0/5

Тадаси Янаи: «Компания без души – пустой сосуд»

Тадаси Янаи: «Компания без души – пустой сосуд»
время публикации: 11:30  04 ноября 2016 года
Основатель и президент японской компании Fast Retailing (управляет брендом Uniqlo) Тадаси Янаи делится секретами составляющей «души» корпорации, которые помогли ему создать один из крупнейших мировых одежных ритейлеров.

У каждого бизнесмена с мировым именем свои секреты успеха. И Тадаси Янаи – самый богатый человек Японии и основатель Fast Retailing – не исключение. Его постулаты уместились в 23 пункта, которыми сейчас пользуются десятки тысяч сотрудников Fast Retailing по всему миру. 67-летний Тадаси Янаи начал переносить свои мысли на бумагу в 30 лет, когда его компания, которая в то время называлась Ogōri Shōji, еще не достигла оборота в 1 млрд йен по объему годовых продаж. 

Все эти годы Тадаси Янаи терпеливо пункт за пунктом составлял свой список. В нем отражается собственная философия Янаи, которая позволила превратить единственный унаследованный от отца магазин в компанию с мировым именем и выручкой в 1,68 трлн йен (около $15,5 млрд, данные за 2015 год). Сам Янаи называет данные принципы «душой» компании, ее основой. 
«Душа - важнейшая составляющая нашей жизни. Без души, будь то человек или компания, мы лишь пустой сосуд», - говорил глава Fast Retailing еще в 2012 году, выступая в кулуарах Гарвардской школы бизнеса.


Начало

Все началось с того момента, когда отец Янаи – Хитоси – в 1949 году открыл свой первый магазин Ogōri Shōji в Убе, префектуре Ямагути. Первое время еще молодой Янаи даже и думать не хотел о работе, открыто выступая против действующего режима того времени, но потом кардинально изменил свое мнение. 

По окончании университета он столкнулся с жестокой реальностью – просто  на что-то нужно было жить. Полностью переосмыслив свои взгляды, Янаи пошел на работу в одну из торговых сетей, где проработал год до того, как в 1972 унаследовал дело своего отца. «Я должен был выполнять абсолютно всю работу – начиная от уборки и кончая оформлением витрины. Все было на моих плечах, потому что мне некому было помочь. Но это был полезный опыт, – вспоминает Янаи. – Без покупателей бизнес не может развиваться. Я также задумывался о том, что одному много дел не переделать». Но со временем бизнес начал потихоньку расти, и Янаи начал открывать новые магазины. 


Рождение Uniqlo

В 1984 году Янаи занял должность президента компании. В этом же году был открыт первый магазин Unique Clothing Warehouse (позднее Uniqlo). Найдя вдохновение в своих путешествиях по Европе и США, изучая модель работы Benneton и Gap, Янаи уже представлял себе путь становления собственной компании, которая позднее станет национальной сетью. Представил и преступил к его реализации. 

Но мало кто знает, через какие трудности пришлось пройти компании и ее главе, прежде чем получить признание среди покупателей. В 1995 году Uniqlo выпустила свою первую линейку одежды под собственным брендом. Тогда магазины открывались в небольших городах, где аренда была дешевле. Головная структура была переименована в Fast Retailing. Но решение перейти от обыкновенного реселлера к статусу компании, которая продает товары под собственным брендом, было непростым. Янаи пришлось закрыть три собственные линейки одежды вскоре после их запуска. На первых порах компании также тяжело было избавиться от ярлыка продавца дешевой и некачественной одежды. Это сейчас рядовой покупатель знает, что в магазинах Uniqlo можно найти качественную одежду по вполне приемлемым ценам.

Но это далеко не весь послужной список. Первая попытка выйти за пределы Японии оказалась провальной: в 2001 году был открыт магазин Uniqlo в Лондоне. Провальной также оказалась первая попытка выйти на рынок Китая. Но череда этих событий не смогла подорвать решимость Янаи. 

