Для брендов философы важны не менее, чем стратеги или ИТ-эксперты, считает писатель и философ Ален Де Боттон, который вместе с коллегами из философского центра «Школа жизни» дает бизнесменам советы, как создавать и внедрять инновационные продукты, повышать удовлетворенность покупателей и мотивировать сотрудников с помощью философских истин.
Вот несколько советов Де Боттона предпринимателям, которые он озвучил на на конференции Business Wise.
Чтобы вводить новшества, вам придётся обратить взор внутрь…
Де Боттон считает, что ни фокус-группы, ни статистические данные не дают представления о том, чего хотят покупатели или что им потребуется в будущем: «Если бы вы в 1917 году спросили любителей чтения, ни один не предположил бы, что миру не хватает "Улисса" Джеймса Джойса» (он был опубликован в 1922 году).
Для введения новшеств следует практиковать методику самоанализа, пытаясь докопаться до ваших собственных скрытых мыслей и потребностей. Это, по словам философа, и будет основой для будущих продуктов и сервисов. «Когда художник Эдвард Хоппер (Edward Hopper) писал свои картины, он придерживался чувств и ощущений, от которых обычно отмахиваются как от несущественных. Он превращал их в товар. Получение доступа к этим невыраженным потребностям привело производителей автомобилей, например, к появлению в салоне неприметного подстаканника. Многие годы автомобилисты заливали салоны своих авто водой, чаем или кофе из бумажных стаканов, не осознавая, что им было нужно, – говорит Де Боттон. – Это пример того, что делает бизнес в период расцвета новаций. Предприниматели знают нас несколько лучше, чем мы сами себя».
Эдвард Хоппер, Полуночники. 1942
…и практиковать сопереживание
Сопереживание – ещё один путь создания инноваций. Этой методикой пользуются художники, и, по мнению Де Боттона, она же необходима бизнесменам. «Существенная часть нашей жизни тратится на попытки сохранения целостности нашего эго, и мы забываем, что порой нам полезно было бы попробовать то, что могло бы прийтись по душе другим», – говорит он. Пример успешного использования брендом концепции сопереживания в дизайне – популярная детская зубная щётка «Oral B» Squish Grip. «Бренд Oral B попытался представить, каково это – быть ребёнком. И сотрудники компании осознали, что детям не нравится чистить зубы из-за неподобающей формы детских зубных щёток», – считает философ.
Миром правит не любовь или деньги, а смысловое содержание
Лидеры бизнеса понимают: когда дело доходит до создания удовлетворённости трудового коллектива, деньги не имеют особого значения. «Если докопаться до первопричин неудовлетворённости сотрудников, смысловое содержание – вот то, что ведёт к успеху», – говорит Де Боттон. В данном контексте он определяет смысловое содержание как удовлетворенность людей своей работой или способность уменьшить дискомфорт других членов общества. Его совет бизнесу заключается в том, чтобы совершенствовать донесение до людей смысла их ежедневных рабочих обязанностей: «компаниям необходимо показывать своим наёмным сотрудникам те позитивные перемены, которые они создают».
Де Боттон заверяет нас, что насколько бы мир ни казался наполненным товарами, всегда найдётся место для новых изобретений. Вы можете в этом убедиться, поставив себе цель, проживая свой обычный день, замечать, что вызывает ваше недовольство. «Всякий раз, сталкиваясь с чем-то, что вас слегка напрягает, помните – вскоре появится соответствующий бизнес», – говорит он.
В прошлом бренды флиртовали с нашими психологическими потребностями, но не реализовывали их. Де Боттон приводит пример классического рекламного объявления бренда Campari, на котором изображена группа гламурных друзей, вместе наслаждающихся напитком: «Проблема в том, что вы видите рекламу, приходите домой и заказываете Campari – но при этом остаётесь в своей квартире в одиночестве. Вам не с кем поговорить».
Сегодня мы перешли к компаниям, получающим прибыль непосредственно из психологических потребностей. Взять хотя бы процветающий на чувстве дружбы Facebook. «Основной объём прибыли в XXI веке будет, видимо, получен от осознания того факта, что у людей имеются психологические потребности, и соответствующих попыток использовать этот факт по максимуму», – говорит Де Боттон.