0/5

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи
время публикации: 10:00  18 января 2021 года
С помощью каких инструментов и понятных сценариев ритейлер может снизить затраты на каналы связи и обеспечить кибербезопасность магазинов, пунктов выдачи и складов, не увеличивая кратно штат ИТ- и ИБ-специалистов? Разберём конкретные примеры.
Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связиАльберт Маннанов, менеджер по развитию сервисов Solar MSS компании «Ростелеком-Солар».

Сделать это можно, заменив дорогие каналы связи более дешевыми, а функции безопасности и обслуживания передать на аутсорс. Для этого существуют сервисы кибербезопасности на базе технологии SD-WAN, которая сейчас активно внедряется в ритейле. Совокупная экономия от применения подобного подхода уже в первый год может составить порядка 70%. Из чего она складывается и какие задачи удается решить с помощью сервисов кибербезопасности – рассказываем ниже.


Быстрые изменения и новые кибервызовы 

Бизнес ритейлера быстро расширяется, и новые магазины нужно оперативно подключать к головному ЦОД компании, контролировать все соединения и обеспечивать их безопасность. Наиболее распространенное решение здесь – виртуальные сети передачи данных. Но их стоимость при аренде каналов MPLS VPN довольно высока, а подключение занимает много времени (заключение договора, обеспечение самого канала связи и доставка оборудования). Чем больше организация, тем эта задача сложнее.

Наряду с этим встают вопросы стратегического развития. Продавцы сокращают время доставки товара, создавая автоматизированные сети постаматов.  В офлайн-магазинах появляются бесплатные точки Wi-Fi, а у сотрудников торговых залов – планшеты. Активно внедряются технологии цифровых ценников. 

Все это помогает улучшить сервис, но в то же время делает его более уязвимым для киберпреступников. Последние преследуют самые разные цели при атаках на ритейл: хищение данных клиентов, прямая кража денег, махинации с бонусными системами, банальный взлом и шифрование ресурсов продавца с целью получения выкупа, конкурентный кибершпионаж, DDoS в высокий сезон и т.д. 

Например, из-за наличия критичных уязвимостей в работе сайта магазина злоумышленники могут (и это реальный кейс) встроить вредоносное ПО, которое «перехватывает» и отправляет конкурентам данные о покупателях и их заказах.  Другой пример: многие точки продаж оборудованы компьютерами, и если не ограничить на них доступ ко многим сайтам, в том числе фишинговым, они станут для хакеров легкой точной входа в ИТ-инфраструктуру организации. Также требуют защиты каналы связи между точками продаж и центральным дата-центром.

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связиРазберемся, как же ритейлеру обезопасить себя, не закупая дорогое оборудование и не увеличивая кратно штат ИБ-специалистов. 


Сервисный подход к безопасности

В мировой практике так называемые управляемые сервисы кибербезопасности давно не экзотика. Зачастую их предоставляют крупные операторы связи с развитой сетевой инфраструктурой, системами управления и мониторинга и требуемыми человеческими и техническими ресурсами. Оказывая подобные услуги, операторы связи должны обладать соответствующей экспертизой в ИБ и как минимум иметь собственный центр мониторинга и реагирования на атаки (Security Operations Center, SOC). 

В России этим требованиям отвечает «Ростелеком» и его дочерняя компания, провайдер сервисов кибербезопасности, «Ростелеком-Солар». Предоставляемые сервисы базируются на централизованной платформе (Solar MSS), что дает возможность производить нужные обновления максимально быстро для всех заказчиков. Для доставки услуг до потребителя применяется технология SD-WAN, которая позволяет использовать обычные недорогие каналы связи для объединения площадок, обеспечивая при этом шифрование и резервирование. 

Преимущества такого подхода очевидны: закупкой, установкой и обслуживанием оборудования занимается провайдер. При этом он постоянно наполняет и обновляет базу идентификаторов компрометации, в том числе благодаря обмену данными об угрозах с НКЦКИ ФСБ России, ФинЦЕРТ Банка России, а также на основе собственного мониторинга. Благодаря этому заказчик получает качественную и своевременную защиту, которую не смог бы обеспечить сам.

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи


Как и от чего можно защититься по сервисной модели 

В формате сервиса ритейлер может получить средства межсетевого экранирования, потоковый антивирус, средства обнаружения вторжений, веб-фильтрации, а также выделенную среду (песочницу) для безопасного исполнения потенциально вредоносных программ. Сервис позволяет контролировать весь трафик, идущий от точек продаж в дата-центры продавца. При этом настройку и конфигурацию политик безопасности, установку обновлений на средства защиты для всех площадок обеспечивает команда «Ростелеком-Солар», что для заказчика весьма удобно с учетом географической распределенности. 

В противовес сервисной модели стандартный подход (когда средства защиты вместе с аппаратными ресурсами организация внедряет у себя самостоятельно) требует регулярного обслуживания созданной инфраструктуры. Часто этим занимаются разные подрядчики, что добавляет сложностей при разделении зон ответственности.

В 2020 году многие компании, в том числе из сферы торговли, перешли на «удаленку», а оперативная и не всегда качественная цифровизация многих бизнес-процессов вызвала всплеск киберпреступности. Сервисная модель ИБ оказалась фактически единственным вариантом, который позволяет в предельно сжатые сроки подключить требуемый стек защиты и гибко его масштабировать, а также дополнять другими сервисами.

Как минимум в периоды сезонных распродаж стоит подключить сервис по защите от DDoS-атак, предварительно проведя анализ трафика интернет-магазина. Базовые уязвимости сайта можно выявить, проведя анализ защищенности инфраструктуры (Vulnerability Management), а исправив все найденные ошибки стоит провести еще одно, контрольное, сканирование. И, конечно, есть смысл подумать о подключении на постоянной основе сервиса по защите имеющихся веб-ресурсов (Web Application Firewall). 

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи


Сервисы vs проектный подход – экономия в цифрах

Как уже упоминалось ранее, аренда каналов SD-WAN значительно снижает стоимость подключения площадок. Это достигается за счет смены IP/MPLS VPN на обычные каналы связи – интернет. При этом для надежности можно использовать 2-3 независимых интернет-канала или LTE. 

Экономия для 50 площадок с каналами связи на 10-20 Мбит/сек составит 300 000–700 000 руб. в месяц (с учетом средней стоимости аренды IP/MPLS VPN в центральном регионе с невысокой гарантией качества). Цена зависит от региона, качества предоставления услуг и уровня присутствия конкретных телеком-операторов. Величину командировочных расходов на инженеров, которые будут выезжать на площадку для замены оборудования, мы здесь не учитывали.




Читайте также: Ликбез для ритейла: как обучить сотрудников киберграмотности




За счет добавления функций безопасности ценность сервисной модели возрастает еще больше. Например, установка партии межсетевых экранов потребует первоначальных затрат на закупку, доставку и внедрение. По нашим оценкам, при подключении 50 удаленных площадок к сервису защиты от сетевых угроз (Unified Threat Management, UTM) экономия уже в первый год составит порядка 10 000 000 рублей (сюда включена стоимость внедрения, лицензий на межсетевые экраны, сервера управления и поддержки вендора). 

Ниже представлено сравнение стоимости сервисной модели и традиционного проекта по внедрению и поддержке каналов связи для 20, 50 и 200 площадок. Кейсы могут отличаться в зависимости от количества и особенностей сетевых схем подключений офисов и точек продаж. Также есть прямая зависимость от стоимости оборудования, курса доллара и зарплат нанимаемых сотрудников. Тем не менее, соотношение двух моделей потребления остается примерно тем же. 

