Америка против России: чьи тренды круче в фуд ритейле?
время публикации: 10:00 19 января 2021 года
Соперничество Америки и России за глобальные тренды в продуктовом ритейле могут стать новым полем битвы не только за умы, но и за желудки потребителей. Мы так привыкли, что Америка является лидером в создании новых трендов, что совсем упускаем из виду процессы, поисходящие в России. Попробуем разобраться в трендах и сравнить американские и российские. Идём ли мы теми же дорогами или пытаемся выстроить свои тренды.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле.
Возьмём 10 американских трендов и разберём их в преломлении к российской реальности. Есть ли отличия, что кажется более перспективным и что нам можно в России взять на вооружение?
● E-grocery
Бум в электронной торговле продуктами не закончится после окончания пандемии и пора уже начинать приводить свои операции электронной торговли в порядок, считают в Америке, чтобы клиент получал лучший сервис. Бум помогает компаниям вырваться вперёд, но за бумом следует отладка всех операций в электронной торговле.
Тренд схож с российским – огромные деньги потекли в сегмент электронной торговли продуктами. В начале пандемии для многих компаний запуск электронной торговли продуктами стал вызовом, и теперь необходимо думать, как ускорить доставку, увеличить объёмы доставки, организовать омниканальную стратегию и добиться лучшего клиентского опыта.
Россия пошла в этом вопросе немного дальше Америки, предлагая своим потребителям уже 15-минутную доставку при помощи сервисов «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Технологии решают сейчас всё или почти всё. В Америке и России в этом отношении мы очень схожи.
● Перспективы развития сервисов доставки
В Америке ожидают, что сервисы чистой доставки продуктов из магазинов такие, как Instacart и подобные нашим igooods, «Сбермаркет» будут терять свои позиции и всю доставку возьмут на себя сами продуктовые сети, т.к. это ключевая компетенция, и они должны её держать у себя под крылом и хорошо в ней разбираться. Экономический аспект продуктового бизнеса говорит о том, что продуктовые сети не готовы делиться и так невысокой маржой. Так сейчас рассуждают в Америке.
В России скорее «Сбермаркет» прикупит продуктовые сети, чем сети заберут у него рынок. Сейчас ведутся разговоры о покупке «Сбером» «Ситилинка», возможно следующим шагом будет покупка крупной продуктовой сети. Такое развитие событий со «Сбермаркетом» возможно, т.к. за ним стоит крупнейший банк страны. Он отчаянно пытается построить экосистему, забрав под себя всё, что может представлять интерес в потребительском сегменте от образования до ритейла, а вот сервисы доставки из гипермаркетов, которые слабее, чем «Сбермаркет» действительно могут лишиться рынка. Возможно, уже сейчас этим компаниям нужно думать о смене стратегии.
● Рестораны: клиенты вернутся?
В Америке из-за локдаунов и тяжелой пандемической ситуации рестораны потеряли огромное количество клиентов, люди стали больше готовить дома и, разумеется, больше покупать продуктов в продуктовых магазинах, тем самым, увеличивая их выручку. В 2021 году по мере улучшения эпидемиологической ситуации люди начнут возвращаться в рестораны и потянут за собой деньги из продуктовых магазинов в бюджеты ресторанов, поэтому надо готовиться к падению выручек, которые так здорово выросли в пандемию у продуктовых магазинов.
В России в рестораны ходят меньше, чем в Америке, поэтому «возврат в рестораны» - это не такой уж и тренд для того, чтобы его отмечать, если бы не одно «но». Нам можно позаимствовать для своего ритейла их стратегию удержания клиентов в продуктовых сетях.
Как они собираются удерживать покупателей в магазинах и не отпускать их снова в рестораны, а поддерживать готовку дома?
Крупные ритейлеры хотят упростить покупку в своих магазинах. И опять используют для этого новые технологии!
Одна крупная сеть Америки при помощи искусственного интеллекта даст возможность покупателям определять ингредиенты блюд, опубликованные в социальных сетях, и сразу их заказать в магазине. Многие сети стали добавлять готовые блюда в доставку. В будущем они рассчитывают ещё глубже зайти в нишу готовой еды и предлагать наборы для завтрака, ужина.
