Тесты в ритейле: кому это нужно и как их проводить
время публикации: 10:00 20 мая 2019 года
Количественные исследования помогают принимать правильные решения при планировании развития торговой сети или выводе на рынок новой группы продуктов.
Руководитель отдела аналитики компании AIC Виталий Черемисинов рассказывает, что нужно тестировать в розничном магазине, чтобы повысить средний чек или снизить затраты на продвижение продукции.
2018-ый стал годом ценовых войн в ритейле. Представители торговых сетей говорят о том, что «перекормили» покупателей скидками, сформировав новый тип потребительского поведения: до 42% от всех покупок совершается в рамках промо, что отнюдь не способствует росту среднего чека. К негативным факторам для классического офлайн ритейла можно отнести и то, что онлайн магазины всё больше оттягивают трафик. Согласно исследованию холдинга «Ромир», сегмент FMCG в e-commerce вырос на треть по сравнению с прошлым годом.
В этой конкурентной борьбе особенно остро встает вопрос о том, каким образом выстроить продажи и развитие розничной сети, чтобы при этом не работать в убыток.
Нужные ответы можно получить в ходе тестирования, а конкретнее – количественных исследований, которые позволяют проверять гипотезы относительно поведения потребителей. На основе результатов рассчитываются необходимые объемы производства и рентабельность, формируются цена и параметры продукта, выявляются незанятые ниши рынка.
Ритейл использует тестирование, чтобы понять, как увеличить средний чек, поднять LTV (доход, который приносит клиент компании за всё время взаимодействия с ней), либо утилизировать продвигаемые товары.
Что может стать предметом тестирования?
Тестирование имеет ценность как для ритейлера, так и для производителя продукции. При этом самой удобной площадкой для проведения исследований является любой представитель розничной сети – магазин. Это та самая точка, где продукт встречается с потребителем и перетекает в его корзину. Именно на этом уровне удобнее всего исследовать поведение покупателя и получать точные показатели для проведения дальнейшего анализа.
Чаще всего для выделения тестовых групп учитываются такие метрики, как средний чек, LTV, NPS (индекс лояльности) или CSI (индекс удовлетворенности).
В топ популярных категорий тестирования в розничных сетях входят:
1. Выкладка товара, в том числе в прикассовой зоне. Этот вид исследования подразумевает наблюдение за тем, как влияет расположения товара на частоту его покупки. Например, к ритейлеру может обратить производитель шоколадных батончиков и попросить проверить, в каких случаях продукт лучше покупают: с верхней полки или с нижней.
2. Продвижение товаров: поиск наиболее эффективных и малозатратных форматов промо.
3. Терминалы самообслуживания. Категория, которая позволяет провести анализ снижения стоимости единицы товара при выводе из цикла покупки кассира. Этот вид исследования ориентирован на покупателей, которые приходят в магазин для быстрого шоппинга и не хотят тратить время в очередях. Терминалы могут существенно увеличить лояльность этой аудитории.
4. Сайт. У каждого ритейлера доставки продуктов (Утконос, Азбука вкуса, X5 Retail) есть собственные сайты. Сайты – это такая же онлайн-витрина, которая монетизируется. Следовательно, на нем можно проверять различные функциональные и визуальные гипотезы. Например, следить за поведением пользователей во время промоакций или анализировать брошенные корзины.
5. Доставка. Здесь исследовать можно как способы организации доставки в различных районах, так и ее влияние на средний чек и состав продуктовой корзины. Эта категория позволяет повысить лояльность и удовлетворенность потребителя, а в некоторых случаях и увеличить охват территории.
6. Пространство: тип исследования, который направлен на комплексный анализ показателей розничных сетей, включающий в себя все предыдущие категории. Это может быть, например, price discovery – эксперимент, в процессе которого меняется цена на товар и фиксируется реакция спроса. Подобный тест не подходит для товаров массового потребления, но его результаты интересны для люксовой продукции.
Как организовать количественное исследование?
Тестирование – это сложный процесс, который включает в себя множество показателей и дает на выходе огромный объем информации. Для того чтобы получить нужные данные и не запутаться в них, нужна методология, т.е. четкий план организации тестирования, снятия результатов и их анализа.
Представим себе следующую ситуацию: к крупному ритейлеру обратился производитель, который хочет вывести на рынок газированные напитки без сахара. Главным предметом исследования является выяснение, как его продукт С сможет убрать из потребительской корзины конкурента P. На маршруте покупателя ритейлер совместно с производителем организуют демонстрацию товара C и его промо.
Для проведения тестирования необходимо разделить все магазины на две гомогенные группы – максимально схожие по сбыту напитка, среднему чеку и активности. Первая тестовая (А) – где планируется активное продвижение напитка С. Вторая контрольная (В) – где всё останется по-старому. Далее необходимо решить, каким образом будет формироваться выборка и снятие результатов в каждой группе магазинов. Затем организаторы запускают в первой группе мероприятия по продвижению продукта и наблюдают, как меняется потребление напитка С от одной розничной точки к другой.
Если организаторы понимают, что эксперимент идет по запланированному сценарию, то могут углубиться в интересующий их аспект и продолжать тестировать. Например, пробовать различные виды промо в двух гомогенных группах (вроде «2+1 в подарок» и «собери 10 упаковок и обменяй на подарок»).
Читайте также: Какие программы лояльности нравятся покупателям
Подводные камни
Эксперименты очень показательны и наглядны, и чаще всего результаты оказываются полезными. Но у них есть один большой недостаток – стоимость. Тестирование подразумевает затраты на производство продукции, дизайн и верстку рекламного материала, привлечение промоутеров. Чтобы свести непредвиденные расходы к минимуму и получить максимум эффекта от исследований, нужно постараться избежать следующих ошибок.
- Неправильное определение тестовой и контрольной групп. Если две группы не гомогенны – например, в них объединяются магазины с разным средним чеком или проходимостью, – их сравнение будет некорректно.
- Неверный выбор статистических/математических критериев для отслеживания поведения потребителя. У любого эксперимента должна быть теоретическая основа. Использование принципов и подходов математической статистики снижает риск неверной интерпретации данных и ложных выводов.
Кроме того, на результатах исследования могут сказаться внешние факторы. Например, географический: нельзя включать в одну тестовую группу жителей разных районов Москвы, не говоря уже о разных регионах. Следует учитывать покупательскую способность районов (спальные и ЦАО). Такие факторы, как погода, сезонность и крупные события тоже могут исказить чистоту эксперимента.
Количественные исследования могут напугать своей сложностью, ведь без соответствующего опыта легко допустить массу ошибок. Однако еще большей ошибкой будет вообще не проводить тестов.
В минувшем году ритейл показал весьма скромный рост – 2,6%. В Китае, например, рынок вырос на 7,5% до 5,6 трлн долларов, что в 12 раз превышает российские объемы. В ситуации, когда ритейл сражается за сотые доли маржи, исследования помогут глубже изучить поведение потребителей и более точечно взаимодействовать с ними, нежели просто «закармливать» постоянными скидками.
Виталий Черемисинов
Руководитель отдела аналитики компании AIC
0
Последние новости
Самое популярное
- Новые потребители товаров FMCG — кто они?
- Как удержать курьеров и повысить их лояльность: практики Яндекс Еды
- Как правильно оценить ассортимент, чтобы офлайн-магазин приносил прибыль?
- Покупательские привычки: как мы покупаем и как нам продают
- Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпорат...