Суетимся, мечемся, копим. Гробим здоровье, пытаемся не болеть. Иногда размышляем о старости и смерти. Редко думаем о жизни и итоге. Натянутой стрелой летим в кромешной тьме, забыв продумать отправные вехи. Надеясь всё успеть. Не помня, что второго шанса нет.
Усердно карабкаемся из передряг, попадая в ловушки сложностей. Утаиваем рыбные места, чтоб полней набить карманы. О смысле думать некогда – несёмся к призрачному успеху, спотыкаясь на случайных поворотах. Убеждены, что цель – борьба, а добро и служение – удел бесцветных бесхребетных.
Финал ничего не разъяснит, точка не станет продолженьем, гонка не обернётся радостной памятью. Болезненное существование не увенчается фееричным завершением, если отталкиваться от дна, не наполняя скоротечные мгновенья глубоким содержанием.
Неперестающую радость дарит обретение значимой причины просыпаться и гореть нетерпением.
Икигай – пронзительное японское понятие, означающее осознание собственного предназначения.
Главный интерес, важнейшее стремление, предельная польза. Придаёт жизни аромат, вкус и полноту.
Как же найти причину существования, чтобы иметь доказательства целесообразности, помимо достигнутого возраста? Рассмотрим немудрёный алгоритм:
1.Задайтесь вопросами: «Зачем существую?», «Чему посвящаю жизнь?», «Кем вижу себя в далёких мечтах?». Приучитесь размышлять над ними ежедневно. Спокойно, без паники – ответы будут ускользать в лабиринте спутанных мыслей.
2.Расчертите лист на четыре квадранта:
Умею делать: могу
Люблю делать: хочу
Нужно людям: оценят
Оплачивается: кормит.
3.Каждый поделите диагональю надвое, подпишите:
Умею-Люблю: страсть
Люблю-Нужно: миссия
Нужно-Оплачивается: призвание
Оплачивается-Умею: работа.
4.Отдельно рассмотрите ловушки:
Работа-Страсть: бесполезное удовлетворение
Страсть-Миссия: бедная восторженность
Миссия-Призвание: самодовольная профанация
Призвание-Работа: обыденная суета.
5.Лишь центральный элемент, пересечение квадрантов, схождение диагоналей может именоваться ежедневной утренней радостью, смешанной с нетерпением создавать неслучайную пользу.
6.Если рисунок не сложился – подсмотрите в Интернет, но не после первого раза. Кто не горит, тот коптится: пылайте сомнениями, терзайтесь попытками.
7.На каждый квадрант заведите отдельный лист, заполняйте вдумчивыми соображениями и не пытайтесь делать это на компьютере или гаджете:
Умею: «Горжусь ли навыком?»
Люблю: «Чем наиболее интересуюсь?»
Нужно: «Кто оценит по достоинству?»
Оплачивается: «Найдутся ли желающие поддержать?»
8.Подумайте над итогом жизни людей, которыми восхищаетесь: «Что было для них назначением?», «На что тратили силы, энергию, талант?», «К чему стремились, чего достигли, чем запомнились?».
9.Фиксируйте в сознании моменты недовольства: «Что напрягает?», «Кто мучает?», «Когда вспыхивает раздражение?» Докапывайтесь до причин, неустанно разбирая истоки сомнений и неустроенности.
10.Следите за режимом дня, высыпайтесь, ешьте в меру. Не геройствуйте в тренировках и физическом труде: берите посильные веса, избегайте перенапряжений и истощений.
11.В толпе отыскивайте горящие глаза, ищите пробивных харизматиков, рвущихся к осознанным рубежам. Поверяйте намерения, лозунги и действия на целостность и непротиворечивость.
12.Составьте список навыков к обучению, приступайте к поиску вдохновляющих книг, продвигающих статей, прикладных видеороликов. Немедленно пробуйте себя в иных ролях, других ипостасях.
13.Усыпите здравый смысл, боритесь с банальными отговорками: «Зря, что ли, столько лет учился и работал по специальности?» Промедление усиливает слабоволие.
14.Задумывайтесь, чьи достижения раззадоривают, вызывают зависть, мотивируют вскочить. Смогли бы повторить? Хотели бы оказаться на месте героев? Почему не опередили и позволили обойти?
15.Узнайте у других мнение о вас: «На кого из литературных или жизненных персонажей похожи?», «Первые прилагательные, всплывающие в мозгу при вашем появлении?». Проанализируйте. Повторите с глаголами и существительными, но с разными людьми.
16.Подумайте, кем хотели, чтобы стали дети, внуки, правнуки? Почему бы вам не реализовать честолюбивые мечты, приберегаемые для потомков? Гоните возраженья прочь, уймите дрожь колен.
17.Вспомните, за что вас хвалили близкие и незнакомые. Чего не хватает миру, чтобы стать лучше? На какую помощь рассчитывали сами, но, так и не дождались участия, сочувствия, поддержки?
18.Решите, в чём измеряется полезность: тиражность копий, громкость аплодисментов, количество осчастливленных. Повезёт, если получится придумать уникальную шкалу.
19.Не обсуждайте других, не спорьте с несогласными, не давайте оценок. Занимайтесь собственной жизнью и заботьтесь о ближнем круге. Прекратите винить внешние неподвластные силы.
20.Искореняйте стереотипы, не увлекайтесь тестами и сторонними оценками. Одноногие бегают, безрукие плавают, прикованные к коляскам играют в баскетбол. Ограничения накладывают страх и трусость.
21.Не уходите в затворничество, не ударяйтесь во все тяжкие, дистанцируйтесь от крайностей. Не приплетайте религию, секты и диеты. Не становитесь глашатаем нового дня.
Жизнь – не дни, что прошли, а те, что запомнились. Тратьте её на то, что переживёт бренное тело. Мы рождены для дела и наделены обязанностями. Важнейшая из них – социально самореализоваться. Высший позор – не понимать назначения, не взращивать плоды, не оставлять следов.
Смысл должен быть найден, но может быть и создан. Состояние пустоты – беда не образованных, а безразличных. Оглянитесь, присмотритесь, приблизьтесь. Не стреляйте издалека, заранее оправдывая промах. Требуйте большего от себя. Прочих же оставьте в покое.