Лента Новостей
Все новости →Сколько россиян применяют технологии искусственного интеллекта - опрос
время публикации: 15:45 04 декабря 2024 года
Изображение от Freepik
Чем моложе россияне, тем активнее они пользуются ИИ: среди самых технологически продвинутых поколений (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 86-87%. Это в разы выше в сравнении со старшими поколениями, но даже там числа впечатляющие: четверо из десяти в поколении застоя (42%) и почти каждый четвертый в поколении оттепели (23%) обращались к ИИ за последний год.
Обращаемость к ИИ связана также с уровнем образования (74% в группе с незаконченным высшим и высшим vs. 42% в группе с неполным средним), урбанизированностью (69-77% в обеих столицах и миллионниках vs. 49% на селе) и предпочитаемым каналом медиапотребления (80% среди предпочитающих интернет vs. 13% среди активных телезрителей).
Наиболее популярными способами взаимодействия с ИИ у россиян стали голосовые помощники и текстовые запросы с помощью чатов GPT или нейросетей (по 31%). Причем женщины чаще мужчин пользуются голосовыми помощниками (35% vs. 28%). Каждый пятый (21%) имеет опыт обращения к чат-боту, почти столько же (19%) применяли систему распознавания объектов, поиска по фотографиям. Среди других ответов — генерация контента (14%), использование системы «умный дом» (13%), применение ИИ в работе (12%).
Каждый третий россиянин (33%) в течение последнего года не делал ничего из перечисленного (среди зумеров и младших миллениалов — 12-14%, в поколении оттепели — 70%).
Так как молодежь в принципе чаще пользуется ИИ, она чаще выбирала и все перечисленные варианты, но особенно часто зумеры и младшие миллениалы практикуют генерацию контента (31-37% vs. 14% среди всех россиян), использование «умного дома» (22-25% vs. 13%) и применение ИИ в работе (26-28% vs. 12%).
Большая часть россиян воспринимают ИИ позитивно, прежде всего как помощника (54%). Среди других предложенных ролей ИИ 12% голосов получает «игрушка».
Тот факт, что противоположные роли выбирали одинаково часто (друг и враг — по 10%, конкурент и эксперт — по 7%, слуга и сверхразум — по 6%), указывает на элемент неопределенности и противоречивости в восприятии технологий ИИ. Пока одни видят в нем друга, эксперта и сверхразум, для других он таит потенциальную угрозу.
Представители старших поколений (застоя и оттепели), те, кто реже других обращается к ИИ, довольно часто не могли дать ответ на этот вопрос (20-25%).
Представления о роли ИИ достаточно схожи у россиян из разных поколений, исключение составляют зумеры, для которых в 22% случаев ИИ стал другом. Восприятие ИИ как «друга» свидетельствует о том, что новые технологии могут вызывать эмоциональную привязанность, или о том, что у молодежи формируется свой, особый доверительный способ взаимодействия с технологиями, где ИИ выступает в роли субъекта, а не объекта
В рейтинге источников, к которым россияне готовы обратиться, чтобы разобраться в новом для них вопросе, ИИ занимает последнее место (5%), уступая даже библиотекам и книгам (6%). Первое место занимает интернет (50%), он обходит даже личные связи — компетентных друзей и знакомых (29%). Из этого можно сделать следующие выводы.
«Во-первых, ИИ пока не воспринимается как надежный источник информации. Тот факт, что и книги, и ИИ находятся в конце списка, не говорит о том, что это «соседство» временное и книги уже утратили свою популярность, а ИИ только ее набирает. Ведь даже среди зумеров в случае необходимости освоить что-то новое большинство обратятся к глобальной сети (57%) или знающим людям (28%), а не к ИИ (7%). Во-вторых, интернет сохраняет свои позиции основного и удобного способа поиска информации, тогда как книги и библиотеки, по-видимому, уже утратили свои позиции. В-третьих, культура осознанного поиска информации меньше ценит экспертность в лице живого человека, переходя в систему «человек — интернет» из системы «человек — человек», — поясняет руководитель Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Опрос россиян об искусственном интеллекте проводился к Форуму инновационных центров ФИЦ-2024.
Читайте также:
ИИ: хайп или реальная польза?
ВЦИОМ провел большой опрос среди россиян об искусственном интеллекте (ИИ). Согласно результатам, 63% респондентов применяли ИИ-инструменты за последний год — в первую очередь голосовые помощники и чаты GPT или нейросети (по 31%), чат-боты (21%), инструменты распознавания фотографий (19%).
Примечательно, что три года назад лишь треть россиян могли объяснить, что такое ИИ, а сегодня шесть из десяти (63%) уже применяют эти технологии в своей жизни.Чем моложе россияне, тем активнее они пользуются ИИ: среди самых технологически продвинутых поколений (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 86-87%. Это в разы выше в сравнении со старшими поколениями, но даже там числа впечатляющие: четверо из десяти в поколении застоя (42%) и почти каждый четвертый в поколении оттепели (23%) обращались к ИИ за последний год.
Обращаемость к ИИ связана также с уровнем образования (74% в группе с незаконченным высшим и высшим vs. 42% в группе с неполным средним), урбанизированностью (69-77% в обеих столицах и миллионниках vs. 49% на селе) и предпочитаемым каналом медиапотребления (80% среди предпочитающих интернет vs. 13% среди активных телезрителей).
Наиболее популярными способами взаимодействия с ИИ у россиян стали голосовые помощники и текстовые запросы с помощью чатов GPT или нейросетей (по 31%). Причем женщины чаще мужчин пользуются голосовыми помощниками (35% vs. 28%). Каждый пятый (21%) имеет опыт обращения к чат-боту, почти столько же (19%) применяли систему распознавания объектов, поиска по фотографиям. Среди других ответов — генерация контента (14%), использование системы «умный дом» (13%), применение ИИ в работе (12%).
Каждый третий россиянин (33%) в течение последнего года не делал ничего из перечисленного (среди зумеров и младших миллениалов — 12-14%, в поколении оттепели — 70%).
Так как молодежь в принципе чаще пользуется ИИ, она чаще выбирала и все перечисленные варианты, но особенно часто зумеры и младшие миллениалы практикуют генерацию контента (31-37% vs. 14% среди всех россиян), использование «умного дома» (22-25% vs. 13%) и применение ИИ в работе (26-28% vs. 12%).
Большая часть россиян воспринимают ИИ позитивно, прежде всего как помощника (54%). Среди других предложенных ролей ИИ 12% голосов получает «игрушка».
Тот факт, что противоположные роли выбирали одинаково часто (друг и враг — по 10%, конкурент и эксперт — по 7%, слуга и сверхразум — по 6%), указывает на элемент неопределенности и противоречивости в восприятии технологий ИИ. Пока одни видят в нем друга, эксперта и сверхразум, для других он таит потенциальную угрозу.
Представители старших поколений (застоя и оттепели), те, кто реже других обращается к ИИ, довольно часто не могли дать ответ на этот вопрос (20-25%).
Представления о роли ИИ достаточно схожи у россиян из разных поколений, исключение составляют зумеры, для которых в 22% случаев ИИ стал другом. Восприятие ИИ как «друга» свидетельствует о том, что новые технологии могут вызывать эмоциональную привязанность, или о том, что у молодежи формируется свой, особый доверительный способ взаимодействия с технологиями, где ИИ выступает в роли субъекта, а не объекта
В рейтинге источников, к которым россияне готовы обратиться, чтобы разобраться в новом для них вопросе, ИИ занимает последнее место (5%), уступая даже библиотекам и книгам (6%). Первое место занимает интернет (50%), он обходит даже личные связи — компетентных друзей и знакомых (29%). Из этого можно сделать следующие выводы.
«Во-первых, ИИ пока не воспринимается как надежный источник информации. Тот факт, что и книги, и ИИ находятся в конце списка, не говорит о том, что это «соседство» временное и книги уже утратили свою популярность, а ИИ только ее набирает. Ведь даже среди зумеров в случае необходимости освоить что-то новое большинство обратятся к глобальной сети (57%) или знающим людям (28%), а не к ИИ (7%). Во-вторых, интернет сохраняет свои позиции основного и удобного способа поиска информации, тогда как книги и библиотеки, по-видимому, уже утратили свои позиции. В-третьих, культура осознанного поиска информации меньше ценит экспертность в лице живого человека, переходя в систему «человек — интернет» из системы «человек — человек», — поясняет руководитель Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Опрос россиян об искусственном интеллекте проводился к Форуму инновационных центров ФИЦ-2024.
Читайте также:
ИИ: хайп или реальная польза?
***
Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале в ДЗЕН.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
New Retail
Читайте также в новостях:
19:05, 14 ноября 2024
11:55, 12 ноября 2024
10:15, 30 октября 2024
15:50, 29 октября 2024
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...
- Ecom и ритейл осваиваются в Telegram? Топ инструментов для продвижения
- Как устроены строительные магазины в России: от классических форматов до инновац...