Тадаси Янаи: «Компания без души – пустой сосуд»

Сегодня Uniqlo – один из ведущих одежных ритейлеров, который успешно работает за пределами родного рынка. Так как же Янаи удалось превратить всего один магазин, унаследованный от отца, в глобальную компанию? Ответ прост. У него были свои принципы (если быть точнее, их 23), которым он и следовал. Весь этот список можно свести к 8 основополагающим тезисам: 

1. Клиент превыше всего 

Главный принцип японского бизнесмена – «удовлетвори потребности одного клиента и приобрети нового». Тадаси Янаи убедился в этом сам, когда один управлял магазином своего отца. «Мы можем вести бизнес только потому, что у нас есть покупатели, – объясняет глава Fast Retailing. – Всегда угождайте прихотям ваших клиентов. <...> Помните, пока вы не будете предоставлять клиенту больше, чем он ожидает от вас, вы никогда не сможете удовлетворить его потребности полностью».

2. Вносите вклад в развитие общества

Для Тадаси Янаи настоящая ценность компании заключается в способности повлиять на общество в целом. Он убежден, что успешные корпорации должны служить социуму, другие же компании, которые никак с ним не связаны, обречены на провал. Вы должны быть частью общества, если хотите, чтобы вас приняли собственные сотрудники, партнеры и покупатели. 

«С ростом компании, увеличением пула наших партнеров и сотрудников ко мне стало приходить осознание того, что мы должны стать компанией, которая способна внести собственный вклад в развитие общества. В ином случае наше развитие приостановится. Только после положительных преобразований в социуме, причиной которых стали именно вы, можно рассчитывать на здоровый бизнес», – уверяет японский бизнесмен.

3. Будьте оптимистами 

Янаи уверен в том, что успешная компания должна подавать яркие надежды на будущее. Именно поэтому он призывает своих сотрудников всегда верить в успех и с позитивной стороны рассматривать любой исход дел. «Пессимизм ничего вам не даст. Вы также ничего не добьетесь, если попросту будете ждать, когда удача будет на вашей стороне. Никто не может предсказать будущее, так почему бы не создать его собственными руками? Тем, кто пойдут на этот шаг, будет сопутствовать та самая удача», - предсказывает глава Fast Retailing.








4. Учитесь на ошибках

Тадаси Янаи не чужды ошибки. Но с течением времени он убедился, что ошибки – это ключ к новым возможностям. Один из его важнейших принципов звучит следующим образом: «Тщательно проанализируйте информацию, полученную из вашего успеха или провала. И примените ее на практике в следующий раз». Ключ к успеху  –  это продолжать изменять себя и соревноваться с самим собой.

5. Сосредоточьтесь на деталях

Янаи часто говорит: «Бог в мелочах». Это отражает его веру в то, что необходимо доводить до совершенства «малое». Секрет в том, чтобы делать что-то незначительное изо дня в день, пока ты не устанешь от этого. Янаи думал, что в 60 лет он не будет отвечать за ежедневные дела компании, но в свои 67 он по-прежнему возглавляет Fast Retailing.

6. Критикуйте себя

«Обдумывай собственные действия и пути их усовершенствования» – так звучит еще один постулат японского бизнесмена. Он ежедневно применяет его на практике, пытаясь поставить себя на место своих клиентов.  «Наиболее требовательным критиком может быть ваш покупатель, поэтому вы должны ставить себя на его место, оценить магазин, товар его глазами», – добавляет Янаи.

7. Будьте частью мира

Будущее Fast Retailing неотъемлемо связано с целым миром за пределами Японии. Янаи долгие годы добивался интернационализации своей компании. Под его патронажем официальным языком компании стали английский, а подготовка менеджмента проходит в Нью-Йорке, Шанхае, Париже и Сингапуре. «Сейчас все в мире взаимосвязано. <...> Между нами нет барьеров», – констатирует топ-менджер.

8. Не бойтесь меняться 

Уметь адаптироваться к изменениям – это ключевая тема для Янаи, который любит сравнивать Uniqlo с технологической компанией. «Мир так быстро меняется. Мы застали новую индустриальную революцию. Когда-то значительные изменения были возможно только за счет высоких технологий, но уже сегодня у нас есть множество показательных примеров в лице Amazon, Alibaba, Uber. Поэтому мы должны преобразовывать себя сами. Модель "индустрия одежды полностью связана с человеком" изжила себя. У нас есть возможность полностью изменить саму индустрию.  Даже работая в огромной компании, нередко нужно начинать все с нуля». 

Автор: Vikram Alexei Kansara
Перевод: Изабелла Кодзокова
Источник: businessoffashion.com

0
Реклама на New Retail. Медиакит