0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Протест и торговля. Как события на Майдане влияют на бизнес

Протест и торговля. Как события на Майдане влияют на бизнес
Пока в Украине кипят нешуточные страсти, торговля в самом эпицентре революции продолжает идти своим ходом. Мы попробовали разобраться, что же происходит за дверьми торгового центра «Глобус» на Майдане Незалежности, вокруг которого развернулся лагерь протестующих. Причина народных волнений - отмена подписания соглашения с Евросоюзом по решению президента и правительства страны, но нас интересует не политика, а бизнес.

На подходе к ТЦ «Глобус», который располагается прямо за сценой, где выступают политики, активисты и музыканты, развернулся палаточный городок оппозиционеров. Пройдя мимо бочек, рядом с которыми люди отогревают озябшие руки и сушат обувь, едят из пластиковых стаканов кашу и бутерброды и, конечно, скандируют «Слава Украине», можно попасть, образно выражаясь, в настоящий рай тепла и света. На 35 тысячах квадратных метров располагаются салоны красоты, модные бутики, туристические фирмы, кафе и рестораны.

ukj,ec.png

Ощущение, что попал прямо из грязи в князи, поначалу просто шокирует. Запахи из парфюмерных магазинов и кафе резко контрастируют с твоим собственным, полученным за несколько часов стояния на морозе рядом с бочкой-теплушкой. 

Посетителей мало, да и охранник, смотрящий за тем, чтобы в холл не нанесли на обуви снега, кажется, всего один. Мы обратились с сотрудниками магазинов с вопросом, что изменилось в их работе с начала массовых акций протеста в столице Украины?

Консультант Roy Robson, где продается мужская одежда по ценам от 1500 до 60000 тысяч рублей, рассказала, что продажи упали в среднем на 50%, и это не выгодно ни сотрудникам, ни руководству. На вопрос о том, как она относится к событиям, происходящим в столице, Катерина ответила, что сложная ситуация на Майдане, конечно, мешает работать, но по выходным и она, и многие ее коллеги выходят поддержать требования протестующих. Никаких инструкций на случай погрома сотрудникам Roy Robson руководство не давало. Судя по всему, там не считают, что митингующие устроят нападение на торговые точки.

Ситуация с реализацией продукции в магазине Lee Cooper Jeans, где молодежь покупает качественную и недорогую (от 3000 до 15 000 тысяч рублей) одежду в британском стиле, - похожая. Сотрудники в один голос говорят, что продажи упали где-то вполовину, но протест митингующих они поддерживают и в свободное от работы время стоят уже не за прилавком, а на улице под сине-желтым флагом, распевая государственный гимн.

В дорогом бутике с одеждой от Pierre Cardin сотрудникам, по крайней мере, дали инструкции на случай общения с журналистами - меня встретили холодно, на вопрос о падении продаж ответили недвусмысленно: «А вы как думаете?». На этом разговор и закончился.

С таким же настроем с нами общались и консультанты магазина Louis Vuitton, но, судя по количеству покупателей в магазине на Крещатике, которых там почти нет, элитные сумки и чемоданы сейчас не пользуются большим спросом. К слову, покупатели данных марок одежды выглядят несколько растерянно: кажется, что поход в магазин, который располагается в «горячей точке» Киева, был спровоцирован не столько желанием принарядиться к Новому году, сколько любопытством. Обеспеченным киевлянам не терпится посмотреть на разворачивающиеся вокруг события.

Женщины в дорогих шубах и мужчины с кожаными портфелями с интересом разглядывают греющихся у бочек людей и задерживаются перед полевой кухней, где готовят кушеш, перед тем как войти в здание Торгового комплекса «Глобус». В разговорах людей, прохаживающихся мимо сверкающих витрин, через слово звучит: Майдан, революция, Янукович, евроинтеграция.

1.png

С особенным возмущением отвечать на вопросы бросился директор магазина ювелирных украшений MLA Quality International — Алексей. По его словам, продажи не просто понизились, а пропали. Каждому зашедшему в магазин продавцы радуются как родному, а сам Алексей не знает, чем будет платить зарплату сотрудникам.

