Главная проблема, которую придется решить участникам процесса,— фрагментированная и подверженная сбоям логистическая инфраструктура.
Рынок интернет-торговли в России ускоряет рост. Если в 2014–2017 годах он увеличивался в среднем на 13% год к году, то в 2018–2023 годах эксперты Morgan Stanley ждут темпов в 25% в год. Основной импульс сегмент получил от граждан, которые стали чаще покупать дешевые товары из Китая через AliExpress, Joom, Pandao и другие, но увеличили активность и покупатели локальных онлайн-ритейлеров: Wildberries и Ozon.ru по итогам 2018 года рассчитывают на рост выручки на 70–80%.
Потенциал роста во многом объясняется низкой базой — сейчас проникновение услуг электронной торговли в России составляет всего 3–5% от рынка. По этому показателю страна уступает не только США и Германии, но и Китаю с Бразилией. Уже к 2023 году проникновение может вырасти до 10–15%, считают аналитики. Однако число самих интернет-магазинов должно сократиться — сейчас на нем присутствуют около 100 тыс. компаний, оценивал CEO Ozon.ru Александр Шульгин.
Процесс консолидации уже запущен. На рынке началось создание альянсов, причем по стойкой российской традиции последних лет с участием госкомпаний. Весной 2018 года Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на основе «Яндекс.Маркета». От Сбербанка оно получит рекордные для отрасли почти $500 млн (для сравнения: за последние десять лет вся российская электронная коммерция получила всего лишь около $800 млн) и уже запустило две площадки — локальный маркетплейс и трансграничную платформу. О стратегическом партнерстве в этом году договорились также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), китайская Alibaba Group, «МегаФон» и Mail.Ru Group, которые создадут СП AliExpress Russia. Речь здесь может идти уже о миллиардах долларов инвестиций, обещал гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.
Очевидно одно: чтобы так манящий инвесторов будущий рост рынка стал реальностью, его участники должны решить главную проблему электронной торговли в России — создать отлаженную логистическую инфраструктуру. Пользователи сервисов с дешевыми товарами из Китая готовы неделями ждать заказы, которые идут через почтовые каналы. Например, у AliExpress, занимающего более 40% рынка трансграничной торговли в России, время ожидания посылки составляет в среднем 30 дней. Но местные ритейлеры такой роскоши себе позволить не могут. Для них само наличие товара уже перестает быть преимуществом, не менее важной становится оперативная доставка покупки к клиенту.
Практика показывает, что пока в моменты пикового спроса даже крупнейшие ритейлеры оказываются неспособны решить эту задачу. Например, в сентябре один из крупнейших книжных онлайн-магазинов «Лабиринт» сообщил о «серьезных сложностях» с выполнением заказов, причины которых заключались «в непрогнозируемо высоком учебном сезоне». А в первой декаде декабря информационная система Ozon.ru допустила сбой в доставке, который растянулся на пять часов и коснулся нескольких тысяч заказов. «Если не говорить про третье кольцо в Москве, то доставка хромает везде»,— признавал Максим Гришаков в ноябре на конференции Futurecommerce. Несложно предугадать, что в такой ситуации большинство россиян и дальше будут выбирать возможность самим прийти в магазин, не рискуя остаться без товара.