0/5

Лента Новостей

20:45 Маркетплейсы хотят обязать указывать в карточках данные о стране происхождения товаров
20:20 Crocs выпустил самую высокую модель обуви в своей истории
19:55 85% опрошенных предпринимателей закупают на маркетплейсах товары для своего бизнеса
Ритейл страдает от киберрисков: зачем отрасли нужен F6 Cyber Identity Index
19:30 Какие сферы потребрынка ожидают наибольшей отдачи от внедрения ИИ
19:05 Центробанк включил финтех-компанию Ozon в реестр инвестиционных советников
18:40 Цена за кг растворимого кофе в РФ впервые превысила 4 тыс. рублей
Из «ниши» — в повседневность: как меняется покупатель БАДов и чему это учит фармацевтический маркетинг
18:15 «ВкусВилл» и Vivienne Sabó запустили продуктовую коллаборацию (ФОТО)
17:50 Nike выпустил необычную модель кроссовок
17:25 АКОРТ фиксирует снижение цен на социально значимые продукты
Почему они закрываются? Fashion бренды среднего сегмента уходят с рынка
17:00 Какие вина покупают россияне – аналитика «Пятерочки»
16:35 «Дочка» Fix Price приобрела пакет акций материнской компании в рамках buyback
16:10 Елене Блиновской смягчили приговор
Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепром
15:45 Правительство РФ включило Renault в санкционный список
15:20 Большинство россиян на осенних распродажах планируют купить одежду и обувь
14:55 Как выглядит идеальный сервисный подрядчик: расскажет Директор по закупкам «М.Видео»
Кейс: как observability платформа GMONIT помогла крупной торговой сети улучшить показатели e-commerce
14:30 В складской логистике вдвое выросло количество вариантов подработки
14:05 «О’КЕЙ»: продажи тыквы увеличились на 20%
13:40 Владелец Zara выиграл дело о праве регистрации числового кода в качестве товарного знака
Ozon забрал контроль над возвратами: как новые правила FBS меняют бизнес селлеров
13:15 Экс-руководитель направления стратегических партнерств «Яндекса» перешла в Т-Банк
12:50 В России выросло число производителей ягод
12:25 Блогеры массово регистрируются на платформе для работы с самозанятыми
Как открыть ИП онлайн в 2025 году
12:00 Россияне тратят в два раза больше при заказе продуктов и FMCG-товаров онлайн – исследование
11:35 В АКОРТ назвали причины тренда на уменьшение объемов продуктов
11:10 «Азбука вкуса» раскрыла планы по развитию дарксторов
«Быть понятным, но не простым»: директор по маркетингу PresiDENT о балансе между наукой и масс-маркетом
10:45 «М.Видео»: россияне заменяют ноутбуки планшетами
10:20 Dyson зарегистрировал товарный знак в России
09:55 Доля российской продукции в винных картах превышает 15% – Роскачество
Краудлендинг вместо банков: как ритейл находит новый источник денег
09:30 Российский аналог Lego запускает собственную розницу
08:00 Главное за неделю: сеть «Глобус Гурмэ» прекратила существование, «Логика молока» вместо Health & Nutrition, «Лента» сняла с полок Vanish и Calgon
10:00 Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?
Все новости →

Краснодар и Сочи являются лидерами по количеству качественных ТЦ в Краснодарском крае

время публикации: 14:55  27 апреля 2022 года
Рынок торговой недвижимости Краснодарского края оценивается как развитый, однако потенциал для реализации новых проектов все же есть. К положительным предпосылкам для этого можно отнести представленность качественных торговых центров только в 7 городах края, высокий уровень арендных ставок и наличие возможности для модификации концепций.
В современных торговых объектах все большую роль будут играть общественные пространства с зонами отдыха, усиливается роль предприятий общепита, а также появляется необходимость расширения развлекательной и спортивной составляющих.
До начала двухтысячных годов в Краснодарском крае отсутствовал организованный рынок торговой недвижимости.

Существовавшие на тот момент торговые центры относились к некачественному сегменту и в большинстве своем представляли переформатированные под торговлю советские административные здания. Первый толчок в развитии качественного сегмента торговых центров в крае был дан в 2003 г., когда в Краснодаре была введена в эксплуатацию первая очередь ТРЦ «Красная площадь», арендопригодная площадь которой составила 23 тыс. кв. м. 

Активное развитие рынка торговых центров началось тремя годами спустя (в период 2006-2011 гг.). В Краснодаре появились такие крупные объекты, как «Меридиан» (GLA – 20 тыс. кв. м), «Галерея» (1 оч., GLA – 38 тыс. кв. м), «Галактика» (GLA – 80 тыс. кв. м). «СБС Мегамолл» (GLA – 142 тыс. кв. м), а также были введены еще две очереди «Красной площади», доведя ее арендопригодную площадь до 138 тыс. кв. м.

В этот период первые качественные объекты также появились в Новороссийске («Красная площадь», GLA – 51 тыс. кв. м), Сочи («Олимп», GLA – 42 тыс. кв. м) и Туапсе («Красная площадь», GLA – 18 тыс. кв. м).   

В последующие за этим четыре года (2012-2015 гг.) локальный рынок края продолжил свое активное развитие, прирост предложения составил 0,7 млн. кв. м. В указанный период значительно расширилась география появления крупных ТЦ - новые качественные объекты были открыты сразу в 5 городах края (Краснодар, Сочи, Анапа, Армавир, Новороссийск). К наиболее крупным объектам данного периода можно отнести ОZ Mall (Краснодар, GLA - 164 тыс. кв. м), «МореМолл» (Сочи, GLA - 80 тыс. кв. м) и «Красная площадь» (Армавир, GLA – 45 тыс. кв. м).

По данным компании MACON в Краснодарском крае насчитывается 30 качественных торговых центров в 7 городах: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир, Анапа, Туапсе, Темрюк. Их совокупная арендопригодная площадь составляет 1,2 млн кв. м.

Основная часть предложения сосредоточена в столице региона. На Краснодар приходится почти половина всех объектов, которые аккумулируют без малого две трети арендопригодной площади (724 тыс. кв. м или 62%). Крупнейшими ТЦ Краснодара являются «Красная площадь», OZ Mall и «СБС Мегамолл».

Относительно широкое разнообразие качественных торговых центров отмечено в Сочи, там расположено 9 объектов, арендопригодная площадь (GLA) которых – 254 тыс. кв. м, 22% от общекраевой величины. Наибольшим масштабом среди них обладают «МореМолл» и «Олимп».

Еще одной значимой зоной является Новороссийск, где представлено 3 качественных торговых центра GLA около 92 тыс. кв. м: «Красная площадь», «Южный» и «БОН Пассаж». 

Помимо вышеприведенных трех зон, единичные качественные торговые центры функционируют в муниципальных образованиях: Армавир («Красная площадь» на 45 тыс. кв. м),  Анапа («Красная площадь» на 25 тыс. кв. м), Туапсе («Красная площадь» на 18 тыс. кв. м) и Темрюк («Калейдоскоп» на 10 тыс. кв. м).



Уровень заполняемости торговых центров Краснодарского края на конец прошлого года составил в среднем 96%, что оценивается как высокая величина. В Краснодаре значение показателя достигло 95%, в Новороссийске – 98%, в Сочи – 99%. 

Средний диапазон ставок аренды среди качественных торговых центров по состоянию в зоне торговой галереи составляет 2 129 - 2 512 руб./кв. м/мес., в зоне якорных арендаторов – 1 274 - 1 587 руб./кв. м/мес. Ставки аренды включают НДС и операционные расходы, но не учитывают расходы на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, отопление и др.). Для унификации данных для объектов, в которых НДС не предусмотрен, ставка аренды рассчитывалась путем увеличения стоимости аренды на 20% (значение ставки НДС на 12.2021).

Редкой практикой в регионе является продажа качественных торговых центров. На текущий момент в реализации находится только один объект – ТРЦ «Галактика» в Краснодаре общей площадью 80 тыс. кв. м. Проект выставлен на торги в связи банкротством владельца. Текущая стоимость объекта оценивается в 4,7 млрд рублей. Однако торги продолжаются, и цена в будущем еще может измениться.

Читайте также:I квартал 2022: повлияла ли приостановка деятельности международных брендов на уровень вакансии в ТЦ Москвы

***

Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.

New Retail