0/5

Спокойствие и гибкость: как чувствует себя российский рынок товаров для йоги

Спокойствие и гибкость: как чувствует себя российский рынок товаров для йоги
время публикации: 10:00  03 марта 2023 года
В России в последние годы отмечается повышение интереса к йоге. Людей привлекает доступность занятий, большинство из которых не имеют ограничений ни по возрасту, ни по первоначальному уровню подготовки. Соответственно, растет и рынок товаров для йоги. О перспективах его развития рассказывает основатель нишевого онлайн-магазина.
Так, по данным компании «ГидМаркет», в период с 2015 по 2019 год его объем в России увеличился почти в полтора раза – на 10,7 млрд рублей. Если говорить о ситуации в мире, то объем мирового рынка ковриков для йоги вырос с 11,47 млрд долларов в 2022 году до 12,19 млрд долларов в 2023 году.

Предприниматель, основатель онлайн-магазина товаров для йоги и духовного развития RamaYoga Олег Свечкин рассказал о том, что сегодня происходит с этим рынком у нас в стране и каковы перспективы его развития. 


Тенденции


Едва ли не самый заметный скачок интереса к йоге и товарам для нее мы отметили в период пандемии. Этот вид фитнеса выигрывает по сравнению со многими другими, в том числе и благодаря возможности заниматься дома. Для йоги не нужны просторные помещения и спецоборудование. 

По данным Admitad, во время локдауна покупатели потратили на йога-товары больше, чем обычно тратят за год: в апреле на 86% и еще на 77,5% в мае. Наша выручка за 2020 год составила 143 млн рублей, что на 20% больше по сравнению с предыдущим. Всего за время пандемии мы наблюдали практически четырехкратный всплеск продаж. На это повлияло закрытие спортзалов и фитнес-клубов, люди начали заниматься в собственных квартирах. При этом за весь период действия коронавирусных ограничений привычка к домашним занятиям настолько закрепилась в нашей жизни, что после окончания карантина спрос на товары для йоги не упал. 
 
Сейчас рынок в России вышел на плато, и нужно искать новые товары для фитнеса, йоги и медитации. При этом в нашем интернет-магазине мы зафиксировали определенное перераспределение спроса: продажи ковриков упали примерно на 10%, но в таком же объеме выросли продажи товаров для медитации и антистресс-товаров — подушек, массажных валиков.

Спокойствие и гибкость: как чувствует себя российский рынок товаров для йоги


Текущие проблемы


Главная проблема, с которой наша отрасль столкнулась в последний год, — это санкции, введенные в отношении России. Меры экономического воздействия привели к разрыву логистических связей и сбоям в поставках товаров из-за рубежа. Кроме того, резко выросли цены на сырье внутри России. И если в первый месяц продажи еще по инерции держались на прежнем уровне, то дальше началось падение. 

Помимо чисто экономических причин, сыграл свою роль и психологический фактор: покупатели искали более долговременные способы инвестиций и предпочитали вкладываться в недвижимость, а не товары повседневного использования.  

Вторая глобальная составляющая санкций — уход с российского рынка большинства зарубежных поставщиков. В течение примерно полугода мы вообще никаким образом не могли получить новый товар из-за рубежа. Новые пути заработали только к сентябрю, а поставки из Перу прервались на 9 месяцев, потому что между нашими странами отменили прямые рейсы. 

Сохранить прибыль по итогам прошлого года на уровне 2021-го нам позволило изменение баланса показателей: товарооборот на рынке упал, но цены выросли, что и компенсировало возможные потери.  


Импортозамещение и новые возможности


Часть товаров мы довольно быстро сумели найти в России — в подмосковных Электроуглях у нас есть собственное производство, где мы выпускали все, что можно сделать в РФ. В первую очередь это касается ковриков для занятий йогой, поэтому ими мы были обеспечены.  Одновременно мы искали дополнительные возможности сбыта, новые ниши для йога-продукции. 

Иногда принимались абсолютно парадоксальные решения. Например, выяснилось, что наши коврики для йоги являются отличным антивибрационным покрытием. Это я обнаружил, когда подстелил такой коврик под мою внезапно «запрыгавшую» стиральную машинку. После этого мы наладили продажу на маркетплейсах обрезков от ковриков как антивибрационного покрытия для домашней техники. 


Мы постоянно находимся в поиске новых идей и применения наших товаров не по «прямому назначению», а также стараемся использовать возможности нашего производства для изготовления нестандартной продукции для маркетплейсов. 

Для работы на маркетплейсах обязательно нужно иметь хорошие отзывы, не высокую цену и большой объем возможности поставки товара в срок. Кроме того, мы выходим на иностранные маркетплейсы. Выйти на них помогают российские экспертные центры: они предоставляют специальных интеграторов, которые открывают юрлица и выставляют ваши продукты на зарубежных площадках. Правда, эти интеграторы не всегда хорошо работают, поэтому не стоит рассчитывать на то, что вы сразу сделаете там большие продажи.




Читайте также:  Чек-лист для селлеров: что продавать на маркетплейсах весной 2023 года




Сам выход на маркетплейсы где-то занимает немного времени, а где-то – достаточно много. Например, почти на всех европейских маркетплейсах оформление документации может занять до 4 месяцев, на Zalando нужно отправлять образцы товара для оценки, Otto дает подтверждение через несколько месяцев. Сама раскрутка бренда может занять несколько лет. Нужно быть готовыми к тому, что ваш товар не будет продаваться, поэтому здесь нужно дополнительно вкладываться в раскрутку бренда в стране. 

К тому же приходится постоянно следить за тем, какие категории товаров та же Европа запрещает к ввозу. Например, сейчас нельзя ввозить дерево, фанеру, гвозди в Германию. Вот у нас, например, есть доски с гвоздями, и сейчас мы будем пытаться ввезти их, посмотрим, какой кейс в результате получится.


Сейчас у нас вся логистика проходит через Литву. Можно, конечно, поставлять товары и через Казахстан, и через Турцию, открыв там юрлицо, но это очень затратно. 

Располагая собственным производством и имеющимся набором поставщиков, мы видим хорошую возможность для выхода на зарубежные рынки. В течение трех лет мы анализировали ситуацию, заказывали соответствующие исследования, которые, в частности, показали, что только в Англии ежемесячно продается целый контейнер товаров для медитации. А Объединенные Арабские Эмираты только в 2014 году открыли свой рынок для йога-товаров: до тех пор занятия йогой были в стране запрещены. Таким образом, сейчас это абсолютно свободная ниша. 

Планируется также выход на экспорт в Германию, Францию, Австрию. Однако в этих вопросах нам приходится постоянно мониторить санкционные документы на предмет запрета ввоза тех или иных товаров из России в Европу. Мы постоянно просчитываем логистику, ищем альтернативные маршруты поставок, с тем чтобы санкционный режим не стал препятствием для продаж нашей продукции.

Олег Свечкин,
основатель онлайн-магазина товаров для йоги и духовного развития RamaYoga.

New Retail 

0
Реклама на New Retail. Медиакит