Лента Новостей
Все новости →Антимонопольная займется аптеками
время публикации: : 19 октября 2012 года
За то, что в России лекарства дороже, чем в Европе, ответят аптекари. Федеральная антимонопольная служба обещает пройтись по московским аптекам со списком из 100 важнейших препаратов и сравнить цены на них с европейскими.
За превышение цены ФАС обещает оборотные штрафы. Стоимость некоторых лекарств в России наверняка будет выше, но аптеки здесь ни при чем, отмечают эксперты. Они советуют обратить внимание на отпускные цены производителей. О планах ФАС по контролю за ценами на лекарства вчера рассказал глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. По его словам, служба обнаружила, что цены на некоторые лекарства в России выше в полтора, а то и в три раза, чем в Европе. При выявлении таких случаев аптекам грозят оборотные штрафы. Анализ будут проводить методом сопоставимых рынков, уточнил г-н Артемьев, упомянув Германию и Польшу.
В России уже есть механизм контроля цен на жизненно важные лекарства. Государство с 2010 года определяет предельную отпускную цену производителям, а также ограничивает торговые надбавки дистрибьюторам и аптекам. Так, средняя надбавка у московских аптек не превышает 25%, говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. За ценами следят и Минздрав, и Росздравнадзор, и прокуратура, добавляет она.
Аптека не является тем звеном в цепочке, которое завышает цены, отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов. По его словам, сейчас розничная стоимость лекарств формируется следующим образом: к цене производителя при прохождении таможни прибавляется пошлина, НДС, наценка оптовой компании (или нескольких, если товар перепродается от оптовика к оптовику), и только в конце цепочки идет наценка аптеки.
В цену препарата также включаются логистические затраты и затраты, связанные с доступом препарата на рынок, добавляет г-н Беспалов. Сравнивая стоимость доставки товара, например, по Германии и по России, необходимо учитывать удаленность территорий, развитость инфраструктуры, климатические условия. «Стоимость доступа продукта на рынок для всех стран различна, поскольку включает также получение разнообразных разрешений и сертификатов, — уточняет эксперт. — Так что доказать факт завышения цен будет очень непросто».
Розничные цены на лекарства сравнивать нельзя, подтверждает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «Налоговая нагрузка в Европе и России очень разная, — объясняет он. — На Украине, например, лекарства дешевле, поскольку там нет НДС и таможенной пошлины». Сравнивать необходимо с отпускными ценами производителя, что невозможно, поскольку для европейских компаний это является коммерческой тайной, уточняет г-н Шуляк.
Цены в Европе и России не могут не отличаться, признает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. Все европейские страны контролируют цены на препараты, которые они закупают, но там действует система возмещения со стороны государства, объясняет он. В России же государство цены контролирует, но ничего не возмещает.
Если ФАС решит искать причины завышения цен именно в аптеках, им придется тяжело. ФАС может наложить штраф в размере до 5% от оборота лекарственных средств, на которые была незаконно завышена цена, говорит аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина. Подобный прецедент был в начале 2011 года, когда ФАС наложила штраф на ряд ритейлеров в Санкт-Петербурге за ценовой сговор по муке и гречке в размере 5% от оборота этих товаров, напоминает она. «Поскольку доля лекарств из перечня жизненно важных в среднем в аптеке составляет 47%, то максимальный штраф может составить 2,5% от оборота аптеки», — подсчитала г-жа Аношина. С учетом того, что рентабельность в аптечном бизнесе не превышает 2—2,5% в принципе, такой штраф может привести к убыткам, резюмирует аналитик.
Читайте также в новостях:
12:45, 12 ноября 2024
19:35, 11 ноября 2024
09:30, 05 ноября 2024
12:25, 02 ноября 2024
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах