Лента Новостей
Все новости →Привлекая к ответственности
время публикации: 14:17 25 марта 2013 года
Госчиновники гораздо чаще подвергаются санкциям со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), чем юридические лица и предприниматели. Такие данные приводятся в годовом отчете антимонопольной службы (есть в распоряжении «Известий»). В 2012 году должностные лица, из которых большую часть составляют чиновники, а остальные — высокопоставленные менеджеры коммерческих организаций, штрафовались антимонопольщиками 1806 раз. При этом на юридические лица и индивидуальных предпринимателей приходится в общей сложности только 554 случая наложения денежных взысканий.
Однако размер штрафа взысканный с предпринимателей оказался гораздо выше, чем с должностных лиц: чиновники уплатили в 2012 году 28,6 млн рублей в казну в качестве штрафов, а предприниматели в 3,5 раза больше — 98,6 млн рублей. Таким образом, средний штраф для предпринимателя в девять раз больше, чем для госслужащего.
Подобное распределение количества и сумм штрафов объяснимо, считает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Штраф для должностных лиц исчисляются по фиксированным значениям и максимально может составлять 50 тыс. рублей. Чаще всего, по словам юриста, госслужащих штрафуют за нарушения в ходе проведения торгов, предоставление преимущественных условий ведения бизнеса (льгот или доступа к нужной информации), сговор с компаниями или за вынесение незаконного запрета на ведение коммерческой деятельности.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей несколько иные основания для привлечения к ответственности: их обычно штрафуют за сговоры, согласованные действия или злоупотребление доминирующим положением на рынке. Чаще всего антимонопольные ревизоры назначают им так называемые оборотные штрафы, составляющие определенный процент от выручки компании за год.
— В этом случае штрафы, налагаемые на такие крупные структуры, как нефтяные компании, торговые сети, могут исчисляться миллионами, — говорит Вознесенский.
Так, ответственность для бизнеса, например, за участие в картельном сговоре предусматривает штраф от 1 до 15% от суммы выручки правонарушителя, указал вице-президент «Опоры России» Азат Газизов.
— Применение в отношении бизнеса оборотных штрафов, которые рассчитываются исходя из выручки, логично: ответственность за правонарушение должна быть соизмерима масштабу деятельности компании, иначе для крупных игроков административное наказание может оказаться незначительным, — говорит Азат Газизов.
В 2011 году общая сумма штрафов на нефтяные компании в рамках «третьей волны» антимонопольных дел составила 20,7 млрд рублей. В марте 2012 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на 1,385 млрд рублей. По сведениям антимонопольного ведомства, весной 2011 года компания создала дискриминационные условия на топливном рынке и, злоупотребив доминирующим положением, поддерживала монопольно высокие цены на автомобильный бензин. Изначально сообщалось, что это будет самый крупный штраф в рамках подобных дел — порядка 1,8 млрд рублей. Однако позже сумма была скорректирована в сторону уменьшения, так как нефтяники полностью признали вину и сообщили, что устранили нарушения.
В ноябре прошлого года Управление ФАС по Московской области оштрафовало ОАО «МОЭСК» на 66,5 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также за оказание услуг по присоединению к электрическим сетям в Подмосковье. Самый же крупный штраф энергетикам был выписан в мае 2012 года — на 533 млн рублей.
В группе риска и ритейлеры: сеть Metro Cash & Carry до сих пор судится с ФАС за штраф, наложенный за создание дискриминационных условий для поставщиков рыбы и рыбной продукции. Изначально размер штрафа составлял только 2 млн рублей, но арбитражный суд привлек к делу еще 65 поставщиков Metro Cash & Carry, поэтому он мог вырасти до 130 млн рублей.
Впрочем, в ФАС полагают, что и ответственность чиновников должна быть больше: в планах ведомства поднять штрафы для госслужащих до 100–200 тыс. рублей. С таким предложением недавно выступил глава ФАС Игорь Артемьев. Сегодня штраф для чиновников редко превышает 10–15 тыс. рублей.
— Сегодня смешно, когда издается акт, скажем, Россельхознадзора, который через ветеринарию «вырубает» целую отрасль — например, рыбную. Мы девять месяцев судимся, чтобы отменить этот акт, а чиновник получает штраф 10 тыс. рублей, — заявил Артемьев.
По данным отчета ФАС, из общего числа проведенных ФАС проверок (14,5 тыс.) в прошлом году в отношении юридических лиц и предпринимателей почти все (13,4 тыс.) были внеплановыми. А на основании требования органов прокуратуры антимонопольные ревизоры приходили на предприятия всего 102 раза.
Возможно, в связи с таким количеством внеплановых проверок у правительства появились претензии к самим антимонопольщикам. На днях министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил полностью запретить проведение всех внеплановых проверок на предприятиях, в коммерческих структурах и бизнес-учреждениях без разрешения Генпрокуратуры.
Кроме того, за осуществление внеплановых проверок, не выявивших нарушений, должны быть введены штрафные санкции, считает министр Абызов. Объем взысканий он не уточнил. По данным Генпрокуратуры за 2012 год, половина заявлений о внеплановых проверках со стороны контрольно-надзорных органов не была с ней согласована.
— Мы согласны с тем, что все внеплановые проверки должны согласовываться с органами прокуратуры, кто бы ни поручил их провести и по какому основанию они бы ни были, — заявил «Известиям» ответственный секретарь комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Вячеслав Бакаев.
По словам Бакаева, РСПП готовится внести в Минэкономразвития соответствующие поправки в законодательство с тем, чтобы сузить количество поводов для проведения внеплановых проверок.
http://www.retailer.ru
Однако размер штрафа взысканный с предпринимателей оказался гораздо выше, чем с должностных лиц: чиновники уплатили в 2012 году 28,6 млн рублей в казну в качестве штрафов, а предприниматели в 3,5 раза больше — 98,6 млн рублей. Таким образом, средний штраф для предпринимателя в девять раз больше, чем для госслужащего.
Подобное распределение количества и сумм штрафов объяснимо, считает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Штраф для должностных лиц исчисляются по фиксированным значениям и максимально может составлять 50 тыс. рублей. Чаще всего, по словам юриста, госслужащих штрафуют за нарушения в ходе проведения торгов, предоставление преимущественных условий ведения бизнеса (льгот или доступа к нужной информации), сговор с компаниями или за вынесение незаконного запрета на ведение коммерческой деятельности.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей несколько иные основания для привлечения к ответственности: их обычно штрафуют за сговоры, согласованные действия или злоупотребление доминирующим положением на рынке. Чаще всего антимонопольные ревизоры назначают им так называемые оборотные штрафы, составляющие определенный процент от выручки компании за год.
— В этом случае штрафы, налагаемые на такие крупные структуры, как нефтяные компании, торговые сети, могут исчисляться миллионами, — говорит Вознесенский.
Так, ответственность для бизнеса, например, за участие в картельном сговоре предусматривает штраф от 1 до 15% от суммы выручки правонарушителя, указал вице-президент «Опоры России» Азат Газизов.
— Применение в отношении бизнеса оборотных штрафов, которые рассчитываются исходя из выручки, логично: ответственность за правонарушение должна быть соизмерима масштабу деятельности компании, иначе для крупных игроков административное наказание может оказаться незначительным, — говорит Азат Газизов.
В 2011 году общая сумма штрафов на нефтяные компании в рамках «третьей волны» антимонопольных дел составила 20,7 млрд рублей. В марте 2012 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на 1,385 млрд рублей. По сведениям антимонопольного ведомства, весной 2011 года компания создала дискриминационные условия на топливном рынке и, злоупотребив доминирующим положением, поддерживала монопольно высокие цены на автомобильный бензин. Изначально сообщалось, что это будет самый крупный штраф в рамках подобных дел — порядка 1,8 млрд рублей. Однако позже сумма была скорректирована в сторону уменьшения, так как нефтяники полностью признали вину и сообщили, что устранили нарушения.
В ноябре прошлого года Управление ФАС по Московской области оштрафовало ОАО «МОЭСК» на 66,5 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также за оказание услуг по присоединению к электрическим сетям в Подмосковье. Самый же крупный штраф энергетикам был выписан в мае 2012 года — на 533 млн рублей.
В группе риска и ритейлеры: сеть Metro Cash & Carry до сих пор судится с ФАС за штраф, наложенный за создание дискриминационных условий для поставщиков рыбы и рыбной продукции. Изначально размер штрафа составлял только 2 млн рублей, но арбитражный суд привлек к делу еще 65 поставщиков Metro Cash & Carry, поэтому он мог вырасти до 130 млн рублей.
Впрочем, в ФАС полагают, что и ответственность чиновников должна быть больше: в планах ведомства поднять штрафы для госслужащих до 100–200 тыс. рублей. С таким предложением недавно выступил глава ФАС Игорь Артемьев. Сегодня штраф для чиновников редко превышает 10–15 тыс. рублей.
— Сегодня смешно, когда издается акт, скажем, Россельхознадзора, который через ветеринарию «вырубает» целую отрасль — например, рыбную. Мы девять месяцев судимся, чтобы отменить этот акт, а чиновник получает штраф 10 тыс. рублей, — заявил Артемьев.
По данным отчета ФАС, из общего числа проведенных ФАС проверок (14,5 тыс.) в прошлом году в отношении юридических лиц и предпринимателей почти все (13,4 тыс.) были внеплановыми. А на основании требования органов прокуратуры антимонопольные ревизоры приходили на предприятия всего 102 раза.
Возможно, в связи с таким количеством внеплановых проверок у правительства появились претензии к самим антимонопольщикам. На днях министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил полностью запретить проведение всех внеплановых проверок на предприятиях, в коммерческих структурах и бизнес-учреждениях без разрешения Генпрокуратуры.
Кроме того, за осуществление внеплановых проверок, не выявивших нарушений, должны быть введены штрафные санкции, считает министр Абызов. Объем взысканий он не уточнил. По данным Генпрокуратуры за 2012 год, половина заявлений о внеплановых проверках со стороны контрольно-надзорных органов не была с ней согласована.
— Мы согласны с тем, что все внеплановые проверки должны согласовываться с органами прокуратуры, кто бы ни поручил их провести и по какому основанию они бы ни были, — заявил «Известиям» ответственный секретарь комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Вячеслав Бакаев.
По словам Бакаева, РСПП готовится внести в Минэкономразвития соответствующие поправки в законодательство с тем, чтобы сузить количество поводов для проведения внеплановых проверок.
http://www.retailer.ru
Читайте также в новостях:
19:10, 18 ноября 2024
12:45, 12 ноября 2024
19:35, 11 ноября 2024
18:40, 05 ноября 2024
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...