0/5

Международные переводы для бизнеса в 2025 году: экспертный взгляд

Международные переводы для бизнеса в 2025 году: экспертный взгляд
время публикации: 10:00  15 мая 2025 года
@Freepic
Сегодня бизнесу в России приходится нелегко — экономическая и геополитическая ситуации в мире таковы, что компаниям приходится искать новые пути для международного сотрудничества и адаптироваться к постоянным изменениям на рынке. Один из самых острых вопросов — как бизнесу проводить международные платежи в условиях санкций и ограничений.
Международные переводы для бизнеса в 2025 году: экспертный взгляд



Шаген Григорян, генеральный директор компании «ВЭД-Мастер», рассказал о различных способах расчетов с зарубежными контрагентами, их плюсах и минусах. 


Механизм проведения международных платежей: до 2022 года и сейчас


До введения санкций процесс проведения международных трансакций был простым. Чтобы оформить платеж, достаточно было прийти в банк или воспользоваться услугами онлайн-банкинга. Финансовые институты контролировали сделку, обеспечивали прозрачность расчётов и отслеживали движение товаров.

Сегодня большинство крупных банков отключены от системы SWIFT и не могут проводить прямые платежи. Это создает две основные проблемы:

1. Из-за санкций невозможно заплатить зарубежным поставщикам за товары или услуги привычным способом. 

2. Бизнесу необходимо искать альтернативные способы проведения международных платежей.


Способы проведения международной трансакции


Несмотря на сложности, есть множество способов провести международный платёж — и у каждого из них свои преимущества и потенциальные риски. Поэтому предпринимателям крайне важно тщательно оценивать различные варианты и выбирать наиболее выгодный для бизнеса.

Прямые платежи через банки


Некоторые банки, которые не были отключены от системы SWIFT, всё ещё могут осуществлять международные переводы. Однако в России их число значительно сократилось, и процесс работы с этими финансовыми учреждениями имеет свои особенности:

● многие банки не позволяют новым клиентам совершать международные платежи из-за риска попасть под санкции;

● для осуществления прямых платежей поставщикам может потребоваться открыть счета в конкретных банках и совершать сделки в только в определённой валюте. Это не всегда оказывается удобным или выгодным решением для контрагентов;

● завышенные комиссии;

● платежи совершаются со счёта клиента без участия посредников. 

Платежи через банки, работающие с платёжными агентами


Сегодня крупные банки из условного топ-10, отключенные от системы SWIFT, осуществляют международные переводы, привлекая платёжных агентов. У клиентов, выбравших этот способ, появляется ряд преимуществ, но возникают и определенные сложности. 

Плюсы:

● надёжность переводов и сохранность денежных средств;

● содействие в решении спорных вопросов.

Минусы:

● высокие комиссии банков, из которых минимум 0.5% от суммы транзакции составят агентские сборы; 

● процесс может занять больше времени из-за дополнительных проверок и согласований, а также длинной цепочки коммуникаций.




Читайте также: Задержки валютных переводов: как бизнесу оплачивать импортные поставки?




Платёжные агенты


Платёжные агенты — популярный современный способ международных переводов. Они принимают рубли на территории России и осуществляют оплату иностранным поставщикам через свои зарубежные компании. Прямое сотрудничество с платёжными агентами позволяет избежать дополнительного общения с банковскими служащими, сэкономить на банковских комиссиях и обойти ограничения, связанные с отключением SWIFT. 

Плюсы:

● гибкость условий и возможность обсуждать стоимость платежа;

● высокая скорость платежей; 

● многие агенты работают с разнообразной валютой и различными юрисдикциями.

Минусы: сегодня рынок платёжных агентов наполнен разными компаниями — от новичков до опытных профессионалов. Однако встречаются также ненадежные партнеры и даже мошенники, поэтому есть риск потерять деньги и навредить бизнесу, если ошибиться в выборе платежного агента. 

Чтобы этого не произошло, важно выбирать платёжных агентов с хорошей репутацией и опытом, которые работают оперативно и качественно, гарантируя безопасность переводов. 


Надежным может считаться платежный агент, который:


● официально зарегистрирован в России, имеет ИНН и готов предоставить клиенту информацию о своём местонахождении; 

● имеет развитую международную инфраструктуру; 

● финансово устойчив и имеет собственные средства, а по требованию клиента готов предоставить аудиторскую отчетность зарубежных компаний; 

● обеспечивает прозрачность сделки — агентский договор должен содержать данные о валюте платежа и сроках его исполнения, курсе и размере комиссии;

● предоставляет платежную платформу и личный кабинет клиента с интуитивно понятным интерфейсом, централизованным доступом к документам и функцией отслеживания сделок, а также защитой персональных данных;

● всегда находится на связи с клиентом и информирует его о статусах запросов и трансакций. 



Международные переводы для бизнеса в 2025 году: экспертный взгляд
@Freepic

Собственная международная инфраструктура


Многие крупные компании, занимающиеся импортом товаров, используют для переводов собственную зарубежную инфраструктуру. Это позволяет им эффективно управлять большими объемами платежей и избегать дополнительных затрат.

Плюсы:

● нет необходимости платить комиссии платёжным агентам и банкам;

● возможность быстро и удобно проводить платежи, а также полностью контролировать платёжный процесс;

● оптимизация затрат на международные платежи. 

Минусы:

● создание инфраструктуры требует значительных временных и финансовых затрат;

● необходимо соблюдать законодательства стран, в которых открываются компании;

● способ подходит только для крупных компаний с регулярными и значительными объёмами платежей.

Создание собственной зарубежной инфраструктуры — это достаточно дорого и долго. В среднем процесс может занять от 3 месяцев до полугода в зависимости от страны и специфики бизнеса. Важно учитывать эти затраты при планировании и оценивать, насколько такие инвестиции оправданы для бизнеса.

Эксперты подчеркивают: для крупного бизнеса наличие такой инфраструктуры — оправданные инвестиции, которые со временем окупятся, для рядовых же импортеров в этом нет явной необходимости.

Тем, кто решит создавать свою международную инфраструктуру, следует обращаться к локальным консалтинговым компаниям, которые помогут разобраться во всех тонкостях и избежать возможных проблем.

Криптовалюта


Оплата через криптовалюту остается «серой зоной», так как в России до сих пор не создана чёткая регулирующая законодательная база. Несмотря на это, некоторые компании используют данный способ. 

Плюсы:

● платежи проходят мгновенно;

● конфиденциальность во многих случаях.

Минусы:

● криптовалюта может быть заблокирована на биржах, что создает дополнительные сложности;

● трудности с закрытием документов и соблюдением налогового законодательства;

● курсы криптовалют могут сильно колебаться, что создает финансовые риски.


Прогнозы на ближайшее будущее


Ситуация в мире далека от стабильности, поэтому можно делать лишь весьма осторожные прогнозы на будущее. Если смотреть на ситуацию в целом, в ближайшее время в системе международных платежей вряд ли произойдут значительные изменения: даже если система SWIFT вернется, нет гарантий, что все сразу станет как раньше. Для того чтобы международная экономика восстановила когда-то налаженные процессы, требуется время. Санкционные ограничения могут сохраниться, и многие категории товаров и услуг по-прежнему будут недоступны. 

Стоимость трансакций тоже вряд ли значительно снизится — по крайней мере, в ближайший год или два. Поэтому бизнесу следует адаптироваться к существующим условиям и выбирать наиболее выгодные способы проведения международных платежей, сводящие к минимуму вероятность неприятных рисков.

Разные форматы компаний требуют разного подхода — и, если создание зарубежной инфраструктуры могут себе позволить только крупные игроки, для более мелкого бизнеса платежные агенты остаются реальным и надежным способом проведения международных платежей. 

Шаген Григорян, 
генеральный директор компании «ВЭД-Мастер».

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит