Остаться в живых: как цифровые двойники помогают ритейлерам справляться с рисками сезонного ажиотажа
время публикации: 10:00 24 декабря 2020 года
Сезонный спрос – горячая пора для ритейла и ежегодная проверка на прочность для цепей поставок. Какие уязвимости цепей вскрыла пандемия, и как можно противостоять новым рискам с помощью математических моделей?
Дмитрий Красилов, руководитель направления планирования и моделирования цепей поставок ГК «КОРУС Консалтинг», рассказывает о самых распространенных рисках для цепей поставок в период сезонного спроса, уязвимостях на которые пролил свет COVID-19, и как можно их нивелировать.
Онлайн vs офлайн
За время пандемии доля e-commerce в США и Европе, по оценкам Deloitte, выросла на 44%. В России этот скачок тоже серьёзный из-за так называемого «эффекта низкой базы», небольших стартовых показателей. По прогнозам Data Insight, среднегодовой рост отечественной интернет-торговли ускорится с 28% до 33,2%.
После взрывного роста онлайн-каналов, с которыми стали экспериментировать даже самые консервативные компании в период карантина, очевидно, основная волна продаж во время подготовки к новогодним праздникам пройдет в интернете, что еще больше увеличит долю e-commerce. Аналитики Deloitte прогнозируют, что россияне на эти новогодние праздники намерены потратить порядка 25 тысяч рублей на человека, что на 2% выше фактических затрат в 2019 году. С одной стороны, это позитивный тренд для ритейлеров. А с другой – серьезный вызов для традиционных магазинов.
Ключ к успеху и одна из главных сложностей онлайн-торговли – развитие концепции омниканальной логистики, создание единой среды покупательского опыта.
К примеру, ещё в первом полугодии крупные розничные сети «Пятёрочка» и «Лента» инвестировали в совершенствование логистики, создавали дарксторы. Во второй половине года к ним присоединился «ВкусВилл»: открыл на базе собственных распределительных центров первые полноценные «тёмные магазины».
Выстроить структуру омниканальной логистики и определить оптимальное соотношение онлайна и офлайна помогает оптимизационная математика, технология цифрового двойника цепей поставок.
Один из ярких примеров – кейс голландской сети супермаркетов Jumbo. Ритейлер использовал эту технологию для отработки гипотез снижения затрат на e-commerce: в результате расчетов ни один из предлагаемых сценариев не подтвердил эффективность, но с помощью оптимизационной математики они нашли новое решение проблемы. Jumbo запустила несколько распределительных центров и магазинов-хабов для интернет-заказов – так доставка «последней мили» стала самой дешевой. И что важно, клиенты не потеряли на уровне сервиса.
Именно трансформация цепей поставок помогает ритейлерам быстро адаптироваться под возросший спрос онлайн-заказов, оставаться конкурентоспособными и предлагать эффективный ассортимент и высокий уровень сервиса.
Известны примеры, когда ритейл-сети для регулирования ситуации с возросшей нагрузкой на доставку использовали части площадей магазинов для складирования, в том числе в высокий сезон. Этот аспект тесно перекликается с бурным развитием омниканальной логистики: часть офлайн-спроса из-за ограничений в передвижениях перешло в онлайн, и традиционная розница частично переориентировалась на исполнение интернет-заказов.
Предварительная оценка экономической целесообразности перехода в онлайн, безусловно, обязательна. В первую очередь, нужно понять, какие капитальные и операционные затраты с этим связаны. Использование цифровых копий логистических цепей помогает оценить все расходы до момента физической реализации и предоставить всю необходимую аналитическую поддержку подобным решениям. К чему ритейлеры и прибегают, готовясь к предпраздничному скачку спроса с начала весны или даже летом.
Высокий сервис vs оптимизация запасов
Около трети россиян делают онлайн-заказы один раз в неделю или чаще, подсчитал «Яндекс.Маркет». Теперь это новая устойчивая привычка, несмотря на то, что многие из нас тогда столкнулись с длительным ожиданием своего заказа, а часть транспортных компаний из-за высокого спроса повышали стоимость своих услуг.
