0/5

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти
время публикации: 09:00  09 октября 2014 года
Революция — понятие растяжимое. Кто-то ее делает, кто-то в ней участвует, а кто-то — зарабатывает на ней деньги. Со смертью легендарного революционера Эрнесто Че Гевары, которого казнили 9 октября 1967 года, началось время как раз для тех, кто ни делать, ни участвовать в революции никогда и не думали. Зато очень хотели на ней подзаработать.
Куй железо пока горячо, думали спекулянты, но даже они не подозревали, насколько долго это железо будет горячим. Со смерти Че Гевары прошло без малого полвека, а имя его до сих пор приносит стабильный доход и олицетворяет... погодите, что же оно олицетворяет? Вот и попробуем разобраться.

Че Гевара: как стать брендом после смерти

От Тэтэ к Че, или Тот самый снимок

В детстве его звали Тэтэ и сейчас это имя, конечно, непопулярно. Мало кого интересует Тэтэ — врач-энтузиаст, путешественник, семьянин. Миру более приятен образ Че —  воплощение революционной романтики и молодости, бунтарь и красавец. Вот на этом Геваре и можно заработать целое состояние. Однако для предпринимателей все могло быть немного сложнее, если бы не еще один человек, который внес свою (отдельную и неоценимую) лепту в популяризацию Че.

Неоценимую в данном случае — в прямом смысле, ведь фотограф Альберто Корда, автор того самого портрета, решил не зарабатывать на нем, а сделать фото общественным достоянием. Лишь однажды он подал в суд на наших соотечественников — русскую марку Smirnoff, которая печатала портреты Че на бутылках с водкой.

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Корда выиграл суд, получил 50 000 долларов и сразу же пожертвовал их на улучшение кубинской системы здравоохранения. На водку — не надо, сказал Корда, а в остальном, пожалуйста, пользуйтесь. Спасибо, ответили ему, - и понеслось. 


Часы, майки, значки, постеры, календари, посуда, канцтовары — все, что душе угодно. Даже такие крупные компании, как Mercedes, не прошли мимо этого снимка, поместив в одной из своих реклам вместо звезды на берете революционера свой фирменный логотип.

Но долго это продолжаться не могло, ведь у бренда должен быть владелец. Поэтому в 2002 году канонический портрет Че Гевары обрел своего расчетливого хозяина. Дочь Корды, умершего в бедности, передала эксклюзивные права на использование фото компании Fashion Victim. 
Теперь у фотографии с Че, как у настоящего товара, есть номер копирайта VA-1-276-975. Fashion Victim ежегодно получает около 5 миллионов долларов за его использование.
Иногда печатать фото с Че ставится скучно даже дельцам, и рождаются такие герои-мутанты как Che-бурашка, Che-репашки-ниндзя и прочие Che. Их также печатают на майках и кружках, чтобы у покупателя был выбор.

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Ведь, возможно, они возжелают календарь с Че Геварой или с Che-бурашкой, а, может, и вовсе — с  Hello Kitty. Как бы мы не хотели этого признавать, но и Че Гевара, и Che-бурашка, и Hello Kitty — суть одно и то же — товар.

Получается, что именно так, от Тэтэ, он вырос до команданте Че Гевары, символа и лица революции, чтобы после стать брендом.

От Ленина к Анониму

Че Гевара, конечно, совершенный юнец по сравнению с нашим Ильичём, которого постигла похожая судьба. Но не во всем она похожа на судьбу Че.

Майки с Лениным также затаскали на груди 18-летние «бунтари в тренде», на любом рынке можно приобрести и бюст вождя, и чашку с его портретом, а раритетные знамена периода СССР украшают теперь стены хипстерских кабаков и модных кафе.
Однако последние события в Украине, связанные с массовым сносом Ильичей, доказывают, что Ленин таки жив. То вялое, миролюбивое, потребительское отношение к образу Че Гевары в отношении Ленина почему-то не действует.
Кажется странным, что украинская революция не дала миру таких очевидных лидеров как Ленин и Че Гевара. Конфетный король Петр Порошенко, отнюдь не красавец Арсений Яценюк и демонический Дмитро Ярош вовсе не походят на роль нового Че.

Видимо, революционная идея стремится к новому идеалу — без имени, без лица. К анархии, которая, к большому сожалению дельцов, так просто не конвертируется.

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Че Гевара: как стать брендом после смерти

Hasta siempre Таня Барботина
0
Реклама на New Retail. Медиакит