TCO каналов связи для 20 площадок
Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи

TCO каналов связи для 50 площадок
Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи

TCO каналов связи для 200 площадок
Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи

Также для поддержки оборудования требуются специалисты, которые умеют работать с решениями конкретного вендора. Такие кадры на рынке труда «стоят» недешево: экономия на команде из 4 человек в год составит 700 000–800 000 руб. (с учетом средней зарплаты специалиста, накладных расходов и загрузки специалиста по управлению оборудованием). 

Таким образом, общая экономия для 20 площадок, подключаемых к сервисам межсетевой защиты, в первый год составит порядка 4 млн руб. (экономия 65%), для 50 площадок – 12 млн рублей (экономия 75%), а для 200 площадок – 36 млн руб. (экономия 75%). Но и это еще не всё. 

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи


Как ещё сократить траты?

Технологией доставки сервисов является SD-WAN, позволяющая использовать дешевые каналы связи от любых провайдеров и различные способы подключения. Это решение унифицирует все подключения одним типом оборудования – СРЕ (Customer Premises Equipment), которое устанавливается на площадке. 

В результате происходит сокращение трат. Во-первых, использование простого интернета (в т.ч. мобильного), а не выделенных виртуальных каналов связи значительно дешевле. Для надежности можно задействовать два интернет-канала разных провайдеров. Во-вторых, у крупнейших операторов связи, таких как «Ростелеком», существует огромное количество точек присутствия в регионах, что помогает сократить стоимость содержания запасного оборудования. Комбинация быстрой доставки аппаратных решений и возможности подключения к различным каналам связи позволяет открывать новые локации в считанные дни, а не месяцы, как раньше. 

Еще один несомненный плюс сервиса – возможность гибкого потребления. Например, в магазине канал доступа в 5 Мбит/сек, а самая младшая модель от вендора начинается от 200 Мбит/сек. Или в новом офисе долгое время нет высокой нагрузки на сеть, а оборудование закуплено с «запасом» на будущее. Очевидно, что при классической инфраструктуре заказчику приходится переплачивать за неэффектное использование более производительных аппаратных решений.

Наличие на площадке заказчика одного устройства, которое способно быстро подключать и отключать сервис, позволяет избавиться от множества узкоспециализированных решений. Устройства СРЕ обладают разными форм-факторами. Самое небольшое – до 100 мбит/сек – может поместиться в ограниченном пространстве, например, в постамате. Кстати, к нему же можно подключить обычный LTE-модем. Есть и более производительные – до 10 Гбит/сек. Для большей надежности устройства можно задублировать.

Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи


Как попробовать?

В России управляемый SD-WAN с функциями UTM предлагает «Ростелеком-Солар». На данный момент мы реализовали несколько проектов с использованием этой технологии, в которых объединили площадки заказчика и обеспечили поддержку решения 24х7. Например, один из крупных ритейлеров по этой схеме подключил магазины к региональному ЦОД торговой сетей. Это оказалось выгоднее аренды виртуальных каналов связи (которые к тому же не везде можно подключить) или реализации полноценного проекта по шифрованию имеющихся интернет-каналов. 

Помимо прочего, один из значимых доводов в пользу сервисов безопасности на базе SD-WAN – скорость предоставления услуги. На этапе первичного взаимодействия с компанией-заказчиком подключение занимает около 1 недели, в дальнейшем – менее 24 часов для каждой новой площадки.

Для подключения можно организовать бесплатное тестирование сервиса, в рамках которого решаются задачи обеспечения межсетевого экранирования, обнаружения и предотвращения вторжений на уровне сети, проксирования веб-трафика, контроля приложений на уровне сети и потокового антивируса. По итогу клиент получит отчет со статистикой проходящего трафика – по попыткам перехода на фишинговые сайты, заблокированным вирусам, топ категорий используемых веб-приложений и т.д. 
Сколько и как можно сэкономить на кибербезопасности и каналах связи Запрос на бесплатное пилотное тестирование – по адресу presale@rt-solar.ru

Альберт Маннанов, 
менеджер по развитию сервисов Solar MSS компании «Ростелеком-Солар»

для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит