ТЦ или стрит-ритейл: как выбрать место для открытия магазина
время публикации: 13:00 14 апреля 2015 года
Согласно известной американской поговорке при выборе места для открытия магазина наиболее важными факторами являются три «L» – «Location, location & location». На чаше весов, как правило, два варианта – уличная торговля или площадь в ТЦ, – каждый из которых имеет свои особенности. Рекомендуем сверить их с вашим типом бизнеса и ожиданиями, и лишь после этого принимать решение о выборе заветного места.
Мы уже обладаем достаточным количеством информации и вполне можем перейти к выбору места расположения вашего детища. Осталась лишь небольшая рекомендация – важная и обязательная к исполнению:
Магазин призван приносить прибыль своему владельцу, поэтому, даже если кажется, что вы нашли свою нишу, а дела по какой-то причине перестают идти хорошо, можно (и нужно) перепрофилировать свой магазин таким образом, чтобы он отвечал новым требованиям покупателей, вашему контракту с новой торговой маркой, или его ассортимент поменялся на более ходовой.
Если пренебречь данной рекомендацией, можно потерять не только деньги, но и время, инвестированное в проект по открытию магазина. Не стоит хвататься за соломинку, если рядом есть спасательная шлюпка. Даже если соломинка по каким-то причинам кажется вам симпатичнее.
Правило трех «L»
Когда речь заходит о выборе места (помещения или земельного участка) для вашего будущего магазина, стоит вспомнить американскую поговорку о трех «L». Что самое важное в новом предприятии? Это три «L» – «Location, location & location». Место по праву можно считать самым важным элементом успеха будущего магазина. Именно потому, что место является фундаментальной составляющей всего дела, к его выбору следует отнестись очень серьезно.
Сначала определимся с принципиально важным решением в стратегии размещения магазина – уличная торговля или расположение в торговом центре. Затем научимся оценивать предполагаемое помещение или участок, проводя маркетинговое исследование. В завершение этого мы рассмотрим такие понятия, как зонирование и фасад магазина.
Итак, извечный вопрос – улица (иногда говорят также street-retail, на английский манер) или торговый центр? Давайте подумаем, какие есть минусы и плюсы у этих вариантов размещения, а также предположим, какие магазины было бы выгоднее расположить в том или ином месте.
Для начала немного истории. Уличная торговля – это отдельно стоящие магазины или магазины, расположенные на первых этажах жилых или доходных домов; это, пожалуй, самая старая сохранившаяся по сей день форма торговли. Она берет свое начало от античных лавок, средневековых гильдий и лавок русских купцов. Обычно лавка находилась на первом этаже, а хозяин (купец или ремесленник) жил над ней. Каждое утро он спускался, отпирал засов изнутри и принимал покупателей. Такие магазины были специализированными, потому что держали их сапожники, кузнецы, горшечники и другие ремесленники.
Купцы, конечно, могли заниматься многими видами товаров одновременно. Можно даже сказать, что купцы были оптовыми и мелкооптовыми торговцами. Ремесленники Европы объединялись в цеха и гильдии, селились рядом. Так появлялись торгово-производственные кварталы и улицы – Кузнецкие, Ткацкие, Бумажные, благодаря которым многие российские и европейские города получили большую часть географических названий. Торговые улицы до сих пор распространены в городах Европы, но почти исчезли у нас. Градостроительная политика советского времени и отказ от традиций дают о себе знать. Однако, к чести московского правительства, нужно отметить тенденцию к восстановлению и развитию пешеходных торговых улиц в центре столицы.
Торгово-развлекательные центры ведут свою родословную от не менее важных с исторической точки зрения предков. Это ярмарки и рынки, которые существовали (существуют по сей день) во всем мире. Однажды нашим предкам пришло в голову, что торговать можно не только в выходные и праздники, а постоянно, круглый год.
Так появились «стационарные» торговые ряды и рынки. Кроме торговли эти места привлекали и различные увеселительные предприятия: цирки, уличные театры, жонглеров и факиров, музыкантов. Поход на рынок или ярмарку был похож на сегодняшний поход в торгово-развлекательный центр: там осуществлялись покупки, можно было перекусить, узнать последние новости и посмотреть представление.
Так появились «стационарные» торговые ряды и рынки. Кроме торговли эти места привлекали и различные увеселительные предприятия: цирки, уличные театры, жонглеров и факиров, музыкантов. Поход на рынок или ярмарку был похож на сегодняшний поход в торгово-развлекательный центр: там осуществлялись покупки, можно было перекусить, узнать последние новости и посмотреть представление.
Именно так, используя эту синергию, работают сейчас торговые центры. Они объединяют в себе множество функций и удовлетворяют множество потребностей покупателей/посетителей.
Так какие же плюсы и минусы у магазинов street-расположения и находящихся в торгово-развлекательных центрах? В таблице ниже приведено небольшое сравнение.
