0/5

Собственная TMS-система VS внешнее решение: что лучше?

Собственная TMS-система VS внешнее решение: что лучше?
время публикации: 10:00  17 января 2022 года
За последние несколько лет ритейл-компании в различных секторах все больше автоматизируют логистические процессы. Они стараются сократить время на каждую операцию, составлять максимально эффективные алгоритмы, исключить человеческий фактор и возможность ошибок. Для этого бизнес использует TMS-системы. Разберемся, что лучше – самописные решения или внешние.
Собственная TMS-система VS внешнее решение: что лучше?Элиза Кремнева, старший менеджер по работе с проектными клиентами Loginet.

Синхронизируясь с сайтом компании, эти решения получают сведения о покупках на них: какие товары и куда нужно доставить. Далее они определяют характеристики продуктов, их вес и габариты, нужный район доставки, ситуацию на дорогах, доступные машины, водителей и еще много других параметров. Именно благодаря им логистика стала такой, как мы привыкли ее видеть – с быстрой доставкой в определенные интервалы. 

Для бизнеса эти системы составляют оптимальные маршруты, следят, чтобы машины не ездили полупустыми и перегруженными; автоматизируют и ускоряют работу логистов. 

Даже если компания не такая большая – скажем, у нее примерно 100 перевозок в месяц, без автоматизации всегда есть риск человеческой ошибки – или просто неправильно выбранного тарифа из нескольких предложений. Это может привести к существенному увеличению бюджета на логистику. Для бизнеса, у которого более 500 перевозок в месяц это уже необходимость. Невозможно представить все современные крупные онлайн-магазины без таких решений.

TMS-системы бывают как внутренние (над которыми работает команда конкретной организации), так и внешние (IT-компания создает и дополняет свое решение, и другой бизнес получает к нему доступ). Сейчас мы видим настоящую гонку бюджетов на внутреннюю разработку. 

Но что лучше и правильнее: написать собственную систему или внедрить готовую? Есть мнение, что стоимость внешних решений падает, а обслуживание собственного только возрастает, но так ли это? Разбираемся в плюсах и минусах.  

Посмотрим, сколько может стоить такой проект и во сколько обойдется поддержка его в рабочем состоянии. 

В среднем для создания простейшего TMS-решения потребуется как минимум штат из двух Backend-разработчиков, одного Frontend-разработчика, одного аналитика и одного тестировщика (это уже около одного миллиона рублей в месяц). Если нужно более специфичное и сложное решение, стоимость его разработки ощутимо возрастает. Задача разбивается на следующие этапы. 

1. Проанализировать и описать все бизнес-процессы. Понять, как они могут измениться в ближайшее время, что должно обязательно быть в системе;

2. Подобрать IT-команду силами собственного HR или аутсорсинговой компании;

3. Построить архитектуру решения: прописать, как все его части будут взаимодействовать между собой;

4. Обеспечить сервер для хранения данных, определить, где он будет находиться;

5. Разработать систему решения; 

6. Протестировать ее;

7. Запустить пилотную версию;

8. Проверить работоспособность финальной версии;

9. Исправить неточности и ошибки;

10. Запустить итоговую версию TMS. 

Даже при минимальном наборе требований процесс реализации от идеи до работоспособности проекта займет не менее года. C финансовой точки зрения за этот срок смета ощутимо может выйти за рамки запланированной. Аренда помещений, серверов; зарплата программистов растет чуть ли не с каждым месяцем.

Плюсы собственного решения: 

● Решение будет написано под собственные бизнес-процессы и будет полностью соответствовать всем операциям заказчика. Очень удобно иметь собственную TMS.

● Можно попросить прописать специфические функции, необходимые конкретному бизнесу. 

● С помощью собственной TMS-системы часто бывает удобнее масштабировать бизнес. 

● Данные остаются в корпоративной системе компании, уменьшается риск их слива или потери. 

Собственная TMS-система VS внешнее решение: что лучше?

Минусы собственного решения: 

● Только IT-команда будет стоить не менее 12 миллионов рублей в год, не говоря о затратах на серверы, интеграцию и дополнительные сервисы.  Далеко не все компании могут позволить себе такие траты. 

● Нельзя просто создать решение и дальше просто использовать его. Технологии совершенствуются, и IT-команде придется дополнять его инфраструктуру, добавляя новые возможности. Плюс, нельзя забывать и о том, что системы с огромным количеством данных могут стать лакомым куском для злоумышленников, которые могут сканировать их, отыскивая уязвимости. 

ИБ-специалистам необходимо самим прорабатывать эти моменты, проверять системную защиту от атак. В противном случае компанию ожидает катастрофа – и когда это произойдет, только вопрос времени.  Не исключено, что бизнес со сравнительно небольшим оборотом не сможет выйти в плюс при таких расходах и встанет вопрос о рентабельности такого решения. 

● Также необходимо учесть, что далеко не все параметры TMS заранее известны при написании технического задания. Учесть все нюансы сложно даже очень опытным специалистам. А если у команды (как бизнес, так и IT) не так много знаний в этой сфере, неточности в ТЗ неизбежны. Дополнительные требования могут появиться на любом этапе – и каждое может сломать логику системы и привести к дополнительным переделкам и исправлениям. В самом худшем случае начинать разработку придется заново – и терять время и деньги.

● Воспользоваться таким решением сможет только одна компания-разработчик. Маловероятно, что кто-то из конкурентов будет готов передать все свои данные системе заинтересованной стороны. Это значит, что шанс «отбить» затраты на разработку с помощью других организаций очень мал. Как правило, такие системы будут окупаться, только если рассчитаны на большое число игроков. 

● С собственным решением бизнес не получает необходимую поддержку и экспертизу на рынке. Как правило, разработчики TMS-систем общаются с огромным количеством компаний и быстро накапливают огромный опыт, который тут же применяют на практике. Они точно знают, как максимально быстро и эффективно достичь результата – и смогут подсказать и своим клиентам.




Читайте также:  На пятой передаче: как изменится складская логистика в экспресс-доставке продуктов в ближайшем будущем



Подведем итоги. 


Вам можно рекомендовать самим разрабатывать IT-решение, если: 

● У вас крупный и устойчивый бизнес с широкой сетью поставок. 

● Большая часть вашего оборота – от онлайн-продаж. 

● У вас очень опытная команда, которая способна идеально проанализировать все бизнес-процессы. 

● Вы готовы каждый год увеличивать затраты на IT-команду и это заложено в ваш план на ближайшее время. 

● Вы осознаете, что ошибки время от времени неизбежны и решение придется корректировать – и закладывать на это дополнительный бюджет. 

Мы не рекомендуем вам работать над собственной TMS-системой, если: 

● Вы только заходите на рынок и начинаете работу.

● Вы понимаете, что ваше решение может не окупиться.

● У вас не хватает экспертизы и вам время от времени нужно будет подключать экспертов со стороны.

● Вы не можете позволить себе оплату опытных программистов и готовы рассмотреть начинающих или средних специалистов. В этом случае неминуемы ошибки и сбои, за которые придется расплачиваться как финансово, так и репутационно.

Проект по созданию собственного решения может показаться весьма перспективным, масштабным и очень выгодным решением, но только на первый взгляд. Будучи профессионалами в своей сфере (торговле или какой-либо еще), охватить IT-индустрию и учесть все ее нюансы практически невозможно. 

Поэтому мы рекомендуем очень тщательно проанализовать каждый бизнес-процесс и рассчитать, какое решение для вас выгоднее. 

Элиза Кремнева, 
старший менеджер по работе с проектными клиентами Loginet.

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит