0/5

Лента Новостей

17:45 В России до минимума упало число корпоративных банкротств
17:20 В Telegram появилась реклама в видео
16:55 «ВкусВилл»: категория «для шашлыка и гриля» за год выросла на 18%
Кем работать на фрилансе в 2025 году: топ-5 востребованных профессий
16:30 «Нильсен» представил рейтинг лучших новинок на FMCG-рынке 2024 года
16:05 Авито Работа: средние зарплаты в ритейле за год выросли на 28%
15:40 Сеть ROBINZON вернулась в Петербург
Покупки как лайфстайл: как попасть в корзину «зумера» и остаться в ней надолго
15:15 Магазины «Магнит» в Москве будут работать на «зеленой» электроэнергии
14:50 Группа компаний «Родная Речь» запускает собственную образовательную программу для e-com маркетологов
14:25 По каким критериям россияне выбирают онлайн-площадку для покупки Non-food
Рейтинг транспортных компаний России по стоимости доставки сборных грузов в 2025 году
14:00 Названы самые популярные в России авто с пробегом в июне
13:35 Крупного пензенского производителя молока уличили в необоснованно разных ценах для контрагентов
13:10 «Вкусно – и точка» и Okko запускают в Кидз Комбо эксклюзивную коллекцию игрушек (ФОТО)
Как переводить деньги из-за границы в Россию в 2025 году: все способы с плюсами и минусами
12:45 Lamoda назвала самые продаваемые бренды
12:20 «Магнит» открыл магазин в аэропорту Сочи (ФОТО)
11:55 В центре Петербурга зафиксирована рекордная ротация арендаторов
Стоит ли продавать товары на нишевых маркетплейсах: истории селлеров
11:30 RuStore тестирует технологию мгновенной загрузки приложений
11:05 Продавцы «Яндекс Маркета» смогут создавать свои критерии для объединения товаров в группы
10:40 Дмитрий Песков: «Конкуренцию традиционным медиа начинают составлять маркетплейсы»
7 универсальных дизайн-приемов оформления витрин
10:15 ГК «Главпродукт» под госуправлением столкнулась с падением продаж
09:50 Японский бренд Makita возобновляет активность на рынке РФ
09:25 Производитель Papia хочет расширить продажи импортируемой продукции
«Cценарно и пользовательски» вместо «размерно и сезонно»: что хотят носить Альфа и Бета
20:45 У каждого четвертого россиянина нет сбережений – исследование
20:15 Fix Price в I полугодии открыл 38 новых магазинов в Казахстане
19:50 Авито Работа: 28% россиян регулярно используют нейросети для рабочих задач
Как «легализовать» генеративный ИИ в среде сотрудников: 5 сигналов к активному его использованию
19:25 Яндекс Фабрика: что выбирают родители и сколько готовы заплатить
19:00 В работе Системы быстрых платежей произошли сбои
18:35 «ВкусВилл»: россияне ежедневно покупают 21 тыс. плиток шоколада
ROPO-аналитика: как онлайн-продвижение влияет на офлайн-продажи
18:10 АКОРТ: Средняя наценка торговых сетей на продукты «первой цены» в июне составила 2,9%
17:45 Число субъектов МСП выросло на 3,2%
10:00 UX-SEO 2025: почему поведенческие факторы убивают ваш трафик — и как его оживить
Все новости →

Краснодар и Сочи являются лидерами по количеству качественных ТЦ в Краснодарском крае

время публикации: 14:55  27 апреля 2022 года
Рынок торговой недвижимости Краснодарского края оценивается как развитый, однако потенциал для реализации новых проектов все же есть. К положительным предпосылкам для этого можно отнести представленность качественных торговых центров только в 7 городах края, высокий уровень арендных ставок и наличие возможности для модификации концепций.
В современных торговых объектах все большую роль будут играть общественные пространства с зонами отдыха, усиливается роль предприятий общепита, а также появляется необходимость расширения развлекательной и спортивной составляющих.
До начала двухтысячных годов в Краснодарском крае отсутствовал организованный рынок торговой недвижимости.

Существовавшие на тот момент торговые центры относились к некачественному сегменту и в большинстве своем представляли переформатированные под торговлю советские административные здания. Первый толчок в развитии качественного сегмента торговых центров в крае был дан в 2003 г., когда в Краснодаре была введена в эксплуатацию первая очередь ТРЦ «Красная площадь», арендопригодная площадь которой составила 23 тыс. кв. м. 

Активное развитие рынка торговых центров началось тремя годами спустя (в период 2006-2011 гг.). В Краснодаре появились такие крупные объекты, как «Меридиан» (GLA – 20 тыс. кв. м), «Галерея» (1 оч., GLA – 38 тыс. кв. м), «Галактика» (GLA – 80 тыс. кв. м). «СБС Мегамолл» (GLA – 142 тыс. кв. м), а также были введены еще две очереди «Красной площади», доведя ее арендопригодную площадь до 138 тыс. кв. м.

В этот период первые качественные объекты также появились в Новороссийске («Красная площадь», GLA – 51 тыс. кв. м), Сочи («Олимп», GLA – 42 тыс. кв. м) и Туапсе («Красная площадь», GLA – 18 тыс. кв. м).   

В последующие за этим четыре года (2012-2015 гг.) локальный рынок края продолжил свое активное развитие, прирост предложения составил 0,7 млн. кв. м. В указанный период значительно расширилась география появления крупных ТЦ - новые качественные объекты были открыты сразу в 5 городах края (Краснодар, Сочи, Анапа, Армавир, Новороссийск). К наиболее крупным объектам данного периода можно отнести ОZ Mall (Краснодар, GLA - 164 тыс. кв. м), «МореМолл» (Сочи, GLA - 80 тыс. кв. м) и «Красная площадь» (Армавир, GLA – 45 тыс. кв. м).

По данным компании MACON в Краснодарском крае насчитывается 30 качественных торговых центров в 7 городах: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир, Анапа, Туапсе, Темрюк. Их совокупная арендопригодная площадь составляет 1,2 млн кв. м.

Основная часть предложения сосредоточена в столице региона. На Краснодар приходится почти половина всех объектов, которые аккумулируют без малого две трети арендопригодной площади (724 тыс. кв. м или 62%). Крупнейшими ТЦ Краснодара являются «Красная площадь», OZ Mall и «СБС Мегамолл».

Относительно широкое разнообразие качественных торговых центров отмечено в Сочи, там расположено 9 объектов, арендопригодная площадь (GLA) которых – 254 тыс. кв. м, 22% от общекраевой величины. Наибольшим масштабом среди них обладают «МореМолл» и «Олимп».

Еще одной значимой зоной является Новороссийск, где представлено 3 качественных торговых центра GLA около 92 тыс. кв. м: «Красная площадь», «Южный» и «БОН Пассаж». 

Помимо вышеприведенных трех зон, единичные качественные торговые центры функционируют в муниципальных образованиях: Армавир («Красная площадь» на 45 тыс. кв. м),  Анапа («Красная площадь» на 25 тыс. кв. м), Туапсе («Красная площадь» на 18 тыс. кв. м) и Темрюк («Калейдоскоп» на 10 тыс. кв. м).



Уровень заполняемости торговых центров Краснодарского края на конец прошлого года составил в среднем 96%, что оценивается как высокая величина. В Краснодаре значение показателя достигло 95%, в Новороссийске – 98%, в Сочи – 99%. 

Средний диапазон ставок аренды среди качественных торговых центров по состоянию в зоне торговой галереи составляет 2 129 - 2 512 руб./кв. м/мес., в зоне якорных арендаторов – 1 274 - 1 587 руб./кв. м/мес. Ставки аренды включают НДС и операционные расходы, но не учитывают расходы на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, отопление и др.). Для унификации данных для объектов, в которых НДС не предусмотрен, ставка аренды рассчитывалась путем увеличения стоимости аренды на 20% (значение ставки НДС на 12.2021).

Редкой практикой в регионе является продажа качественных торговых центров. На текущий момент в реализации находится только один объект – ТРЦ «Галактика» в Краснодаре общей площадью 80 тыс. кв. м. Проект выставлен на торги в связи банкротством владельца. Текущая стоимость объекта оценивается в 4,7 млрд рублей. Однако торги продолжаются, и цена в будущем еще может измениться.

Читайте также:I квартал 2022: повлияла ли приостановка деятельности международных брендов на уровень вакансии в ТЦ Москвы

***

Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.

New Retail