Легкобольные надеются выздороветь самостоятельно, сильнонаивные уповают на трендомодные методики. Планирование и труд подменили разочарование и стыд. Горько перед своими, неловко среди пришлых. Заветная мечта – отыскать и внедрить заморский подход, срубающий проблемы на корню.
Легкобольные надеются выздороветь самостоятельно, сильнонаивные уповают на трендомодные методики. Планирование и труд подменили разочарование и стыд. Горько перед своими, неловко среди пришлых. Заветная мечта – отыскать и внедрить заморский подход, срубающий проблемы на корню.
Муай-Тай мнится круче самбо, MMA множит рукопашку на ноль, WWE кажется зрелищней боевого гопака. Суть вторична: влечёт непривычность произнесения и похожесть с алхимическими заклинаниями. Проектные команды во время сходок частенько ненароком вызывают Сатану.
Программисты схватились за термины спорта, компенсируя громкими фразами тщедушность хилых тел. Одно дело – процедурно плестись мелким шагом, другое – рубиться рьяно в свалке схватки. Именно так переводится SCRUM – методика гибкой разработки софта, заимствованная из бейсбольной терминологии.
Подход впервые описали в «Harvard Business Review» Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака в январе 1986 года. Интел в это время вовсю продавала процессоры i386, недоступные малым компаниям и группам разработчиков. Низкую производительность железа предлагалось компенсировать умными подходами.
Потребовалось упорное десятилетие, прежде чем Кен Швабер и Джеф Сазерленд представили стройную модель гибкости. Ещё пять лет ушло на детализацию описания книгой «Agile Software Development with SCRUM» и… стартовали разработки продуктов высокой ценности в непрозрачной и запутанной среде.
Команды ринулись фреймовать дорожные карты спринтами – фиксированными по времени краткими итерациями. В каждом забеге заказчику обещалось работающее ПО с наращённым функционалом высшего приоритета. Ошибки перестали быть багами, коварно обратившись недокументированными фичами.
Сложнее проблема, масштабнее проект – больше сталкивающихся интересов и участников шабаша. Предсказуемы остаются только оправдания и даты сборов. Учесть позиции всех не пытаются, интересов многих – достаточно. Техническое задание плавится мороженым в руках, но слизывать капли любят не все.
Сценарий совещаний становится изящноигрив, подчиняясь формуле: с утра свернуть хотели горы, в обед решили – пусть стоят. Геройские переработки не приветствуются: амбиции отрицаются, ошибки обсуждаются. На повестке больше синхронизация действий и поиск сплочённости единого порыва.
Вместо нудных написания и согласования ТЗ, заказчик осчастливлен шансом регулировать очерёдность появления новых функций, оцениваемых мерностью применимости-пользы-срочности. Синхронизация разноспециальных стартует с планирования, прикидки трудозатрат и очерёдности релизов.
Проектирование сменяется прототипированием под незамысловатые правила SCRUM:
1.Устраните иерархию – работайте сообща.
2.Избегайте анархии – направление задаёт владелец продукта.
3.За результат отвечает команда – не ищите виноватых и оправдания.
4.Участники помогают друг другу, чтобы уложиться в рамки ресурсов и сроков.
5.Каждый знает, над чем работают остальные – команда регулярно «сверяет часы».
6.Процесс не вытесан в камне – улучшения возможны, желательны и приветствуются.
7.Скажите «нет» волоките – оставьте попоприкрывательство за дверью комнаты совещаний.
Ошибки SCRUM застираны до дыр:
1)Недооценена важность мотивации команды.
2)Метод применяется неверно или не полностью.
3)Процесс выдуман, нетипичен или построен неграмотно.
4)Идеология назначается продукту, которому не подходит.
5)Отсутствует формальный лидер, руководитель и потребитель.
6)Группа цепляется за первоначальные идеи, не желая гибко реагировать.
7)Задействуется долгосрочное планирование, вместо работы по спринтам.
Не мудрствуя лукаво, авторы заявили SCRUM лёгким в работе, простым в понимании, сложным в освоении. Как говорится, без пол-литра не разберёшься. Поэтому участники прошлых команд необычайно в цене, заявляя, что основа управления эмпирикой: прозрачность, проверка и адаптация, что бы это ни значило.
В ходе работ непонятное становится разведанным, недоступное – потенциальным, рискованное – инкрементально приближаемым. Простои и разглагольствования ограничены по времени: скрыться негде, а лентяев вышвыривают в окна возможностей. Поезд резво прёт несмотря на стенанья вагонов.
Опытный машинист зовётся Скрам-мастером, считается слугой и лидером команды. Следит за соблюдением правил, изложением теорий, внедрением практик. Выполняет нетривиальные функции:
1)Тренирует группу на пути изучения SCRUM’а.
2)Планирует этапы внедрения в пределах проекта.
3)Устраняет помехи, возникающие в процессе работы команды.
5)Помогает коллегам и заинтересованным понять принципы эмпирической разработки.
Приверженцы экстремальности ценят работоспособность выше описаний, не тратясь на создание сомнительной полезности. Нечасто заглядывают в будущее, дальновидно предпочитая смотреть под ноги и вперёд на шаг. Фокус на ближнем планировании приучает не громоздить документацию, но она есть: