0/5

Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента

Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента
время публикации: 10:00  16 ноября 2022 года
Популярность постаматов как основного способа получения интернет-покупок в РФ растет. Пандемия практически заставила граждан оценить преимущества этих устройств, но сейчас они и сами уверенно занимают свое заслуженное место в обиходе современного человека.
В конце 2021 года многим экспертам казалось, что бурный рост интернет-торговли в России «выдохнется» к концу 2021 года в связи со снятием санитарных ограничений. Сейчас, осенью 2022 года, уже очевидно, что подобные прогнозы оказались ошибочными. 

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые 8 месяцев года объем онлайн-продаж товаров в РФ составил 3,08 трлн руб., что на 39% превысило показатели отрасли за аналогичный период 2021 года.


Самовывоз вне конкуренции


Самым популярным способом получения заказов для российских покупателей остается самовывоз. Для этого имеется ряд вполне объективных причин. 

Во-первых, доставка в пункт выдачи заказов (ПВЗ) или постамат обычно значительно дешевле доставки курьером до двери. Во-вторых, у покупателя нет необходимости часами ожидать заказа, не имея возможности покинуть квартиру или рабочее место. В-третьих, быстрое развитие логистической сети позволяет клиенту, по крайней мере в крупном городе, выбрать одно из множества мест получения заказов, наиболее удобно расположенное по отношению к его повседневным маршрутам.

Исследование Data Insight, проведенное по результатам 2021 года и уточненное в апреле-мае 2022 года, показало, что 56% онлайн-покупателей всегда или в большинстве случаев предпочитают самовывоз. Понимая это, соответствующую опцию развивают и представители интернет-торговли, которые четко видят, что подобная услуга повышает показатели общей конверсии.

Если в 2014 году распределение между доставкой курьерами и через пункты выдачи было 50 на 50, то в сегодня показатели изменились — 98% покупателей заказывают товар в ПВЗ, и всего лишь 2% выбирают курьерскую доставку.


Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента«Потребителям неудобно открывать дверь курьеру, он должен позвонить, сказать, когда придет, нужно согласовать с ним дату, нужно время точно выбрать. И с учетом того, что за последние пять лет ритм жизни россиян сильно изменился, для них намного удобнее стало получение заказов в пунктах выдачи», — поделилась руководитель клиентского сервиса Wildberries Кристина Спирёва в рамках одной из сессий Московской недели интерьера и дизайна, прошедшей с 1 по 6 ноября. 


Популярность постаматов растет


Среди прочих способов самовывоза заказов, наряду с ПВЗ и возможностью забрать товар на кассе магазина, постаматы выделяет ряд уникальных преимуществ. 

Во-первых, они предлагают полностью бесконтактный метод получения покупки, популярность которого резко выросла за время карантина. Во-вторых, получение заказа без помощи продавца обеспечивает конфиденциальность, что важно для определенной категории покупателей. В-третьих, росту постаматных сетей способствует их экономическая эффективность: они занимают небольшую арендованную площадь, не требуют постоянного присутствия сотрудника, обеспечивают надежное и полностью автоматизированное хранение заказов.

Благодаря этим преимуществам с 2020 по 2021 год число постаматов в России практически удвоилось. Этот период совпал с массовым строительством постаматных сетей крупными участниками рынка – «Сберлогистикой», «Озоном», PickPoint и прочих. В 2022 году темпы снизились, но все равно остались значительными. По данным исследования Ecomhub, прирост от года к году составил 16,92%, а общее количество постаматов в РФ превысило 37 тыс.

Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента«Во всем мире, особенно в европейской части, очень активно идет зеленая повестка. Так сложилось, что у них превалирует доставка до двери. Причем доставка в пункты выдачи или постаматы была не так популярна. Тем не менее данный сегмент более экологичен: на доставку необходимо меньше топлива, следовательно, меньше выбросов CO2. Для них этот аспект важен. Это один из драйверов роста и изменения структуры рынка доставки последней мили в будущем», — рассказал в рамках мероприятия ведущий аналитик РБК Сергей Хитров

Можно предположить, что в ближайшие годы сети будут расти в основном за счет регионов и небольших населенных пунктов, где именно постамат является самым рентабельным способом открытия точки присутствия для крупных онлайн-ритейлеров, маркетплейсов и логистических компаний.

Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента


Участники игры


Если не принимать во внимание сложные и многоканальные партнерские отношения между ритейлерами, логистическими компаниями, операторами ПВЗ и так далее, крупными собственными сетями постаматов в России обладают не так много компаний – менее десятка:

● «Сберлогистика» (≈10 000 штук)
● Почта России (≈5 000 штук)
● OZON (≈5 000 штук)
● 5Post (≈5 000 штук)
● PickPoint (≈4 100 штук)
● «Яндекс.Маркет» (≈2 600 штук)
● «Халва» (≈2 300 штук)
● Cainiao (≈1 700 штук)
● СДЭК (≈1 500 штук)

*Данные исследования в октябре 2022 года опубликованы Ecomhub.

В абсолютных цифрах большой прирост за последний год получила сеть Сберлогистики, число точек которой увеличилось сразу на 1900 штук. При этом сеть Почты России благодаря контракту с «Ростехом» на производство соответствующих устройств за тот же период выросла в десять раз – со скромных 500 до 5 тыс. точек.

Хорошую относительную динамику продемонстрировали также СДЭК (+139%) и Cainiao (+51%). Остальные участники рейтинга, за исключением небольшого падения у PickPoint, показали более скромный, но все же рост.

Лидером по падению количества собственных постаматов за прошедший год стал OZON, который отказался от каждой третьей точки сети (–2500 устройств). И это при том, что еще в 2019 году компания возглавляла российский рыночный рейтинг в этом сегменте.




Читайте также:  В России резко вырос спрос на готовые ПВЗ




Будущее постаматов


Неувядающая любовь отечественных покупателей к самовывозу обещает рынку постаматов безоблачное будущее. В первую очередь они будут развиваться функционально. Уже сейчас в Москве можно встретить постаматы, оборудованные охлаждающей секцией для хранения продуктов питания. Подобная возможность наверняка окажется широко востребованной, когда мини-постаматы станут привычным атрибутом подъезда многоквартирного дома – таким же обычным, как сейчас почтовые ящики.

Совершенно логичным выглядит добавление к постаматам функциональности классических камер хранения и возможности отправки небольших предметов, например, в сервисный центр или даже частному получателю. Рост популярности классифайдов и экономических взаимоотношений C2C будет способствовать спросу на эту услугу.

Так, в рамках одной из сессий Московской недели интерьера и дизайна представитель маркетплейса Ozon рассказал, что аналитики компании прогнозируют рост online-рынка в одном лишь сегменте мебели более чем в три раза — со 133 млрд рублей в 2021 году до 505 млрд в 2026.

Рынок постаматов в России: какие факторы обеспечивают рост сегмента«Каждые 6 секунд на Ozon покупают одну единицу мебели. И мы планируем увеличить этот показатель до конца года в два раза», — уточнил руководитель группы «Мебель» Ozon Виктор Иванов.

Отдельно надо отметить, что постамат может занять свое заслуженное место и в городском хозяйстве. По крайней мере, в крупных городах. Постаматы проекта «Московский постамат» были успешно апробированы Правительством Москвы еще в прошлом году в нескольких жилых домах и получили положительные рекомендации. От реализации проекта выигрывают все: бизнесмены сэкономят на транспортировке и логистике, а горожане смогут получать и отправлять покупки и посылки прямо у себя в подъезде в любое удобное время
.
На сессии на Московской неделе интерьера и дизайна руководитель Фонда «Московский инновационный кластер» Алексей Парабучев тоже отметил впечатляющие перспективы рынка постаматов в России. Первые аппараты проекта «Московский Постамат» уже работают в столичных жилых комплексах.

«Говорить о других регионах пока рано, у нас непочатый край работы в Московском регионе. В перспективе, я думаю, проект, безусловно, может быть экспортирован или переведен в другие города-миллионники. Но в первую очередь мы смотрим на Санкт-Петербург, Екатеринбург и так далее», — отметил эксперт.

Московские власти уже анонсировали, что к 2025 году количество подключенных к проекту постаматов увеличится до 10 тысяч. Устройства смогут выполнять функции приема и отправки посылок, временного хранения, транспортировки документов и пр. 

New Retail

0
Реклама на New Retail. Медиакит