0/5

Учение – свет! Дополнительное бизнес образование в России в сфере торговли

Учение – свет! Дополнительное бизнес образование в России в сфере торговли
время публикации: 10:00  11 ноября 2016 года
Уровень российской розницы определяется в первую очередь уровнем профессионалов, которые руководят проектами. Получение дополнительного бизнес-образования топ-менеджерами зачастую дает новый толчок бизнесу. О том, как нужно рассчитывать самую главную инвестицию – в профессионализм, рассуждает розничный эксперт Кирилл Терещенко.
Учение – свет! Дополнительное бизнес образование в России в сфере торговли
В этой статье я попытаюсь дать ряд практических советов и рекомендаций по теме образования и самообразования специалистам в отрасли FMCG и ритейла на примере собственного опыта.


Пытаясь ответить на вопрос, для чего нужно дополнительное бизнес-образование при работе в нашей отрасли, я выделил следующие основные моменты, актуальные для меня на момент начала учебы и получения степени ЕМВА 6 лет назад:

  • систематизация и структурирование уже имеющихся знаний и навыков, подведение под них солидной теоретической фундаментальной базы на основе имеющегося практического опыта;

  • обмен идеями с коллегами по бизнесу, подтверждение своего конкурентного преимущества на быстрорастущем и развивающемся рынке России;

  • систематизация уже имеющегося опыта, полученного естественным практическим путем, проверка правильности своих прежних решений и планов на будущее, то есть неким образом «сверка часов» и определение дальнейших путей развития собственной карьеры;

  • восполнение имеющиеся пробелов в теоретических и практических знаниях в некоторых областях бизнеса, экономики и маркетинга;

  • желание изначально выбрать комплексную, разностороннюю, очень сильную программу для управленцев, охватывающую все области бизнеса и не ограничивающую на будущее карьерный вектор.

Кроме того, я пошел учиться в АНХ ИБДА (Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства Российской Федерации при правительстве РФ), потому что мне в какой-то момент стало скучно. Захотелось новых контактов, идей и впечатлений. Все это я в итоге получил либо от самого ИБДА, либо от одногруппников и профессоров-преподавателей.
Из дополнительных мотивов моих коллег не могу не отметить желание запустить какой-то личный проект (тут надо быть осторожным: энтузиазм после учебы чрезмерный и потому опасный).
Несколько одногруппников организовали что-то свое, а потом, когда глобальная тенденция «прибила» их бизнес, продолжили работать с другими знакомыми по АНХ ИБДА. И сейчас постоянно есть предложения внутри круга выпускников, может, и не топовые позиции, но все же... Вот и делайте выводы.

Многие одногруппники успешно внедрили в существующие в их компаниях бизнес- процессы инновационные решения и практические модули, которые они получили в процессе изучения различных курсов. Причем сделали это фактически по цене самого обучения, не платя при этом различным подрядчикам/разработчикам. 

Для людей, работающих и при этом собирающихся учиться на программе MBA, самый ценный ресурс – это время. А как сказал гуру менеджмента 20-го века Питер Друкер: «Если временем эффективно не управлять, то больше управлять будет нечем». Поэтому данный фактор выбора школы МВА и программы никогда нельзя сбрасывать со счетов. 

Я бы так сформулировал несколько простых жизненных советов при выборе программы обучения:

  1. Не экономить на бюджете на обучение: если тратить время, то только на хорошую программу по своему профилю с соответствующими рекомендациями выпускников.

  2. Очень важно фактическое место учебы и как оно географически соотносится с местами жительства и работы. При московских пробках это очень актуальный аспект, и его нельзя сбрасывать со счетов.

  3. Не гнаться за языковой программой: здесь много подводных камней, а качество программы определяется во многом уровнем профессоров, ведущих и читающих различные блоки.

  4. Выбирая уровень программы – МВА, ЕМВА или DBA – нужно четко понимать цель получения образования и уровень диплома, степень сложности программы и ее продолжительность. Ну, и естественно общий бюджет, который можно инвестировать в повышение собственной капитализации. 

  5. Необходимо самым внимательным образом изучить всю программу обучения, все модули, их продолжительность. При этом нужно понимать, что ни одна программа никогда не будет полностью соответствовать текущему профилю работы пришедшего учиться. Поэтому программу нужно выбирать с максимальным количеством модулей, соответствующих текущему профайлу специалиста или его планируемому вектору карьеры в отрасли.

  6. Особое внимание следует уделить фамилиям и уровню профессоров или практиков, которые будут читать самые фокусные и профильные модули: важно, от кого и какого качества будут получены новые знания и навыки, а также форма подачи этого материала. Здесь полезно также базироваться на рекомендациях знакомых или выпускников.

В итоге мне лично удалось получить после двух лет учебы следующее: 

  • укрепить в себе настрой на успешное решение задач в бизнесе различного уровня сложности;
  • развить глубокий и всесторонний взгляд на предмет или проблему;
  • развить способность учиться «заново» и поглощать большие объемы информации;  
  • закрепить умение принимать на основе полученной информации оптимальные и наиболее эффективные для бизнеса решения;
  • укрепить и развить в себе амбиции лидера;
  • развить в себе навык стратегического видения бизнеса компании в долгосрочной перспективе на различных этапах его развития.

