Маркетинг, основанный на алгоритмах построения нейронной сети – звучит загадочно и даже, в некоторой степени, излишне сложно. Однако и здесь есть довольно понятная схема из 7 ступеней, разобравшись в которой, можно вывести онлайн-торговлю на новый уровень.
Все мы привыкли к тому, что в багаже современного интернет-маркетолога, сложился явный порядок вещей-инструментов, которыми он воспользуется в digital-продвижении. Сегодня, мы поговорим о принципиально новом явлении на рынке электронной коммерции – это так называемый «нейромаркетинг», или маркетинг, основанный на алгоритмах построения нейронной сети.
Нейронной сетью, в свою очередь, является математическая модель анализа данных, которая действует на основании алгоритма по принципу «нахожу-изучаю-повторяю», или же «нахожу-анализирую-запоминаю».
В 2017 году выделяется два основных направления нейромаркетинга: нейро-исследования и нейропродвижение.
Пример результата нейроисследования: знаменитый сервис Deep Dream, где при помощи машинного обучения программа распознает, и на основе накопленных знаний выдаёт сюрреалистичные рисунки своего видения вами загруженных фотографий.
Пример результата нейропродвижения: собственно говоря, об этом мы сегодня и поговорим.
Директор программ технологического сотрудничества Microsoft в России Влад Шершульский замечает, что сейчас нейросети применяются повсеместно: «Например, многие крупные интернет-сайты используют их, чтобы сделать реакцию на поведение пользователей более естественной и полезной для своей аудитории».
Официально, услуги нейромаркетинга в России представляет всего несколько компаний, о которых мы упоминать соответственно не станем, тем более что стоимость там указана такая, что проще взять на работу весь поток студентов 5 курса МИФИ, и заплатить им за разработку собственного алгоритма (чем кстати, примерно и занимаются ведущие digital-компании).
Нейромаркетинг своими руками
Каждый из нас встречался, заходя на какой-нибудь сайт, с приветственным push-уведомлением:
«- Ваш город Москва? Мы угадали? Да, нет?
- Да, угадали!»
Ни к чему не принуждающий легкий вопрос, приводит к тому, что более 70-80% пользователей добавляют ваш товар в корзину! А почему?
А потому что, этот момент как раз основан на психологии самоанализа человеческого мозга – применяем этот пример к интернет-технологиям – добавляем слово «нейро». После этого получаем продажу – прибавляем «маркетинг». Получается: нейромаркетинг.
Пояснение: мозг человека, пришедшего на сайт, подтверждая регион, получает сигнал: «Да».
Что кроится под этим «Да», и как мозг действует дальше, можно рассмотреть на примере семиступенчатой модели поведения клиента:
2) Поверхностный анализ (любопытство): положительное впечатление;
3) Цельный анализ (интерес): это решение принято самостоятельно, у него нет никаких негативных последствий;
4) Углубленный анализ (познание): это решение уже принято, надо продолжить нажимать кнопки;
5) Глубокий анализ (вывод): Я набрал полную корзину вещей, нужны ли они мне, и стоит ли их покупать? *в зависимости от услуг вашего магазина
6) Низменный анализ (сомнение): на уровне мозга звучит так «вот к чему мы пришли, но безопасно ли это?», в действиях человека выражается через мысли о том, что вдруг где-то можно купить дешевле, разумно ли сейчас тратить деньги, действительно ли мне это необходимо. Т.е. происходит примитивный анализ рисков.
7) Новый поверхностный анализ (любопытство):
а) Повторное положительное впечатление, например, оттого что риски разумны, и теперь надо просто подождать, когда привезут заказ.
б) Негативное впечатление, например, оттого, что денег сейчас не особо много, да и скидок на вашем сайте нет.
Соответственно! Цель настоящего нейромаркетинга будет заключаться в том, чтобы при помощи психологических приёмов, дать мозгам клиента необходимое положительное впечатление.
Для того чтобы применить концепцию нейропродвижения для своего проекта, необходимо задать модель из 7 вопросов каждому объекту на своем сайте.
Только отличие машинного нейроанализа от ручного, которое мы на примере самостоятельно провели, будет в том, что машина выдаст результат за несколько секунд, а мы потратим на это несколько дней. И нам необходимо делать такой замер как минимум ежемесячно, а машина уже всё знает из собственной базы данных.
Плюс, машине можно задавать разные алгоритмы вопросов.
Раскроем один лайфхак для тех, кто решится провести нейроанализ собственного ИМ заранее: почти 90% объектов на вашем сайте окажутся бесполезными – потому что, (возвращаемся в волшебный мир психологии) наш мозг, попав на сайт получил установку уже заранее – и почти на 90% его неизменным желанием является искать что-то похожее.
Искать что-то похожее на запрос, по которому он пришёл, вещь, которую он искал, себя…
Искать себя – это самая популярная установка мозга. В нейромаркетинге, этот приём называется «зеркало». Скажем прямо, мало, кто из нас сможет устоять перед желанием осмотреть себя в зеркале, проходя мимо него.
Также действует идентификация себя на сайте, например, с разделом «Мужчины» (Мозг: «это же я, я – мужчина, пойдем туда!»). И в эту секунду мозг посылает клиента в соответствующий раздел. А дальше вновь работает наша формула 7 ступеней.
Итог: в настоящее время, реальный нейро-маркетинг на машинном методе доступен только крупным корпорациям, и предусмотрен для развития within yourself. Примерно по такому принципу (машинное обучение), должен в идеале работать и метод BIG DATA, которого в России на мой взгляд, также по отзывам глобальных коллег, в натуральном виде не существует и его значение сильно преувеличено (автоматический сбор данных с разных компьютеров в один отчет с постоянными ошибками – это просто BIG WORK).
Но настоящий нейро-маркетинг доступен для всех. Нужно лишь:
1.Собрать данные по поведению пользователей, применив к ним психологическую модель поведения. (Это могут быть данные со своего сайта/других сайтов; Можно попробовать обменяться такими данными с партнерами, можно попробовать купить такие данные у того, у кого они могут быть)
2.Написать очень длинную формулу в excel и сделать прогноз успешной конверсии.
Стоит ли добавлять, что применение нейромаркетинга в продвижении бизнеса – это несомненный тренд, который в ближайшие годы наверняка сможет встать в один ряд с таким монстром, как контекст.
Итак, мы рассмотрели примеры применения нейромаркетинга в e-commerce, на предмет повышения конверсии и психоанализа сайта. Но важно будет упомянуть, что технологии нейронной сети применяются гораздо шире: разработка уникальных мобильных приложений (FaceApp), автоматическое распознавание правильности стандартов мерчендайзинга, организация роботизированного call-центра, различные виды нейронного таргетинга (look-alike, top100plus, Similar users), вплоть до распознавания лиц из базы с камер внешнего наблюдения сотрудниками заинтересованных служб.