Ритейлеры активно рекламируют, что теперь у них бесконтактные машины для приготовления смузи и салатов, и многое делается для безопасности. Если в Америке делают ставку на то, что тренд на готовку дома будет долгосрочный, то у нас в России ритейлеры могут «заморозить» и не дать развиться тренду на уход потребителей в ресторан, если будут также активно предлагать удобства для потребления дома продуктов и готовых блюд из магазинов.
● Роботизированные склады
Несколько крупных сетей Америки заявили о строительстве роботизированных складов для автоматизации операций фулфилмента.
В России о роботизированных складах говорят много, но пока у нас такая низкая зарплата в стране, что смысла в этом, наверное, ещё долго не будет.
● Акции фуд-сетей: что будет после роста
Америка – крупнейший финансовый рынок, и очень многое крутится там вокруг стоимости акций. После безудержного роста акций продуктовых сетей в 2020 году все инвесторы ожидают падения их стоимости, т.к. «золотой век», а лучше сказать «золотой год» фуд ритейла будет испаряться так же быстро, как быстро будут бороться с инфекцией.
В России не так много публичных компаний в фуд секторе, но они есть, поэтому тем, кто сидит в их акциях, стоит рассмотреть перспективу потери стоимости акций так же, как этого ожидают инвесторы в Америке. Однако рынок акций имеет свои законы, возможно в России обойдётся и без падения. Наши сети сейчас активно консолидируются, вводят новые форматы торговли, технологически перевооружаются, и всё это может не дать упасть выручке, а она даже может вырасти.
● Программы лояльности или построение экосистем?
Америка делает ставку на программы лояльности по типу «подписки», куда включают больше функций, нежели просто скидку на продукты. Обычно такие программы включают бесплатную доставку, персональный сервис покупок, линии поддержки клиента, специальные мероприятия для покупателей, доступ к новым продуктам в первую очередь, связывают свои скидки со скидками других компаний. Лояльность – это уже не просто скидки и баллы, считают американские ритейлеры, а еще и способ выйти на клиентов, а затем использовать все, что уникально в их портретах.
У нас в России это называется «построение экосистемы» и уже активно используется крупными компаниями типа «Сбер», Яндекс, и теперь, по всей видимости, пришло время построения экосистем по типу «Магазин 4.0 – новый ритейл» для самих ритейлеров. Нужно строить экосистему партнёров, кастомизаторов продуктов, поставщиков. Я, как консультант, консультирую наши компании по построению таких экосистем. В этом тренде мы даже немного впереди.
● ЗОЖ как важный элемент для привлечения покупателей
ЗОЖ превратился в новый тренд в Америке и пошёл в сторону уже не просто здорового питания без ГМО, красителей, «ешек», а в направлении предложения продуктов, которые будут улучшать здоровье, и способствует этому тренду опять технологии, которые могут индивидуально подобрать продукты для каждого. Плюс появились диетологи в магазинах, которые легко общаются по цифровым каналам с любым потребителем, а также различные трекеры здоровья, которые дают много информации по состоянию здоровья и стилю жизни человека, и эту информацию легко использовать.
Доступ к электронным картам болезней тоже открывают невероятное поле возможностей для формирования специальной продуктовой корзины для каждого человека. Ожидается, что формирование такой корзины также благотворно повлияет на здоровье потребителя.
В России все компоненты для этого тренда уже есть по отдельности (электронные карты болезни, трекеры, анализ данных и т.п.), но пока никто не срастил всё это в стройную систему: удобную покупателю и эффективную для ритейлера.
С чего нужно начать? С модификации офлайн пространства, где происходит 98% всех покупок продуктов, чтобы множество покупателей смогли пользоваться возможностью индивидуальных предложений в офлайн пространстве. Концепция «Магазин 4.0» предусматривает механику того, как это надо сделать. По сути, это тренд не на ЗОЖ, а на профилактическую медицину, которая подкрепляется профилактическим питанием.
Чем был плох тренд на ЗОЖ? Этот тренд давал всем одинаковый рецепт с, казалось бы, одинаковой эффективностью, чего трудно добиться в реальной жизни. Новый тренд учитывает особенности организма каждого потребителя.
Я ещё не упомянул, что у нас идут исследования по созданию цифровых двойников продуктов и пищевых добавок. Возможно, мы ракетой выстрелим с новыми технологиями. Я рад, что участвую во многих таких проектах в качестве консультанта.
● Конкуренция
Конечно, американский рынок немыслим без обсуждения гиганта Amazon, движение которого в фуд-ритейле больше похоже на движение локомотива на огромной скорости. Все видят, как он активно забирает поколение Z, выдаёт один формат за другим, и все прочат ему самое успешное будущее в продуктовом ритейле. Хотя все вспоминают пророчества Безоса – основателя Amazon, о том, что такие компании не могут в современном мире оставаться эффективными более 30 лет (а 30 лет истекают в 2024 году). Вряд ли этот локомотив врежется со всего маха в стену, но любопытно будет посмотреть на их трансформацию. Сейчас 40% электронной торговли в США – это Amazon, конечно это за гранью здоровой атмосферы на рынке.
В России сложилась более конкурентная ситуация на рынке. У нас больше игроков относительно равновеликих, больше возможностей развить новое направление без оглядки только на одного игрока. В этом есть, наверное, наше преимущество, которое возможно скоро мы потеряем, т.к. на рынке грядут большие покупки и продажи, поэтому перехожу к следующему пункту слияния и поглощения.
● Слияния и поглощения
Америку ждут слияния и поглощения в фуд ритейле, которые немного замедлились на время пандемии. Куда же направят свои деньги ритейлеры и инвесторы? Ритейл сейчас выходит на новый уровень перспектив, поэтому стоит ожидать межотраслевых поглощений, когда производители поглощают сети ритейла, а ритейлеры поглощают сервисы, которые достраивают их электронный бизнес.
В России ещё консолидировать и консолидировать продуктовый ритейл, даже без учёта новых трендов, которые отмечают в Америке, поэтому стоит ожидать укрупнение торговых сетей, чтобы противостоять технологическим гигантам «Сберу» и «Яндексу». У нас сейчас происходит стремительный рост жёстких дискаунтеров, которые своей успешной моделью выметут часть слабых продуктовых сетей с рынка. Слабые сети станут лёгкой добычей для крупных сетей, которые купят их за бесценок, поэтому пока есть возможность продасться за деньги, то это надо делать быстрее. Ко мне уже обратились несколько компаний, и, насколько я вижу, этот рынок пришёл в движение, – есть, кто хочет купить, и есть немало тех, кто хочет продаться.
Читайте также: 8 трендов в ритейле на 2021 год (и даже дальше)
● Банки идут в ритейл
Американцы, как одна из самых практичных наций в мире, а её часть, которая работает в торговле, пожалуй, самая прозорливая из них.
Ритейлеры Америки решили, что у них сейчас есть огромная аудитория, технологическая часть начинает набирать силу, но единственным уязвимым местом становятся финансы, и банки могут спутать все карты ритейлеров, т.к. они на 100% контролируют всю цепочку, в рамках которой работает ритейлер.
Банки кредитуют покупателя, производителя, арендодателя и собственно самого ритейлера, и у них не меньше данных, чем у ритейлера, и они такие же жадные до финансового успеха, как и ритейлеры, и поэтому представляют реальную угрозу для последних.
Крупнейший ритейлер Америки давно присматривается к банковским услугам и на второй неделе января заявил, что будет развивать финтек, т.е. услуги по финансированию, банковской деятельности, но с применением технологий. Эдакий «Тинькофф» только из ритейла.
А что у нас в России? Пожалуй, это самый провокационный тренд.
У нас банки всё уже поняли давно, что на поляне ритейла им есть, что сказать, и их успех там будет вполне ожидаемым. «Сбер» и «ВТБ» уже активно играют в эту игру, и дальше подтянутся и другие банки.
У нас, скорее всего, банки поглотят ритейл компании, если, конечно, ритейлеры сами не начнут покупать банки и не предоставлять финтех услуги. Вот тогда мы увидим самую настающую битву концепций, но это, скорее, перспективы 2022 года. Более подробно об этом тренде мы и поговорим через год.
* * *
Итак, вот только несколько трендов в сравнении Россия – Америка. 2021 год будет живее и интереснее 2020 года на порядок. Технологии, стремительное шествие концепции «Магазина 4.0» и встреча нового-старого покупателя в продуктовых магазинах, – всё это открывает невероятные перспективы.Главное, нужно быть открытым к изменениям.
И одиннадцатый тренд для тех, кто дочитал этот текст до конца – офлайн-ритейл не умер и не умирает, но меняется стремительно, что очевидно уже из описанных мной 10 трендов.
Борис Агатов, Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле,
автор концепции
«Магазин 4.0».
Связывайтесь через Facebook.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...