Таблица 1. Особенности размещения магазина на улице и в ТЦ
Street Retail |
Торгово-развлекательный центр | |
Плюсы |
|
|
Минусы |
|
|
Разумеется, это не полное сравнение двух типов размещения магазина, однако оно дает общее представление и позволяет предположить, какое размещение будет лучше именно для вас. Разумеется, если вы планируете открыть магазин в формате «у дома», размещение в торговом центре для вас не подходит. Также для некоторых магазинов существуют определенные ограничения, связанные с концепцией ТЦ. Конечно, все арендодатели – и те, кто сдает помещение на улице, и те, кто предлагает площади в торговых центрах, – заинтересованы в сдаче как можно большего количества квадратных метров и как можно дороже. Но у торговых центров есть концепция развития и заполняемости. Для каждого ТЦ разработан так называемый «tenant mix», то есть состав арендаторов, исходя из которого заполняются помещения. Именно поэтому в них не бывает двух супер- или гипермаркетов, работающих в одно ценовой категории или имеющих на 100% одинаковую целевую аудиторию. То же самое касается магазинов подарков, чайных и кофейных бутиков.
Давайте рассмотрим типовой торговый центр, и тех, кто обычно в нем представлен. ТЦ могут быть одно-, двух- и многоэтажными. Причем чем выше этаж, тем меньше вероятность, что покупатель туда поднимется. У посетителя должна быть цель, чтобы он захотел подняться выше первого этажа. Соответственно, арендная ставка на первом этаже торгового центра, как правило, самая высокая. Для одноэтажных ТЦ действует другой принцип ценообразования – удаленность от «якоря».
«Якорями» или «якорными арендаторами» называют крупных игроков рынка, которые служат магнитом для покупателей. Это гипермаркеты, крупные магазины бытовой техники и электроники, крупные универмаги, торгующие одеждой.
Типичным для торгово-развлекательного центра можно назвать следующий состав арендаторов (средний ТЦ).
Якорные арендаторы:
• Продуктовый (супер- или гипермаркет);
• БТиЭ (бытовая техника и электроника);
• Одежда (1-2-3 крупных универмага одежды);
• Детский магазин;
• Спортивный магазин;
• Кинотеатр (развлечения);
• Фудкорт (+ 1-2 ресторана).
Наполняемость ТЦ:
Сопутствующие супер- или гипермаркету услуги:
- Химчистка;
- Ремонт обуви, изготовление ключей, ателье, замена батареек;
- Аптечный киоск/аптека;
- Банкоматы/отделение банка/обмен валюты;
- Оплата услуг связи/салон связи.
Бытовая техника и электроника:
- Брендовые магазины;
- Мультибренд среднего и малого формата.
Мода:
- Одежда (10-15 брендов);
- Аксессуары (1-3 бренда):
- Сумки
- Бижутерия
- Кожаная галантерея
- Обувь (2-4 бренда);
- Женское белье (1-3 бренда).
Дети:
- Детская одежда (1-3 бренда);
- Магазин игрушек (1-3 бренда).
Спортивные товары:
- Брендовые магазины (1-3 бренда).
Фудкорт (3-5 предприятий быстрого питания).
Специализированные магазины:
- Подарки:
- Необычные вещи
- Табак и подарки, связанные с курением
- Цветы и упаковка подарков
- Эзотерика и субкультуры
- Письменные принадлежности;
- Чай и кофе;
- Парфюмерия и косметика;
- Ювелирные изделия;
- Шоколад и сладости;
- Алкоголь (специализированные магазины);
- Развивающие игрушки;
- Настольные игры;
- Книги и канцелярия;
- Пресса;
- Фототовары;
- Чулочно-носочные изделия;
- Экстремальные виды спорта (сноуборд, скейт, лыжи, вело и т.д.);
- Хобби (товары для рукоделия, художников и т.п.);
- Спортивное питание;
- Компьютерные игры;
- Видео, аудио;
- Товары для дома:
- Для ванных комнат
- Интерьер.
Услуги:
- Салоны красоты/парикмахерская;
- Студия маникюра;
- Солярий;
- Копировальный центр/интернет-кафе;
- Туристические компании.
Развлечения:
- Боулинг;
- Бильярд;
- Игровые автоматы для детей;
- Парк развлечений и аттракционов для детей;
- Каток;
- Караоке.
Многие из указанных направлений доступны для открытия по франшизе. В любом случае, в каком бы направлении вы ни запланировали двигаться – пользоваться франшизой или развивать свой собственный бизнес – обратите внимание на модные и специализированные магазины, которые могут раскрывать свой потенциал и получать стабильный доход. В случае, если вы будете открывать магазин по франшизе, компания-франчайзер с радостью окажет вам помощь во многих вопросах, однако вам следует детально продумать, какого рода помещение вам нужно, прежде чем выбрать его и подписать договор аренды.
Советы по выбору места для магазина давал Денис Петроченков
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...