0/5

Упаковка товаров в 2025: вызовы и решения

Упаковка товаров в 2025: вызовы и решения
время публикации: 10:00  20 февраля 2025 года
@Freepic
Участники рынка онлайн-ритейла отмечают существенное подорожание упаковочных материалов: в среднем цена выросла на 20%. Мы поговорили с экспертами логистических компаний о причинах этой тенденции и способах оптимизации расходов на упаковку.

Подорожание упаковки: причины и последствия


Упаковка товаров в 2025: вызовы и решенияПо итогам 2024 года цены на упаковку выросли в среднем на 10-15%, а некоторые позиции подорожали на 25%, говорит Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО»

ТУпаковка товаров в 2025: вызовы и решенияенденцию подтверждает операционный директор МОЛКОМ Дмитрий Лисицын: по его словам, с января 2024 года по январь 2025-го закупочная цена поддонов повысилась на 20%, а коробов размером 200*200*100 мм – на 20,8%. Среди основных причин – увеличение стоимости сырья, рост зарплат линейного персонала и издержек на все этапы логистики, а также курс рубля.  

Помимо этого, на повышение цен влияют и санкции: после их введения были ограничены поставки специфических красок и сырья для ламинирования, что привело к росту стоимости «цветной» упаковки (продажная упаковка, шоу-боксы и др.), объясняет Дмитрий Лисицын. 

«Бурая» упаковка также дорожает: здесь главной причиной становится слабое развитие вторичной переработки макулатуры и картона, которое снижает объемы закупки вторсырья и повышает тарифы на обслуживание производственных линий.

Существует также и общий фактор удорожания: резкий рост спроса на оба вида упаковки со стороны маркетплейсов и ритейлеров для обработки онлайн-заказов, добавляет эксперт. Дефицит предложения стал причиной повышения стоимости упаковочных материалов. 

Упаковка товаров в 2025: вызовы и решенияНа сроках перевозок подорожание упаковки никак не скажется, считает директор департамента централизованного снабжения Boxberry Ляиля Киссель. Однако это однозначно отразится на стоимости услуг компаний: «Если коробки или скотч подорожали, скорее всего, вслед за ними вырастет и цена доставки», – утверждает она.  

«В е-commerce 70–80% заказов упаковываются в гофро-тару, оставшиеся 20–30% – в пластиковые пакеты или пузырчатую пленку, поэтому повышение цен на гофро-упаковку напрямую влияет на стоимость логистики», – объясняет Дмитрий Лисицын. В 3PL издержки на все виды упаковки также составляют значительную статью расходов: от 7% до 20% от операционных затрат.


Как снизить издержки на упаковку?


Упаковка товаров в 2025: вызовы и решенияИндексация цен на упаковочные материалы заставляет ритейлеров думать над оптимизацией затрат. В результате многие компании снижают качество упаковки: заменяют пятислойный картон на трехслойный или уменьшают плотность пластиковых пакетов, говорит Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс». Такой подход приводит к повышению рисков повреждения грузов при транспортировке.

Однако сократить издержки на упаковку в нынешних условиях можно и без потери качества. В МОЛКОМ, к примеру, нормируется расход упаковочных материалов для соответствующих операций и глубины складской обработки. «Мы регулярно контролируем параметры фактического расхода, предотвращая таким образом потери, неполное использование и хищение упаковки. Для снижения расхода стрейч-пленки мы используем паллет-паллетайзеры», – делится опытом Дмитрий Лисицын. 

Подобрать подходящий короб для комплектации заказов помогают алгоритмы WMS. Кроме того, они выстраивают комбинации заказов так, чтобы максимально утилизировать площадь поддона и выстроить наиболее правильную форму получившегося паллета. В таком случае расход стрейч-пленки оказывается ниже, при этом соблюдаются условия перевозки и сохранности товаров.

В «Курьер Сервис Экспресс» сфокусировались на системе подбора упаковки и сделали ее более гибкой, ориентируясь на тип груза. Так, для тяжелых коробов применяется пятислойный картон, а для легких отправлений – менее плотный материал. Для обрешетки также используются различные решения: полная деревянная упаковка или только ребра жесткости.

