0/5
Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group
время публикации: 10:00  16 сентября 2021 года
На примере Х5 Group разбираем задачи, которые ставят перед собой корпорации на старте работы с инновациями, эффект от различных инструментов их внедрения и тонкости работы с российскими и международными стартапами.
Российский ритейл сегодня – одна из наиболее инновационно-развитых отраслей. Бесконтактные платежи и экспресс-доставка, онлайн-кассы, виртуальные консультанты и примерочные, мобильные кошельки и приложения – все это лишь малая часть от уже ставших привычными случаев внедрения искусственного интеллекта.

Условный Walmart сегодня конкурирует не только с традиционными ритейлерами, но с цифровыми компаниями, которые по умолчанию другие: гибкие, адаптивные, умеют быстро тестировать гипотезы. И выиграть эту борьбу невозможно без внедрения инноваций.
Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group
Иван Мельник, директор по инновациям X5 Group: «Задачей команды инноваций X5 Group, которая образовалась в компании в 2018 году, был поиск, пилотирование и внедрение технологических решений, которые бы способствовали повышению эффективности процессов, а в конечном счете приводили бы к росту EBITDA. 

Когда компания отвоевывала себе первое место на рынке — нужна была не эволюция за три года, а «квантовый скачок» в различных нишах и сегментах операционной деятельности за ограниченное время и бюджет. Тогда мы внедрили много технологических решений в режиме «проверим, если понравится — оставим». 

Когда рост выручки превысил 20% в год, мы поняли, что большинство революционных для того периода решений для ритейла содержало новый технический компонент. Примерами таких решений были: прогнозирование спроса и пополнение товарных цепочек с помощью нейросетей, мониторинг цен с помощью автоматического фото-распознавания, прогнозирование выхода персонала в торговых залах в зависимости от ожидаемой в этот день загрузки, управление сотрудниками в «полях» и электронные чек-листы с трекингом выполненных задач и многие другие».

* * *

Традиционно выделяют две модели создания инноваций: открытые и внутренние. Модель открытых инноваций подразумевает внедрение решений стартапов с открытого рынка. Вторая модель — внутренние инновации в процессах и продуктах (R&D). 

Работа с внутренними предпринимателями подразумевает создание экосистемы, позволяющей авторам наиболее перспективных идей быстро преодолевать все стадии запуска продукта и коммерциализировать проекты как внутри корпорации, так и вовне. 

Корпорации, которая только начинают внедрение инноваций, логичнее начать с привлечения решений стартапов — это самый быстрый шаг для апробации и внедрения технологий. Внутренние инновации больше подходят, если в компании есть риск «отторжения» технологических решений стартапов в силу неготовности сотрудников и отсутствия гибкости в подходах. 

В идеальной ситуации департаменты внутренней разработку должны понять, что быстрые проверки гипотез со стартапами позволяют компании тратить силы и ресурс на приоритетные решения, под которые нет готовых разработок на рынке или которые стартапы не смогут сделать в силу масштаба или специфики.

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group

Иван Мельник: «Снятие «сливок» с рынка на стадии запуска системной работы с инновациями — логичный шаг: важно учитывать внешнюю экспертизу и тестировать продукты, которые создаются предпринимателями как в России, так и за рубежом. 

Мы отбираем удачные с точки зрения экономики технологичные решения, пропускаем через себя тысячи стартапов, формируем бизнес-модели, прорабатываем кейсы. Нам это дает возможность выискивать крупицы золота, которые в том числе обогащают наш бизнес, и понимать, в какую сторону смотрят другие ритейлеры по всему миру, а также куда развиваются технологии, которые рано или поздно будут внедряться в ритейле.

Стартапы зачастую выступают в роли внешних раздражителей: возникновение конкуренции между внутренней разработкой и внешними командами неизбежно. Отличительная черта стартапов — умение быстро прототипировать, тестировать гипотезы и адаптировать решения. Внутренние команды должны соответствовать».

* * *

В российской практике существует множество инструментов работы с инновациями. Запуск пилотных проектов со стартапами позволяет быстро протестировать набор гипотез, оценить метрики и понять, насколько та или иная технология решает задачи компании и какой экономический эффект может дать на масштабе.

При этом большинство корпораций в России сегодня предпочитает искать технологии на открытом рынке и проводить питч-сессии со стартапами (данные из исследования рынка открытых инноваций ФРИИ), а не проводить корпоративные акселераторы. Для того чтобы питч-сессия принесла заметные результаты, важно грамотно проблематизировать бизнес-заказчиков и выявить, задачи которых и будут закрыты с помощью решений стартапов. 

