Ситуативный PR или долгосрочная стратегия? Какой вид позиционирования подходит трейд-маркетинговому агентству
время публикации: 10:00 17 января 2022 года
Трейд-маркетинг — искусство продавать, планомерно воздействуя на все участки цепочки прохождения товара: от отгрузки производителем до размещения на полке супермаркета. Почему «взрослое» маркетинговое агентство обязано не просто разбираться в нюансах трейд-маркетинга, но и понимать, как работают внутренние процессы в таких организациях?
Рассказывают специалисты мерчендайзингового агентства «Планограмма».Ситуативный PR и долгосрочная стратегия. В чем разница?
Ситуационный PR, как следует из названия, привязан к информационному поводу: ситуации, событию. Например, получение руководителем предприятия престижной награды, выпуск юбилейной единицы продукта, открытие новой торговой площадки и т. п.
Наличие достойного инфоповода – золотая жила для умелого маркетолога. Каждое из таких событий следует использовать по максимуму: осветить в СМИ, провести PR-акции, задействовать все каналы распространения информации.
Преимуществом PR-кампании, привязанной к информационному поводу, можно считать низкую затратность: СМИ охотнее размещают публикации такого рода. Если событие содержит резонансные или общественно-значимые детали (проведение сделки, которая меняет расстановку сил на рынке, влияние на экологию или безопасность), многие масс-медиа могут разместить информацию на бесплатной основе.
В целом провести разовую кампанию, привязанную к определенному событию существенно проще и дешевле, чем долгосрочное выстраивание имиджа бренда. Основные затраты: подготовка event, аренда площадки, оплата работы ведущих и команды сервисных специалистов.
Долгосрочный, или стратегический PR, – планомерное выстраивание имиджа компании, формирование восприятия его целевой аудиторией, формирование узнаваемости бренда и лояльности к нему со стороны ЦА.
Долгосрочная стратегия включает затраты на зарплату команды PR-специалистов, организацию рабочих мест, приобретение профессионального программного обеспечения. Для бизнеса реализация долгосрочной PR-стратегии обходится дороже. Но и эффективность стратегического PR значительно выше.
Преимущества долгосрочного подхода к PR
Выстраивание коммуникации с целевой аудиторией подобно человеческим взаимоотношениям: результаты приносит регулярное общение, а не встречи от случая к случаю. Бренд, который постоянно на слуху у аудитории становится «своим», привлекательным, более экспертным.
Долгосрочный PR работает параллельно с маркетингом, способствуя росту продаж, и при этом формирует имидж, репутацию и узнаваемость бренда. Покупать предпочитают у тех, кого считают экспертами, поэтому крупные клиенты нередко делают выбор в пользу агентств с хорошей репутацией, игнорируя даже результаты тендеров.
Как понять, какой вид позиционирования подходит больше? (На примере мерчендайзингового агентства)
Выбор способа формирования имиджа зависят от текущих запросов владельца бизнеса. Крупное агентство с большой базой клиентов может смело использовать ситуационный PR в качестве инструмента получения максимальной прибыли в сжатые сроки.
Также краткосрочная кампания подходит, если агентство вышло на рынок для реализации определенного объема работ в конкретной локации — городе, регионе — и не планирует оставаться здесь впредь. Ситуативный PR выбирают те, кто хочет сэкономить бюджет.
Стратегический PR жизненно необходим молодым, только выходящим на рынок компаниям и брендам с испорченной репутацией. Прочная репутационная основа, проработанная «вдолгую» также потребуется при планировании выхода на следующий уровень бизнеса, освоении новых рынков, при расширении компании.
Почему нельзя комбинировать долгосрочную и ситуативную PR-стратегии
Если добавить элементы ситуативного PR в канву долгосрочной стратегии, то в итоге получим ту же долгосрочную стратегию. Если мы можем спланировать информационный повод заранее, скорее всего он уже и так внесен в список пунктов при планировании.
Если происходит неожиданное событие, то с ним стоит работать отдельно, не нарушая основной план и учитывая векторы долгосрочного формирования имиджа.
Специфика PR в разных странах
В каждой стране у бизнеса свои тренды в отношении методов формирования репутации. В США большинство компаний придерживаются долгосрочной PR-стратегии.
В России предпочтение отдают ситуативному PR (в основном, из желания сэкономить). Еще одной чисто российской тенденцией можно назвать то, что к корректировке репутации прибегают чаще всего тогда, когда все плохо и даже запущено. В хорошие же времена PR-команды стараются сократить, не осознавая степени ценности профессионалов данного направления.