Чтобы снизить расходы на упаковку, в компании были реализованы и другие меры: «Для получения более выгодных условий мы обеспечили централизацию закупок: увеличение объема заказов дает возможность получить большие скидки, – рассказывает Мария Мартынова. – Помимо этого, мы оптимизировали регламенты упаковки за счет расширения ассортимента используемых материалов».

Не стоит забывать и о грамотном распределении ресурсов. Так, в Boxberry придерживаются системы страховых запасов: это позволяет переживать периоды повышения цен без дополнительных затрат и увеличения бюджета на закупки. «Мы также постоянно мониторим рынок в поиске более выгодных предложений, и сейчас рассчитываем вернуться к уровню цен прошлого года без потери качества упаковочных материалов», – делится Ляиля Киссель. 

В «Бета ПРО» активно ведется работа по оптимизации размеров упаковки. Хотя ранее, отмечает Артем Смирнов, было допустимо использовать один и тот же короб для товаров разного объема, заполняя при этом пустое пространство материалами, обеспечивающими сохранность при транспортировке. Более того, по словам эксперта, запрос на уменьшение объема упаковки продукции сегодня исходит и от самих клиентов. 

Упаковка товаров в 2025: вызовы и решения
@Freepic


Индивидуальный упаковочный подход


Каждая товарная категория, безусловно, требует особой упаковки. Например, для электроники это могут быть сейф-пакеты с воздушной подушкой, для сегмента Fashion все также популярны Zip-lock или курьерские пакеты, для БАДов – термоусадочная пленка, а для хрупких товаров – воздушно-пузырчатая, а также трехслойные гофро-короба и бумажный уплотнитель для заполнения пустот в них, рассказывает Артем Смирнов. 

Чтобы оптимизировать процесс упаковки однотипных товаров, можно использовать потоковые производственные линии. По мнению Дмитрия Лисицына, это самое эффективное решение, поскольку оно обеспечивает стабильное качество операции и минимальную себестоимость. Однако автоматизация упаковки является кастомизированным решением и в наименьшей степени применима в складской логистике для e-commerce, где сейчас обрабатывается максимальное количество разных видов и типов товаров, подчеркивает эксперт. Зачастую в e-commerce совершаются ручные операции по склейке гофро-коробов, упаковки товаров в них, заклейки и далее по цепочке.

«В 3PL мы используем усредненное решение, но, все-таки, оно зависит от типа товаров, однородности упаковки и глубины обработки», – объясняет Лисицын. –  Если 3PL-оператор работает с ассортиментом классического продуктового ритейла, то применение паллетайзеров является частью автоматизации операций. Для штучной обработки потребительской электроники мы применяем системные решения, которые поддерживаются алгоритмами WMS». 




Читайте также: Эволюция упаковки: как изменился внешний вид любимых брендов




Новые тренды


К началу 2025 года можно отметить несколько новых трендов в упаковке продукции. Один из них появился в e-commerce: это полностью автоматизированный процесс упаковки разнородных товаров в пределах одного заказа с нарезкой профиля грузового короба из гофро-полотна на конвейере. Конвейер при этом соединяет «ручьи» комплектации и сортировочной линии. 

По словам Дмитрия Лисицына, такие решения интересны с точки зрения минимизации себестоимости упаковочных операций, расхода сырья, снижения потребления упаковки, выброса парниковых газов при ее производстве и не всегда 100%-ной вторичной переработке отходов.

Еще одним важным трендом, набирающим популярность, стал тренд на экологичность. «Людей заботят проблемы окружающей среды, они хотят иметь дело с товарами, которые не наносят вред экологии», – отмечает Ляила Киссель. Эта тенденция наблюдается и в розничной торговле: покупатели отказываются от традиционных пакетов в пользу шопперов и многоразовых сумок, говорит Мария Мартынова. 

Среди актуальных трендов эксперты также выделяют работу производителей над обеспечением сохранности груза. Считается, что наиболее чувствительными к сборке и упаковке являются товары категорий «Техника» и «Косметика», наименее – товары фэшн-сегмента. Однако в последнее время наметилась тенденция максимального сохранения товарного вида коробов при доставке этой продукции, говорит Мартынова. Это связано с тем, что при наличии повреждений на упаковке одежды и обуви потребители могут отказаться от товара и заявить претензию, что повлечет дополнительные расходы продавца. 

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит