0/5

В поисках баланса: как фитнес-клубы привлекают в ТРЦ новую аудиторию

В поисках баланса: как фитнес-клубы привлекают в ТРЦ новую аудиторию
время публикации: 10:00  28 декабря 2024 года
@Freepic
В условиях продолжающегося давления со стороны e-commerce и одновременно достаточно активного ввода новых площадей, торговые центры продолжают искать новые возможности привлечения покупательской аудитории.
Рассказывает Михаил Рычагов, Союз торговых центров. 

По итогам 2024 года объем торговых площадей в составе ТЦ, введенных в эксплуатацию, вырастет по сравнению с прошлым годом почти в три раза до 112,2 тыс. кв. м, свидетельствуют данные СORE.XP. Как отмечают консультанты, больше половины ранее заявленных к открытию торговых центров перенесли дату открытия на следующий год.

Основу ввода этого года составляют расположенные в густонаселенных районах малоформатные ТЦ, средняя площадь новых объектов составит 12,5 тыс. кв. м.

Также отмечают в СORE.XP, в последние годы в девелопменте торговой недвижимости происходит смещение фокуса с классических ТЦ в сторону многофункциональных комплексов и торговых галерей в составе ТПУ. Так, 41% заявленных к вводу в 2025 г. в Москве строящихся объектов представлены именно этими форматами.


В поисках баланса


Одновременно с выходом новых площадей на работу классических ТЦ огромное влияние оказывает развитие e-commerce. Согласно прогнозу INFOLine, доля онлайн продаж в розничном товарообороте растёт по всем категориям. 

Например, в категории «Бытовая и компьютерная техника» к концу 2024 года она достигнет 67% (в 2023 г. – 61%), а в категории «Детские товары» и «Косметика и парфюмерия» – 58%. В Fashion-сегменте доля онлайн также увеличивается – до 53% к концу 2024 г. (в 2023 г. – 42%).

Как отмечает старший директор СORE.XP Марина Малахатько, тенденция перехода в онлайн сохранится: по прогнозу INFOLine, к 2028 г. по целому ряду категорий их доля в товарообороте будет составлять около 80%. Всё это будет отражаться на объёмах физического присутствия в торговых центрах.

Конкуренция со стороны маркетплейсов и онлайн ритейла в целом, а также объектов инфраструктурного ритейла приведёт в ближайшие годы к перераспределению состава арендаторов торговых центров с увеличением роли досуговой составляющей, считают эксперты.

В поисках баланса: как фитнес-клубы привлекают в ТРЦ новую аудиторию«В 2025 году возможно сокращение арендаторов в ТЦ, но стоит понимать, что это, скорее, процесс трансформации пула арендаторов, чем их массовый уход. В условиях растущей конкуренции со стороны онлайн-ритейла и маркетплейсов менее адаптивные категории арендаторов уступают место новым форматам. В первую очередь это касается досуговых зон, шоурумов и сервисных операторов», - комментирует вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

Согласно опросу СТЦ, проведенному среди арендаторов, большая часть — 61% — сообщили, что развиваются, ищут новые площадки и открывают новые точки. Лишь 17% арендаторов говорят о закрытии магазинов. 

«Мы видим, что арендаторы продолжают перестраивать свои бизнес-модели, а ТЦ — свои концепции, чтобы оставаться привлекательными для посетителей», - говорит Люлин. 

По его словам, среди наиболее востребованных арендаторов в ТЦ операторы фуд-корта, рестораны, fashion магазины, большие продуктовые и развлекательных форматы, а также новые форматы, таких как фитнес-клубы.

В поисках баланса: как фитнес-клубы привлекают в ТРЦ новую аудиторию
Фото: Spirit. Fitness


Быстрее, выше, сильнее


Выступая на последней выставке и конференции Mallpic в Сочи, основатель, управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников, назвал фитнес «новой нефтью для торговых центров». Так, по данным исследования Spirit. Fitness, результаты которого были презентованы на форуме MALLPIC 4.0, фитнес-центры в составе ТЦ не только сами по себе стабильные и надежные арендаторы, но еще их посетители неплохо конвертируются в покупателей. 

Около 80% клиентов фитнес-клуба становятся регулярными покупателями в том ТРЦ, где расположен их тренажерный зал. Фитнес-клуб создает дополнительную рекламу ТЦ и добавляет известности месту.

По словам генерального директора Spirit. Fitness Елены Егоровой, размещение фитнес-клубов в торговых центрах привлекает к последнему лояльных и активных клиентов. Опрос сети своих клиентов, посещающих клубы в торговых центрах, показал следующие цифры:

● 53% посетителей регулярно совершают покупки в супермаркете, расположенном в ТЦ;

● 26% предпочитают покупать еду на фуд-корте;

● 22% приобретают одежду и аксессуары;

● 14% посещают кинотеатры, салоны красоты и пользуются другими услугами торгового центра.


ТЦ эту синергию ценят, что подтверждает экспансия фитнес-клубов в торговые центры, и особенно в малые. 

По данным Spirit. Fitness, за последние пять лет количество фитнес-клубов в московских торговых центрах выросло с 83 до 141, а их суммарная площадь увеличилась на 100 тыс. кв. м: с 208,9 тыс. в 2019 году до 308,9 тыс. в 2024 году. При этом наибольший вклад в этот рост внесли малые ТЦ (до 50 тыс. кв. м), где доля клубов возросла с 52% до 60%.
Около 80% клиентов фитнес-клуба становятся регулярными покупателями в том ТРЦ, где расположен их тренажерный зал.

Рост на 100 тыс. кв. м свидетельствует об обоюдном интересе торговых центров и фитнес-сетей. Расположение ТЦ в ключевых городских локациях дает фитнес-клубу доступ к целевой аудитории, а фитнес-центр, в свою очередь, является надежным арендатором, генерирующим дополнительный трафик.




Читайте также: В театр в трениках: как объектам торговой недвижимости заработать на моде на спорт?




Фитнес идет в кино


Фитнесы заходят не только в новые ТЦ, но и занимают неэффективно использующиеся площади в работающих. Так, в конце 2024 года Spirit. Fitness подписал соглашение о сотрудничестве с крупнейшей в России сетью «Синема Парк» и «Формула кино». Первые фитнес-клубы откроются на площадях кинотеатров в Уфе, Самаре, Челябинске и Новосибирске. В рамках сотрудничества сеть кинотеатров отдаст под фитнес более 6000 кв. м., при этом кинотеатры закроются не полностью, а продолжат работать, и только часть площадей станет фитнес-клубом. 

«Посещаемость российских кинотеатров все еще не восстановилась, поэтому киносеть может позволить себе отказаться от части площадей и сдать их для получения дополнительной прибыли. Фитнес-индустрия, напротив, растет и может стать дополнительным источником трафика для кинотеатров. Обычно они располагаются в хороших локациях, близко к транспортным потокам, в местах, куда люди приезжают целенаправленно, и это уже выгодно нам как фитнес-оператору», - говорит Елена Егорова.

Еще один плюс коллаборации ТЦ и фитнеса – эффект омоложения аудитории. Торговые центры часто отмечают, что их аудитория стареет, а молодежь предпочитает делать покупки в интернете. 

Рост числа фитнес-клубов в ТЦ меняет возраст аудитории. По данным Fitness Data 20% аудитории фитнес-клубов – это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, которые так или иначе заходят в торговые центры.




Смогут ли ТЦ удержать их только с помощью фитнеса – вопрос, разумные маркетологи скорее всего в ближайшем будущем смогут предложить в добавок к спортивной составляющей и другие магниты. Какие – покажет время.

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит