Когда вещают по телевизору или радио, томимся очевидностью сказанного. Но когда подносят микрофон, сквозь оцепенение цедим банальщину, Кастанеду, реже – абзац вчерашней передовицы. Глубина улетучивается, разносторонность схлопывается, пересматривать снятое отчаянно не хотим. Почему?
Противны взгляды, гримасы, ужимки. Чужой голос, тугие мысли, тупое лицо. В жизни мы лучше! Тут не свезло, оператор слабак, вопросы не позволили выдать главное. Интервьюер вёл не в ту степь, слепило солнце, забыли матирующие салфетки. Муарила блузка, дребезжала петличка, глаза отражали печаль.
В другой раз будет лучше: постигли огрехи, познали коварство, огребли негатива от тех, кто, молча, бы мог поддержать. Опыт ошибки подсказывает, что к мастерству остался крошечный шажок. Дни летят, известность сходит на нет, стыд рубцует раненую душу. Но вот лицо опять в эфире, повадки словно дежавю.
Беседу на публику освоить несложно, главное – не полагать, что рождены для сцены. Пройдя две сотни телебесед за 1’200 дней, предложил бы такие советы:
1.Будьте в образе, но не играйте роль. Надев костюм героя, проще дистанцироваться от себя любимого и вещать непобедимыми устами.
2.Отвечайте развёрнуто, но лаконично. Чем короче вопрос, тем длиннее хочется говорить. Воздержитесь от самоцитирования.
3.Будьте откровенны, но не распахнуты. Если из костра вытащить все дрова, откроется неприглядное пепелище.
4.Ведите себя непринуждённо, но сдержанно. Зажатость схожа с трусостью, напряжённость отдаёт некомпетентностью.
5.Рассказывайте личное, избегайте биографичного. Детские страхи, проделки на уроках, случаи в общежитии приберегите для бытовых застолий.
6.Оденьтесь согласно роли и точке зрения. Фрак неуместен на строительной площадке, спортивный костюм – в роскошном отеле.
7.Вещайте от себя, а не абстрактных «мы». Вы или боевая единица, или уступите микрофон состоятельным.
8.Сильные мысли подтверждайте фактами. Пуская пыль в глаза, готовьтесь отвечать на едкие выпады. Не вызывайте огонь на себя без причины. Хотя это шанс похвастаться невзначай.
9.Принимайте умеренные попутные вызовы. Доказательность – лучший друг правды. Имеете, что предъявить – действуйте.
10.Демонстрируйте чистую речь и бодрый темп. Паразитные слова схожи со звуком скольжения пенопласта по стеклу.
11.Выражайте позицию и не машите руками. Хочется поправить чёлку, коснуться носа, одёрнуть одежду – скрестите пальцы и положите «замок» на колени.
12.Говорите подумав, и не просите вырезать. Всё, что скажете будет использовано по усмотрению монтажёра и выпускающего. Такова игра и цена публичности.
13.Чётко артикулируйте звуки и не глотайте окончания. Чтобы не оправдываться, следите за ясностью произнесения, иначе попадёте в ловушку «проводник паукам наливает чай».
14.Радуйтесь вопросам и не предлагайте собственные. На прозвучавшую в миллионный раз фразу отвечайте с ангельским терпением. И воздастся.
15.Дышите спокойно и не гипнотизируйтесь объективом. Тревога сбивает ритм, и голос норовит сорваться, но вы пришли принять неравный бой, зачем иначе на эфир соваться.
16.Уточняйте тематику заранее. Могут пригласить по ошибке: спутав с однофамильцем, ткнув в соседний контакт телефона. Держите марку: «моряк на суше не дешёвка».
17.Уклоняйтесь от неприятных ракурсов. Не каждый тезис требует комментариев, спрячьтесь за ироничной или таинственной хитринкой.
18.Узнайте заранее о месте и условиях съёмки. Неподходящие температура, влажность, ветер, грязь испортят костюм и смажут впечатление непродуманностью.
19.Добейтесь просмотра материала после монтажа. Вырезки и склейки – ложные друзья сцены. Перестановка фраз местами перевернёт концепт с ног на голову.
20.Выясните способ размещения, чтобы известить друзей. Непрямая трансляция выйдет не сразу. Будет глупо узнать о передаче от окружающих. Держите руку на пульсе.
21.Не теребите одежду. Прихорашивайтесь до входа в кадр, поправьтесь заняв позицию. Замрите, «птичка», снято!
23.Не отвечайте на каждый вопрос. Если прозвучавшее неуместно, неприлично, непонятно – спокойно скажите: «без комментариев, и прошу меня не цитировать».
24.Не отвлекайтесь на звуки и движения. Жужжанье мухи, шум дорог – сигналы звукорежиссёру. Если он не реагирует – вам и подавно не следует волноваться.
25.Не бойтесь иметь противоположную точку зрения. Распознавайте подталкивания на подступах. Держите курс на собственный маяк.
26.Смиритесь с тем, что вы не идеальны. Несимметричность, веснушки, прыщик – признак натуральности. Не стремитесь быть Барби. Или Кеном.
27.Будьте предупредительны и вежливы. Вне зависимости от встречного тона излучайте благожелательность и смирение.
28.Избегайте штампов и засаленных шуточек. Даже если только узнали анекдот, не стоит палить из главных орудий. Остроты расходятся быстро – к моменту эфира изюм окажется протухшим.
29.Контролируйте время и не растекайтесь мыслью по древу. Поймайте ритм, раскачивайтесь на смысле, не меняйте высоты волн.
30.Держите дистанцию и не опускайтесь до панибратского тыканья. Даже другу и товарищу говорите в кадре «вы». Невзирая на срок знакомства. Тактичный кажется выше.
31.Не хвастайтесь, но и не прибедняйтесь. Полагайте себя середняком, у других может быть выше, толще, богаче. Умеренность – главный щит здоровой самоиронии.
32.Не вздумайте хаять и бранить конкурентов. Не лайте вслед караванам – собирайте собственные.
33.Не умничайте, но и не ведите разговор «снизу». Экспертность растёт из простоты, а не чванливого бахвальства.
34.Не скатывайтесь до собственного превознесения. Самодовольство оставьте для зеркала, другим покажите человечность.
35.Не надейтесь на дружелюбие или жалость интервьюера. Отведите вопрошающему роль диспетчера и не ждите преференций. Сильные справятся, слабым – не помочь.
36.Готовьтесь к уточняющим вопросам. Не подкладывайте в ответ зацепок к глубинному бурению.
37.Смягчайте точку зрения к центризму. Избегайте острых углов и жёстких высказываний – приобретёте больше сторонников. А иначе зачем взобрались на возвышение?
38.Рассуждайте полными предложениями. Недосказанность со стороны выглядит издевательством.
39.Позвольте спрашивающему лидировать. Повышайте значимость расспрашивающего, глядишь, и вас пощадят.
40.Сохраняйте позитив и улыбчивый вид. Казус, оговорка, сумятица легко перекрываются безмятежностью.
Анджей Вишневский сказал: «Каждое ружьё считайте заряженным, а микрофон – включённым». В век повальной гаджетизации бывает так хочется сказать оператору: «Ну и гад же ты». Хотя, если задан неприятный вопрос всегда можно сменить тему или отвечать риторическими пассажами.