0/5

X, Y, Z и другие: зреют воспаления – бунтуют поколения

X, Y, Z и другие: зреют воспаления – бунтуют поколения
время публикации: 11:30  03 октября 2017 года
Время чтения: 7 мин 50 сек.
Старческий дребезг стартует причитанием «вот в наше время», далее следует перечисление былых заслуг. Повествуют не о персональных победах – приплетаются достижения современников. Созданное «на глазах», считается непревзойдённым, причастность – абсолютной.
Поколения накатывают волнами. Ярко, шумно, с пеной. Бравируют силою и нигилизмом. Бросают вызов и прорубают проходы. Воруют старые камни для новых стен. Сносят замшелые постаменты, возводят «истинных» идолов.

Пожилых считаем несовременными, молодёжь – недалёкой. Пренебрежение высказывается следующим и предыдущим. Дедов помним безгрешными, ранних не знаем. Новички ставят целью изменить мир, старички – не дать его погубить. Трагедию одних другие полагают шуткой.

Дело не в возрасте, ценностях и «богах». Хочется наследить. Простейший путь – объявить войну косности. Несовершенство прошлого – контраст сладкому будущему. Привлекательно объявить себя иными. Тогда и путь будет своим. Героическим, непокорным, особенным.

Проблема отцов и детей – взаимо-отталкивание снобизмов. Но так ли мы разнимся? Сколько их, этих поколений? Проведём перекличку, начав с неглубокой теории. Волны не образуются циклами достижения детородного возраста, а формируются внешними условиями: экономикой, пропагандой, катаклизмами.

В 90-е американцы Нейл Хоув и Вильям Штраус издали серию книг, описав теорию ценностей, формирующих мышление масс. Объявили поведенческую схожесть поколений стран сравнимого развития. Мировоззрение основали на единокитах: исторические вехи, убеждённое поведение, осознанная причастность.

Сменяемость проходит четыре стадии:

1. Подъём Пророков – сильны коллективные интересы и готовность следовать за лидерами.
2. Пробуждение Странников – откалываются сильные, ценится индивидуализм.
3. Возрождение Героев – появляются противоборцы, зреет оппозиция.
4. Кризис Художников – мощь государства цементирована доминирующей доктриной.

Адаптацию теории для России в 2003 году выполнила команда Евгении Шамис:

Величайшее поколение – родившиеся в 1900-1923 годах. Застали революции, Первую мировую и Гражданскую войну. Коллективизацию, электрификацию и НЭП. Трудолюбивы, ответственны, верят в будущее. Привержены идеологии, семейным традициям, напористы в убеждениях.

Несмотря на преклонный возраст, упрямы, готовы спорить, за словом в карман не лезут. Стойко переносят очереди, не лебезят пред чиновниками, числятся ярыми правдорубами. Психологически доминируют, несмотря на физическую дряхлость. Ценят заботу, внимание и «свободные» уши.

Характеризуются гибкостью и эмпатией.

Молчаливое поколение – 1923-1943. Первые пятилетки, сталинские репрессии, начало Великой Отечественной войны. Индустриализация, дефицит, голод. Лояльность государству, покорность, преданность. Подчинение законам, уважение погонам, следование правилам.

Молчаливая скрытность, кухонная смелость, доверие врачам, открывшим антибиотики. Консерватизм, планирование, терпеливость. Стремление запастись: крупы на антресоли, соленья в погребе, варенье под кроватью. Хорошим считают знакомое, привычное, испробованное.

В школе любили русский язык. На продуктах проверяют срок годности, не гоняются за престижностью средств передвижения. Лекарства выбирают по газетным статьям и телепередачам. Лечащий врач – мировое светило или прославленный профессор.

Бэби-бумеры – 1943-1963. Окончание Второй мировой, «холодная война», «железный занавес». Полёт Гагарина, Карибский кризис, СССР – супердержава. Всплеск рождаемости, неиссякаемый оптимизм, вера в превосходство всего советского.

Активность, спорт, туризм. Любознательность, открытость, готовность учиться. Трудоголизм, телефонное право, решения «за бутылкой». Хороший автомобиль, дорогие часы, стильная одежда. Внешний лоск, физическая подтянутость, желание помочь «своим». Потому что могут.

Уважают математику. Отличаются идеализмом, склонностью к демократии и социальной уверенностью. Получают удовольствие, приобретая и угощая деликатесами. Выбирают вместительные авто. Собирают корешки, травы, варят отвары. Горькая пилюля – работоспособное лекарство.

X, Y, Z и другие: зреют воспаления – бунтуют поколения

Поколение Х – 1963-1984. Застой, наркотики, Война в Афгане. Летние московские Олимпийские игры. Одиночки, индивидуалисты, неформалы. Упорные, упрямые, настойчивые. Готовы «пахать» и меняться, карабкаться и добиваться. Информированы, образованы, начитанны. Рассчитывают на себя.

Прагматичны, жизнестойки, способны к осознанному выбору. Ищут баланс между работой и личной жизнью, не уважают часто сменяющих сферу деятельности. Жаждут оптимизации, готовы платить за скорость, экстремалы. Поверхностно относятся к здоровью, занимаются самолечением – снимают симптомы.

С уважением относятся к истории. Тяготеют к соревновательности, социальной приспосабливаемости, сотрудничеству. Экспериментируют сочетаниями продуктов, изучают состав ингредиентов. Оценивают экономичность личного транспорта по расходу топлива. Пока ноги ходят – к доктору не идут.

Поколение Y – 1984-2000. Распад СССР, Чернобыльская катастрофа, дефолт. Военные конфликты, теракты, атипичная пневмония. Крах социализма, перестройка, капитализм. Персональные компьютеры, мобильные телефоны, Интернет. Свобода, тусовка, наивность. Категоричность, бренды, умение следовать.

Немедленный бонус, глобализация, терпимость. Уверенность самоценности, неверие в горизонты, спорт ради красивого снаряжения. Непостоянство, игривая жизнь, поступки для удовольствия. Развитие по горизонтали, важны контакты, нет ничего невозможного.

Много и увлечённо читают. Легко берут риски, эмоционально стабильны. В еде ищут пользу, отслеживают калории и жирность. Машина обязана иметь электрическую тягу. Микстуры должны быть жидкими, приём одноразовым. От врача главное получить «справку-отмазку».

Поколение Z – 2000-2017. Мировой финансовый кризис, глобализация, засилье торговых сетей. Виртуальная и дополненная реальность, геймификация, вездесущие гаджеты. О ценностях говорить рано, но уже прослеживается безответственность, стадность, избегание живого общения.

Тяготеют к изучению иностранных языков. Легко поддаются стрессу, креативны, мотивированны. Выбирают натуральную еду, без ГМО. Транспорт – с автопилотом и отслеживанием полос. Название таблеток должно быть на слуху, неплохо, если за ним стоит история. Добровольно проходят профосмотры.

В разных регионах границы человеческих волн существенно различаются. В Южной Африке Бэби-бумеры затянулись на шесть лет дольше и сместили последователей. В Японии поколения меняются чаще и на месте Х, Y и Z фиксируют семь колен. В Корее «иксы» неотделимы от «игреков», продолжаясь 30 лет.

Благодаря находчивости исследователей и маркетологов поколения получили альтернативные названия:

  • Величайшие – Долгожители, Победители, Строители, Герои, Основа, База, Фундамент
  • Молчаливые – Пенсионеры, Молчуны, Битые, Потерянные, Традиционные
  • Беби-бумеры – Послевоенные, Бумеры, «Демографический взрыв»
  • Х – Неизвестные, «С ключом на шее» – ранняя самостоятельность при работающих родителях
  • Y – Миленниалы, Эхо, Next, «Поколение Сети», «Большой палец» – разработанный на sms-ках
  • Z – Индиго, Цифровые, Домоседы.

Каждое поколение считает себя умнее предыдущего и мудрее следующего, высмеивает традиции, но следует моде, считает себя потерянным, и, пожалуй, право. Фридрих Геббель говорил: «Молодость полагает, будто мир начинается с неё. Старость думает, что цивилизация кончается вместе с нею».





Читайте также:



0
Реклама на New Retail. Медиакит