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group
 
Иван Мельник: «Мы уверены, что продукт существует только на стыке двух экспертиз: технологической экспертизы стартапа и бизнес-экспертизы ритейлера. Редко бывает, что продукт на 100% готов к запуску до соприкосновения с ритейлером. Часто случается так, что компания делится экспертизой, инвестирует в стартапы свои ресурсы, а они в дальнейшем предлагают интеграцию конкурентам. Сама компания при этом не способна «затащить» решение внутрь и извлечь из него выгоду. 

Классические корпоративные акселераторы, на наш взгляд, — это выбор в пользу «дорогой нефти». В данном случае нефть — это практически готовые к внедрению апробированные решения. Под классическим корпоративным акселератором мы понимаем процесс, в котором стартап «поступает» на обучение, с ним работают тренеры, бизнес-эксперты, представители операционных подразделений. Они вместе формулируют гипотезы, прорабатывают их, компании выделяют ментора, потом происходит защита проектов и так далее.




Читайте также: X5 Group и ФРИИ ищут стартапы в сфере безопасности




Мы сделали выбор в пользу инкубатора, как корпоративного «адаптера» для стартапов. Мы ищем решения для конкретных бизнес-направлений и департаментов X5 Group через воркшопы, на которых выявляем боли и потребности с последующими питч-сессиям. С каждой сессии мы получаем до 300 заявок от стартапов, десятки из которых могут презентовать свои решения напрямую бизнес-заказчикам. 

Далее стартапы, выбранные уже инициаторами болей и гипотез из бизнес-подразделений, получают возможность провести оплачиваемый пилотный проект на базе лаборатории инноваций Х5 и масштабировать свое решение на инфраструктуре X5 Group. При этом стартап ведут профессиональные менеджеры с большим опытом в области инноваций, именно они обеспечивают «стык» с корпорацией и правильное управление таким образом, чтобы поддержать высокую скорость, а с другой стороны обеспечить интеграцию со всеми процессами компании и аккуратно встроить в критические для успеха пилота участки. 

Экономическая и статистическая значимость пилота – вот основа, которая всех интересует. Стартапу нужно сделать продажи, а бизнес-подразделению увидеть эффективность. Или быстро отказаться от траты сил и времени без избыточных рисков. По этой дороге их проводит подразделение, глубоко-понимающее обе «стороны силы» ».

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 Group
 
Сегодня на рынке достаточно информации и кейсов с результатами внедрения инноваций как при помощи акселераторов, так и питч-сессий. При формировании концепции внедрения инноваций в компании важно изучить опыт коллег и конкурентов, чтобы лучше понимать, что подходит именно вам.

* * *

Иван Мельник: «Сначала мы просто знакомились с миром открытых инноваций. Внутренний запрос был довольно серьезным: нужны были прорывные технологии по самым различным направлениям бизнеса. В начале нашего пути мы познакомились с «Акселератором ФРИИ» и приступили к «быстрым свиданиям» со стартапами. Мы хотели понять, позволит ли наша инфраструктура внедрить решения стартапов в уже существующие процессы и сможет ли стартап их трансформировать. Год мы занимались исключительно российским рынком, а потом вышли в страны Европы и Азии. 

Когда количество стартапов кратно возросло, мы сформулировали перечень приоритетных для нас отраслей – это ключевые бизнес-процессы в компании, которые стоят дороже всего и требуют оптимизации, чтобы достичь максимального статистически доказуемого бизнес-эффекта при масштабировании. 
   
Опыт работы с европейскими стартапами позволил нам сформулировать разницу между российскими и зарубежными командами. Наши ребята зачастую приходят и говорят: «посмотри, какая классная технология». У них отличные идеи. Но они мыслят в разрезе своей разработки и не готовы встать на сторону покупателя и задуматься о его болях и проблемах. В Европе, Израиле, США больше просматривается ориентированность на покупателя и существенно больше тех, кто уже во время питча заходит на сторону боли покупателя и предвосхищает наши вопросы».

* * *

В этом году ФРИИ и X5 Group проводят уже четвертую питч-сессию стартапов. За это время мы получили более 600 заявок, более 100 из них попали в шорт-лист заказчиков, 25 выступили с питчами и перешли на стадию запуска пилота.

Как работают инновации в ритейле: опыт X5 GroupПодать заявку на участие в питч сессии можно на сайте питч-сессии X5pitch-day.iidf.ru до 20 сентября.

0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности