Большинство крупнейших российских сотовых ритейлеров в 2016 году сократили чистую прибыль или нарастили убыток, несмотря на рост выручки, следует из их финансовых результатов. Компании объясняют это «нерациональной ценовой конкуренцией», в ходе которой им приходилось с дисконтом продавать устройства в рамках пакетных предложений. Ситуацию также усугубил конфликт ритейлеров с Samsung. Об этом пишет "Ъ".
Выручка большинства мобильных ритейлеров в 2016 году продолжила расти, следует из отчетностей по РСБУ в «СПАРК-Интерфакс». Так, АО «Русская телефонная компания» (РТК; управляет салонами МТС) увеличило выручку до 70 млрд с 61 млрд руб. годом ранее, чистая прибыль компании снизилась с 439 млн до 151 млн руб. Выручка АО «МегаФон Ритейл» (управляет салонами «МегаФона») выросла с 32 млрд до 38 млрд руб., чистый убыток — с 123,4 млн до 1,3 млрд руб. Выручка ООО «Евросеть-Ритейл» выросла с 58,2 млрд до 59,1 млрд руб., чистый убыток — с 1,4 млрд до 4,2 млрд руб. Сократилась выручка лишь у АО «Связной Логистика» (управляет сетью «Связной») — с 76 млрд до 74 млрд руб., но при этом чистая прибыль выросла с 570,8 млн до 784,8 млн руб.
Убыток связан с последствиями нерациональной ценовой конкуренции на рынке мобильного ритейла 2015–2016 годов, констатирует представитель «МегаФона». По его словам, речь идет в том числе о пакетных предложениях, включающих продажу оборудования с дисконтом при приобретении услуг связи.
В МТС отметили, что в отчетности РТК учитываются внутригрупповые расходы, связанные с деятельностью оператора, и уменьшение чистой прибыли отражает фокус на постепенное снижение количества продаваемых сим-карт и привлечение абонентов, которые остаются с оператором на долгий период времени. Без учета внутригрупповых расходов прибыль РТК демонстрирует положительную динамику, компания «является эффективным каналом продаж сим-карт и решает задачу по наполнению сети МТС дата-генерирующими устройствами», подчеркнул представитель оператора.
Представитель «Евросети» Александра Перцева сообщила, что результаты компании соответствуют целям, которые были поставлены акционерами. С 2012 года ритейлером паритетно владеют «МегаФон» и «Вымпелком». 12 июля операторы объявили о сделке, в рамках которой «МегаФон» приобретет у «Вымпелкома» 50% акций ритейлера. «Вымпелком», в свою очередь, приобретет половину салонов «Евросети», которые будут развиваться под брендом «Билайн».
«У «Связного» показатели выручки и валовой прибыли, по сути, сохранились на уровне 2015 года, отмечает гендиректор ритейлера Евгений Давыдович». «Компания работает над повышением эффективности продаж и сокращением затрат, ассортимент расширяется новыми товарными категориями»,— говорит он. Во второй половине 2016 года, по его словам, наметился рост выручки к аналогичному периоду 2015 года, эта тенденция сохраняется и в 2017 году. При этом «Связной» увеличил EBITDA в 1,5 раза год к году и сократил показатель долга к EBITDA на 40% (долг снизился на 13%), сообщил господин Давыдович.
Ситуация с продажами у «Евросети» и «Связного» была ожидаема, считают эксперты. «“Евросеть” смогла немного увеличить долю рынка, но поплатилась за это ростом убытков, а “Связной” продолжил сокращать сеть, закрывая убыточные салоны и сохраняя лидерство в наиболее маржинальном сегменте, на рынке смартфонов, что позволило улучшить показатели»,— поясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При этом лидером по темпам роста ожидаемо оказалась розничная сеть МТС, которая является для оператора дотационной, заключает эксперт.
Результаты «Евросети» также могут быть связаны с политикой акционеров, полагает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «“МегаФон” и “Вымпелком” монетизировали свое владение ритейлером посредством продажи контрактов на сим-карты по относительно низким ценам, что негативно сказывалось на маржинальности “Евросети”»,— поясняет он. Показатели «Евросети» обусловлены изменением структуры владения, добавляет собеседник, знакомый с ситуацией, ожидалось, что сделка между акционерами закроется еще в сентябре 2016 года, но она затянулась, поэтому, возможно, были продлены временные дилерские контракты. Ситуацию усугубил конфликт с Samsung, отмечает господин Нигматуллин. «Ритейлер был вынужден продавать менее маржинальные гаджеты»,— указывает он. Как сообщал ранее “Ъ”, «Евросеть» решила разорвать отношения с южнокорейской компанией летом 2015 года, объяснив это ростом доли бракованных устройств. Закупки Samsung одновременно прекратили сети «Вымпелкома» и «МегаФона», а также «Связной». В августе 2016 года «Вымпелком» возобновил продажи смартфонов Samsung. В начале 2017 года их вернули и остальные ритейлеры.
Сейчас рынок достиг насыщения, ритейлеры практически перестали зарабатывать на продаже контрактов и переориентируются на продажу дополнительных сервисов и услуг, включая финансовые, и развитие онлайн-продаж, отмечает Михаил Бурмистров. Еще один тренд, который набирает обороты в 2017 году,— программы trade-in, добавляет он.