В бизнес-образовании часто бывает, что вместо единой, целостной, логически выстроенной программы MBA, учеба, скорее, напоминает набор учебных курсов. В моей бизнес-школе эта проблема была решена. При этом читающие лекции практики были отнюдь не слабыми ораторами, не имеющими элементарных навыков проведения учебных занятий, а среди профессоров и преподавателей и ведущих было довольно много практикующих консультантов и топ-менеджеров. 

Учение – свет! Дополнительное бизнес образование в России в сфере торговли

Основная часть материалов, предлагаемых академическими преподавателями, была не оторвана от жизни, а, наоборот, представляла большую практическую ценность. Во время учебы помимо разбора кейсов, которые требуют много времени и превращаются в рутинную процедуру, было и много реальной творческой групповой работы в аудитории.

И, главное, моя учеба в АНХ ИБДА позволила мне избежать стандартного, часто встречающегося сценария для выпускников школ МВА, когда по окончании программы вместо творческого, мыслящего, активного менеджера выпускник превращается в «зомби», хорошо играющего роль выпускника программы MBA и пользующегося в реальной практике бизнеса лишь стандартными заученными клише из числа разобранных бизнес-кейсов.


Обучение за рубежом

Если работодатель реально хочет мотивировать и удержать специалиста и готов компенсировать расходы на образование частично или в полном объеме, лучше брать модульную программу в Европе (идеальный вариант – Великобритания). Схема данной формы обучения – за 2 года 5-6 раз летаешь и учишься по 2-3 недели, остальное время занимаешься дома на Родине.

Есть отличная бизнес школа в Словении - лучшая в восточной Европе в городе Блед (IEDC – Bled sсhool of management). 

Супер-школа – Rotterdam sсhool of management при университете Erasmus в Голландии, одна из лучших школ в Западной Европе, обучение модульное. Часть практики проходит на базе одного из лидеров европейского ритейла – сети Ahold.

Если бюджет не ограничен, для нашей отрасли лучше всего брать INSEAD во Франции. Это дорого, зато годовая зарплата выпускников быстро позволяет вернуть инвестиции.
 
Если жизненная и профессиональная ситуация такова, что на классическое академическое образование недостаточно средств, то возможности для развития и повышения профессионального уровня все равно остаются. Стоит регулярно просматривать и выборочно анализировать материалы по отрасли или своей категории. 

Также рекомендуется регулярно посещать отраслевые мероприятия, на которых очень полезно слушать коллег, оппонентов, ритейлеров и внимательно следить за всеми инновационными шагами конкурентов и лидеров отрасли. Ну и, наконец, самый доступный и удобный способ повышения профессионального уровня – это чтение и изучение соответствующей профессиональной литературы. 

Список рекомендуемых источников информации для регулярного еженедельного мониторинга информации в отрасли:

- Журнал «Мое Дело. Магазин»
- Журнал «Компания» - раздел новости компаний + отраслевые обзоры (отраслевые обзоры)
- Журнал «Витрина»
- Журнал Forbes (материалы о розничном рынке)
- Ведомости (материалы о розничном рынке)
- Коммерсант (материалы о розничном рынке)
- Журнал «Бизнес» (материалы о розничном рынке)
- Материалы агентства «Интерфакс» (материалы о розничном рынке)
- «Секрет фирмы» – отраслевые обзоры
- Новости бизнеса – все каналы информации РБК 








Список рекомендуемой литературы для самообразования в отрасли:

- Сэм Уолтон «Сделано в Америке: Как я создал Wal-Mart»
- Джеффри Рэндалл, Эндрю Сет «Розничная торговля. Войны гигантов»
- Дон Тэйлор, Джинн Смоллинг Арчер «В тени Wal-Mart»
- Бертран Гобен «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье»
- С. Сысоева, Е. Бузукова «Категорийный менеджмент» 
- Дж. Корстьенс «Торговые войны Store Wars»
- К. Терещенко «Основы розничной торговли. Российский розничный рынок»
- Рубен Канаян и Кира Канаян «Мерчендайзинг»
- Ли Якокка «Карьера Менеджера»
- Джек Уэлч и Сьюзи Уэлч «Победитель»
- Harward Business Review «Ведение переговоров и разрешение конфликтов»
- Йеспер Кунде «Корпоративная религия»
- Джозеф Бойетт, Джимми Бойетт «Гуру маркетинга»
- «Современный супермаркет» – учебник по современным формам торговли
- Ахита Морита «Сделано в Японии»
- Кьелл Нордстрем «Бизнес в стиле фанк»
- Томас Гэд «4D Брэндинг»
- Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
- Роберт Лутц «Семь законов Крайслер»
- Джим Коллинз «От хорошего к великому
- «Краткий курс финансового менеджмента», учебник Ernst & Young

Успехов в учёбе, друзья, и повышайте свою капитализацию!

Кирилл Терещенко
Независимый розничный эксперт

0
Реклама на New Retail. Медиакит