Если прогноз сбудется, рынок сможет восстановиться после прошлогоднего падения, вызванного аномальными холодами.
В 2018 году рост рынка кваса в России составит 20–23%, говорится в опубликованном 22 июня годовом отчете АО «Дека». Более серьезное увеличение рынка, по данным компании, было только в 2010 году, когда на европейской территории РФ наблюдалось аномально жаркое лето, что привело к росту продаж на 56% к 2009 году.
Прошлый год, пишет «Дека», был тоже аномальным, но в отрицательную сторону: «на протяжении всего летнего периода наблюдалось обилие осадков, в том числе снега, аномально низкая температура воздуха, что напрямую сказывается на квасном рынке». В результате, по данным Nielsen, рынок кваса сократился примерно на 20%, до 42 млн дал.
«Дека», в портфель которой входят марки «Никола», «Милый дом», «Степан Тимофеевич», называет себя крупнейшим в России производителем кваса с долей рынка в 2017 году 35% (с учетом продукции для торговых сетей под их торговыми марками). Другие крупные производители: МПБК «Очаково» (марка «Очаково») — 18%, PepsiCo («Русский дар») — 11%, «Балтика» («Хлебный край») — 3% и «Вятич» («Вятский квас») — 3%. Сокращение продаж кваса в 2017 году отрицательно сказалось на финансовых показателях «Деки» (на квас приходится 76% объемов ее производства), выручка сократилась на 33%, до 2,9 млрд руб., чистая прибыль — на 93%, до 15,21 млн руб.
Положительный тренд продаж кваса в этом году подтверждает и главный конкурент «Деки». «Первые полгода показали неплохую динамику, мы надеемся, что и во втором полугодии рост продаж кваса продолжится»,— говорит гендиректор «Очаково» Юрий Антонов, не называя цифр. Свои ожидания он связывает с теплой погодой, установившейся на территории европейской России. В PepsiCo не смогли предоставить оперативный комментарий.
В Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод отмечают в целом позитивную динамику на рынке безалкогольных напитков, в том числе в сегменте кваса.
«По нашим оценкам, основанным на данных Росстата и собственной аналитике, годовой прирост производства безалкогольных напитков может составить 2–4%, конечная цифра будет зависеть от сезонных факторов»,— пояснил президент союза Максим Новиков. Euromonitor International давал более консервативный прогноз: в 2018 году продажи всех безалкогольных напитков в России, по его оценке, увеличатся на 1%, до 1,2 млрд дал.
Положительные ожидания у «Деки» в этом году и по продажам пива (компания выпускает «Большое пиво», «Жигулевское» и др.): они должны увеличиться на 2–5%. «По прогнозам экспертов, впервые за длительный период 2018 год может стать годом роста рынка пива, и связано это прежде всего с проведением в России чемпионата мира по футболу»,— указывает «Дека». В расчете на рост потребления пива компания выпустила три новых продукта в разных ценовых сегментах. В прошлом году, по оценке Союза российских пивоваров, общие продажи пива в России снизились на 4–5%. В апреле Минэкономики давало прогноз, что в этом году объемы реализация пива вырастут на 2,3%, до 746,8 млн дал.