курьерскую и почтовую деятельность. За год число таких организаций почти не увеличилось.
Самая большая доля фулфилментов приходится на Москву и Санкт-Петербург — 24% и 11% соответственно. Еще 6% компаний зарегистрировано в Ненецком автономном округе, 5% — в Адыгее.

Почти половина транзакций приходится на оплату селлерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей услуг фулфилмента из этих же городов и регионов. Этот показатель вырос с 42% в 2022 до 47% в 2024 году.
На региональных селлеров приходится 44% всех транзакций с фулфилментами. 30% из них — это оплата услуг фулфилмента из Москвы и Санкт-Петербурга. 14% платежей относятся к оплате региональными селлерами услуг региональных фулфилментов.

В 2025 году рынок e-commerce будут увеличиваться, но, скорее всего, не такими высокими темпами, как в 2023 и 2024 годах, считают эксперты Бизнес-секретов. Отдельные участники рынка не исключают, что прибыль продолжит падать из-за увеличения налога на прибыль и риска снижения внешнеторгового оборота. По данным китайской таможни, за первые два месяца 2025 года оборот с РФ и КНР снизился на 7,1%.
Бизнес-секреты — бренд-медиа Т-Бизнеса о том, как вести бизнес в России. Медиа выпускает статьи, которые помогают открыть и развивать свое дело, разбирает изменения в законах, важные бизнес-новости и публикует интервью с известными предпринимателями.
NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как выйти на Wildberries с нуля в 2025 году – пошаговая инструкция
-
Данные «за вчера»: как коммерческий отдел может управлять продажами в реальном в...
-
7,9% инкрементальных заказов — из CRM-канала – кейс «Много лосося» о внедрении C...
-
От омниканальности к оптиканальности: почему меньше — значит больше
-
Как оптимизировать проверку качества на китайских производствах с помощью цифров...