Новогодний ажиотаж будет мягче того, что было в пандемию. Многие компании извлекли серьезный урок из этой «репетиции» и входят в высокий сезон более подготовленными. Например, компании-партнеры grocery-ритейлеров по доставке «последней мили», такие как iGooods и «Сбермаркет», значительно нарастили штат персонала и работают над уровнем сервиса. Другие лидеры рынка – «Яндекс.Еда» и Delivery Club – предлагают самовывоз из ресторанов, закрепляя тренд на быструю бесконтактную доставку и желание потребителей побаловать себя на праздниках, компенсируя сократившееся посещение заведений.
Другие онлайн-ритейлеры, как, например, «Утконос», открывают дополнительные склады, запускают экспресс-доставку и выходят за пределы столичного региона. А это означает организацию новой складской инфраструктуры, создание в некоторых случаях хаб-сателлитные цепочки поставок, когда один склад «подпитывает» другой товарами. С помощью цифровых двойников ритейлеры просчитывают, где и какой ассортимент держать, чтобы это было выгодно бизнесу и помогало поддерживать заданный уровень сервиса, а именно скорость и способ доставки.
Ритейлер всегда стоит перед выбором. С одной стороны – повышение уровня сервиса, который подразумевает наращивание товарных запасов, с другой – оптимизация этих запасов. Оптимизационная математика помогает искать баланс между стоимостью и уровнем клиентского сервиса, рассматривая альтернативные возможности перемещения товаров до двери клиентов и оценивая риски.
В период подготовки к высокому сезону цифровой двойник помогает оценить, порог спроса, который позволит компаниям поддерживать или сохранить заданный уровень сервиса. Подобную ситуацию решал более полугода назад один из крупнейших российских ритейлеров – он оценивал устойчивость своей логистики в случае временной приостановки работы из-за карантина. Сеть оказалась заложником: с одной стороны из-за возросшего спроса на доставку резко выросла нагрузка на склады, с другой – нехватка персонала из-за мер безопасности и самоизоляции, необходимость поддерживать привычный уровень производительности. Появилась реальная угроза, что некоторые региональные склады не смогут обслуживать магазины, а это порядка 400-500 точек на каждый из них. С помощью технологии цифровых двойников ритейлер просчитал план действий: оценил загрузку логистических мощностей при «подключении» к нему новых магазинов, проанализировал уровень клиентского сервиса в случае, если близлежащие склады закроют на карантин, и пр.
Читайте также: Пять трансформаций в ритейле, которые остаются за кадром (а зря!)
Дальнейшего ужесточения карантинных мер не произошло, склады не закрыли, но крупный федеральный игрок обладал всеми расчётами для принятия верных управленческих решений. По мнению генерального директора «Магнита» Яна Дюннинга, в том или ином виде коронавирусные ограничения могут сохраняться до массовой вакцинации, по этой причине предпраздничный сезон стал для ритейлера «особенно непростым». Цифровые двойники – это не волшебная таблетка, которая спасёт ритейлера от неэффективности в логистике. Это инструмент планирования, который помогает делать взвешенный выбор.
Если, к примеру, в каком-то конкретном федеральном округе ожидается рост спроса в 3 раза, ритейлер может «спросить» у двойника, что будет в этом случае с цепью поставок и что нужно сделать, чтобы сохранить заданный уровень сервиса. В качестве рекомендации технология, возможно, предложит открыть сеть дарксторов, просчитает увеличение затрат на содержание новых складов и пр. На руках руководителя по логистике будут все сценарии расчета, чтобы их сравнить и принять решение, которое сохранит уровень сервиса и продаж.
* * *
Мы живем в удивительное время. Весна 2020 года была сложна своей непредсказуемостью, высокий же сезон для ритейлеров абсолютно прогнозируем, даже в новых реалиях уже привычной самоизоляции. Мы стали свидетелями того, что компании, которые инвестировали в цифровую трансформацию до коллапса, вызванного пандемией, оказались в канун праздников в более выигрышном положении, чем их менее дальновидные конкуренты. Как никогда ранее, математические модели цепей поставок помогают руководителям принимать решения об уровне запасов, сервиса и связанными с этими расходами, реагируя на значительные изменения условий ведения бизнеса.
Дмитрий Красилов,
руководитель направления планирования и моделирования цепей поставок ГК «КОРУС Консалтинг»,
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...