В Беларуси ужесточилась цензура СМИ. В связи с этим масс-медиа с большой осторожностью относятся к любой информации, в том числе и касающейся бизнес-event. Поэтому говорить о долгосрочной стратегии в этой стране сегодня сложно.
Чего нельзя делать в PR
Как и в любой отрасли своя этика есть и в PR. Так крайне негативно воспринимаются подставные отзывы заказчиков. Если покупателю становится известно о таких манипуляциях, компанию определенно ждет репутационный кризис.
В случае негативного подставного отзыва компанию можно привлечь к ответственности по закону о защите деловой репутации. В случае размещения негатива от пользователей специалисты агентства всегда стараются выяснить: был ли такой покупатель на самом деле? Восстанавливают ход событий, анализируют ситуацию, обязательно дают обратную связь.
Если клиент откликается, стараются разобраться в ситуации, решить проблему и затем просят его исправить отзыв. Если оказывается, что клиента не было, можно использовать комментарий в доброжелательно-игнорирующем тоне, дать понять, что отзыв ненастоящий.
Элементы PR, наиболее актуальные для мерчендайзингового агентства
При разработке PR-стратегии важно грамотно сформировать процесс проведения ORM и SERM-кампаний. ORM включает в себя управление имиджем в онлайн-пространстве. Любое упоминание бренда — отзовики, работные сайты, форумы, личные блоги и т. п. — влияет на позицию бренда на рынке. В рамках Online Reputation Management происходит лоббирование позитивных отзывов о бренде в сети.
Search Engine Reputation Management является частью ORM и подразумевает изучение и корректировку репутации компании в выдаче поисковых систем.
Читайте также: Рейтинг российских DIY-сетей по итогам 2021 года
Как происходит процесс SERM?
Вначале необходимо определить текущее состояние дел. Специалисты формируют таблицу «теплоты» поисковой выдачи по ключевым запросам в главных поисковиках: Google и Яндекс. Запросы вбивают в режиме «инкогнито» для исключения фактора персонализированной выдачи.
В основу расчетов входят результаты первой страницы поисковой выдачи для Google это 10 ссылок, для Яндекса — 15. Логика такой выборки в том, что среднестатистический пользователь сети дальше первой страницы выдачи обычно не переходит.
Методика расчета теплоты выдачи: если доля позитивных отзывов по бренду превышает 55-100%, строка получает 1 балл, от 50 до 55% — нейтральная выдача (0 баллов), менее 50% положительных отзывов присваивают строке выдачи минус 1 балл.
Далее показатели строк выдачи суммируют и получают итоговое значение. Такой анализ проводят по нескольким вариантам поисковых запросов. В итоге интернет-маркетологи получают объективную картину ситуации и могут начинать работать над корректировкой имиджа.
Методы борьбы с негативной выдачей
Способов убрать негативные отзывы с первой страницы существует несколько. В зависимости от результатов первичного исследования маркетолог применяет один из них или комбинирует сразу несколько.
Например, если негатив находится внизу поисковой страницы на 9-10 строчке, то его проще «выдавить» на вторую страницу и далее.
Если невыгодный отзыв находится на верхушке выдачи (например, размещен на одном из топовых сайтов), с ним справиться сложнее. Приходится планомерно вытеснять его в выдаче публикацией и продвижением позитивных откликов на этом же сайте. Такой метод может не сработать, если ресурс в настоящее время неактивен.
В этом случае может помочь пристальное изучение негативного отклика. Если в его тексте можно найти признаки клеветы, то решить вопрос можно при помощи обращения в суд. Способ эффективный, но небыстрый.
В среднем судебные процедуры по подобным делам, включая лингвистическую и иные экспертизы, проходят около трех месяцев. По решению суда компания обращается в Роскомнадзор и сайт будет обязан удалить отзыв. Если сайт неактивный, он будет заблокирован.
Способ борьбы с негативными отзывами при помощи SEO-оптимизации страниц с позитивными отзывами для улучшения в поисковых позициях. Это относительно недорогой, но требующий времени (до полугода) способ.
* * *
Игнорирование негативных отзывов обычно приводит к устойчивому снижению репутации и не подходит владельцу бренда, нацеленному на повышение уровня продаж и экспертности в выбранной бизнес-нише.
PR-специалист агентства мерчандайзинга
«Планограмма»
Евгения Бусина.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...