- Это личное дело каждого - выражать свою политическую позицию или нет, - рассказал он. - Но на экономике страны это сильно скажется, да и уже сказывается. Наш магазин закрывался на четыре дня за все время беспорядков. Я, конечно, понимаю людей, которые стоят за свои убеждения, но, как говорится, кому - война, а кому - мать родна. Мой бизнес сильно пострадал, да и работать стало опасно. У нас имеется план на случай мародерства... мало ли что может случиться. Да и просто неудобно работать - дымом сильно пахнет в магазине. Домой прихожу, а меня жена спрашивает: Шашлыки что ли жарил на Майдане?

К слову, малый бизнес: палатки с фастфудом, газетные киоски и т.д., на захваченной оппозиционерами территории чувствует себя вполне сносно. Такие торговые точки открыты с раннего утра и до вечера, и не испытывают недостатка в покупателях.

Протестующие студенты, пенсионеры и люди с минимальным достатком предпочитают, конечно, питаться на полевых кухнях и в буфетах, расположенных через каждые сто-двести метров патрулируемого митингующими центра города. Там их угощают бутербродами с колбасой и салом, засоленным в трехлитровых банках, горячим чаем и кофе с печеньем, шоколадом и фруктами.

Предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые блокируют своими иномарками подступы к Майдану, в центре Киева предостаточно, поэтому рестораны, кафе и палатки с «быстрой» едой продолжают работать так, будто в городе - не революция, а просто праздник какой-то.

К тому же руководство многих кафе настроено так доброжелательно к «дорогим революционерам», что готово угощать их горячими напитками и бульоном бесплатно.

2.png

В продуктовых магазинах, расположенных в центре города, по словам продавцов, спрос на консервы, колбасы и сигареты вырос в несколько раз, поэтому именно за этими продуктами придется побегать. Это связано еще и с тем, что сочувствующие протесту горожане не только принимают на ночлег митингующих, но и по мере сил обеспечивают их продуктами питания - от быстрорастворимой лапши до собственных запасов солений и консервов. Немногие приходят на Майдан с пустыми руками, если есть возможность захватить в местном магазине хлеба и несколько килограммов той же колбасы.

Судя по всему отыскать в ближайшем продуктовом магазине алкоголь несложно. Да и ходить далеко не придется: в том же «Глобусе» на нижнем уровне расположен сетевой магазин «Billa», где можно прикупить «горячительного». На Майдане, правда, введен «сухой закон», и всех пьяных выпроваживают за баррикады, поэтому митингующие, желающие остаться на площади, не злоупотребляют алкоголем. Да и, по словам продавцов, спрос на спиртное остался тем же, что и до протестных акций.

Аптечные точки в городе по-прежнему ведут торговлю в обычном режиме. Как рассказали консультанты магазина сети «Аптека доброго дня», никакого спада они не почувствовали, но и особенного увеличения продаж тоже. О таком же состоянии дел нам сообщили в кондитерской лавке «Львівська Майстерня Шоколаду»: молодой продавец на чистой украиской мове рассказал, что шоколад до сих пор пользуется большим спросом, поэтому закрывать точку на время протестных акций было нерентабельно.

В то время как правительство Украины не спешит разобраться с проблемами в стране, митингующие, по всей видимости, также не собираются расходиться. Являясь очевидцем событий, могу сказать, что люди не настроены на погромы и мародерство. И руководство центральных магазинов, в основном, не обговаривает с сотрудниками план действий на этот счет, а также не увеличивает охрану торговых точек.

3.png

Несмотря на спад продаж в дорогих магазинах центре города, подарки к Новому году никто не отменял, только предпочитают их покупать подальше от лагеря протестующих, где почти ничто не напоминает о предстоящих праздниках.

Главным украшением Майдана по-прежнему остаются государственные флаги и ленточки с символикой Евросоюза, а знаменитая елка, ради установки которой спецподразделения били митингующих, со всех сторон обвешена плакатами с нелицеприятными высказываниями в адрес правительства и президента.

Таня Барботина
время публикации: 15:00  16 декабря 2013 года
0
Теги: Киев

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
Маркетинговые иссследования_b2b