Такая практика стимулирует покупателей тратить возвращенные деньги сразу же, что может увеличить продажи торговых точек на 10–15%.
В ГУМе будет создан офис по возврату НДС, рассказал Коммерсанту председатель наблюдательного совета ГК Bosco di Ciliegi (управляет универмагом) Михаил Куснирович. Если покупателю возмещать налог прямо в магазине, больше шансов, что он потратит полученные деньги там же, пояснил он.
По словам бизнесмена, такая практика распространена, например, во Франции в знаменитом универмаге Galleries Lafayette. Выдавать налоговый вычет по программе tax free shopping прямо в магазине с осени 2018 года также готовятся в московском ЦУМе, рассказали в пресс-службе универмага.
Сейчас получить возмещение НДС с покупки, сделанной в России, можно в аэропорту наличными или оформить его на банковскую карту. В России закон о tax free вступил в силу с 1 января 2018 года.
Покупатели могут вернуть НДС (18%) с покупок на сумму не менее 10 тыс. руб. Эта система заработала в апреле в 130 магазинах в 12 регионах России. С 2019 года Минпромторг РФ планирует распространить ее на всю страну. На российском рынке работают четыре оператора: международные Global Blue и Tax Free Premier, а также российские Hi Sky и «Национальный оператор tax free».
Идея организовать возврат НДС прямо в магазине выгодна как государству, так и ритейлеру, так как эти деньги продолжают тратиться внутри страны, чаще всего в той же самой торговой точке, считает партнер Deloitte Геннадий Камышников.
По мнению эксперта, при организации выдачи НДС в своем магазине компания также берет на себя и некоторые риски: например, покупатель покинет страну без таможенного оформления или налоговая найдет недочеты в оформлении после того, как турист покинет страну. Кроме того, покупателям, которые берут наличные в магазине нужно разъяснить, что при выезде из страны им все равно необходимо поставить таможенную печать, иначе с его карты после отъезда будет обратно списана сумма налога (при учете того, будет ли магазин бронировать на карте сумму).
Он не исключает, что для оптимизации процесса в дальнейшем возможен переход на полуавтоматическую систему таможенного контроля, когда при выезде будет достаточно просканировать штрих-код.
По мнению гендиректора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, у ГУМа и ЦУМа за счет возврата НДС прямо в магазине могут вырасти продажи: не менее чем на 10% в категориях одежда, обувь и аксессуары и на 15% в категории украшения. Этот сервис позволяет приблизить tax free по удобству к используемому магазинами в приграничных районах Финляндии системе Invoice, которая позволяет получить возмещение прямо в магазине, добавил эксперт.
За два месяца существования пилотного проекта с оформлением чеков tax free было продано товаров на 350 млн руб., отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
По его словам, с 10 апреля 2018 года за возвратом НДС обратились более 2,5 тыс. человек из 100 государств, больше всего среди них было граждан Китая. Общее число клиентов, которые воспользовались сервисом возврата налога в ЦУМе в Москве и ДЛТ в Санкт-Петербурге после его введения превышает 3 тыс. человек, отметили в пресс-службе ЦУМа. Там же добавили, что доля китайских покупателей составила около 50% в ЦУМе и около 80% в ДЛТ.