0/5

Почему роботизация складов в России идет так медленно?

Почему роботизация складов в России идет так медленно?
время публикации: 10:00  17 мая 2023 года
В середине апреля «Яндекс» объявил о том, что открывает центр тестирования собственных складских роботов «Маркета». Ранее своих роботов компания тестировала в подмосковном Софьине. По мнению экспертов отрасли, запрос на складскую автоматизацию внутри страны остается высоким, особенно в свете того, что российский рынок покинули многие зарубежные игроки. Однако существует ряд препятствий для внедрения отечественных робототехнических решений.
Иван БородинИван Бородин, генеральный директор Ronavi Robotics (входит в группу «ТехноСпарк»).

Наверное, все уже слышали про автоматизацию складов легендарного маркетплейса Amazon. Пока сборщики заказов 80% рабочего времени тратят на хождение по складу, в Amazon они остаются на месте – роботы подвозят стеллажи из паллет с товарами, так что человеку остается только набрать необходимое количество в корзину. 

Поэтому у кладовщиков на роботизированных складах даже появилась проблема с повышенным травматизмом из-за стоячей работы, когда им приходится разве что подниматься на ступеньку, чтобы достать товар с самого верхнего яруса стеллажа.

Американский гигант Walmart в середине апреля объявил, что до января 2024 года около трети его магазинов начнут получать заказы с роботизированного склада. Здесь водительские места на вилочных погрузчиках и складских транспортерах пустуют – управление отдано роботам. 

Единые решения по автоматизации от компании Symbotic, в которой Walmart приобрел миноритарный пакет в прошлом году, будут внедрены во всех 42 региональных распределительных центрах ритейлера. В течение ближайших трех лет примерно две трети магазинов Walmart станут обслуживаться с той или иной степенью роботизации, около 55% объемов фулфилмент-центров перейдут на автоматизированные решения, а издержки за счет этого сократятся на 20%, планируют американцы. 


А что у нас?


В России пока до такого уровня автоматизации далеко. И причина не только в низкой по сравнению с Америкой и Европой стоимости труда. В Китае он тоже достаточно дешев, однако китайский Decathlon служит примером в плане роботизации для российского рынка. Вообще, «Декатлон» сейчас – самый крупный в России кейс роботизации складов.

Одним из важнейших факторов, замедляющих роботизацию в этой сфере, стал уход западных поставщиков техники. Россия здесь на 5-7 лет отстает от западных стран, а среднее количество роботов на 10 000 рабочих у нас в 20 раз меньше. К 2021 году суммарное количество роботов, находящихся в эксплуатации, составило 3,5 млн единиц, по оценке Всемирной ассоциации робототехники (International Federation of Robotics, IFR). Этот рынок достиг объема 15,7 млрд долларов. 

Согласно данным IFR, только в 2021 году в мире было установлено 517 385 новых роботов, причем лидирующими отраслями оказались электрическая и электронная промышленность, а также производство автомобилей и металлов, машиностроение. Россия на 2021 год не входила даже в топ-15 стран с наибольшим количеством промышленных роботов. А возглавлял этот список Китай, где ежегодно устанавливается 268 тысяч промышленных роботов.

Почему роботизация складов в России идет так медленно?

В России пока единичные компании разрабатывают промышленных роботов. Недавно и «Яндекс» запустил свою разработку. Еще три года назад в стране не было ни одного крупного склада, использующего роботов (такого, где их было бы хотя бы несколько десятков). Что касается производства роботов в РФ, то уровень локализации разработанной с нуля технической платформы Ronavi Robotics составляет более 50%. 

Сейчас наша компания выпускает 4 модели роботов, а наш партнер (также входит в контур группы «ТехноСпарк») компания RMS создает программное обеспечение с использованием искусственного интеллекта для управления флотом складских роботов и создания имитационных моделей для расчета экономической эффективности роботизации склада. При помощи RMS осуществлена интеграция логистических роботов Ronavi в SAP ERP.

Так, в 2021 году мы начали автоматизацию процессов большого склада «Газпромнефти» в Новом Уренгое, где хранилась спецодежда вахтовиков и их личные вещи, в то время как рабочие находились на смене. Буквально 7–8 роботов обеспечивали сбор и выдачу одежды на 10-ярусном складе, отправку ее в химчистку. Причем время подвоза контейнера с одеждой составляет от 30 секунд до 5 минут, в зависимости от того, близко или далеко на складе располагается запрашиваемый контейнер с вещами. Робот подвозит ящик с одеждой к конвейеру, и вахтовик получает свой комплект одежды.


 

Четыре фактора, замедляющие внедрение роботов


Первый фактор, препятствующий автоматизации складов, – это дешевая рабочая сила. Пока труд кладовщика будет экономически более выгодным, чем роботизация, сложно ожидать бурного роста инвестиций в новые технологические решения. При этом в северных регионах, где стоимость рабочего часа гораздо выше, чем в центральной части России, с гораздо большим интересом смотрят в сторону новых технологий. Именно поэтому первый крупный проект по роботизации удалось запустить на севере, в Новом Уренгое. 

Второй фактор – это то, что, когда ритейл начал бурно развиваться в нашей стране, многие крупные игроки закупили, условно говоря, миллион стационарных стеллажей и миллион тележек, вместо того чтобы взять мобильные стеллажи и роботов. Компании уже инвестировали в «старые» технологии складской работы и теперь движутся по накатанной дорожке, несмотря на то, что их бизнес удваивается в объемах каждые 3–4 года. Поэтому ставку на роботизацию сейчас делают те, кто инвестирует в строительство новых складов, спроектированных с учетом современных технологий. И, как мы видим, сейчас в России этим занимается именно средний бизнес. 

Дело в том, что у небольших компаний нет ресурсов, чтобы вкладываться в новые склады. У крупного бизнеса, наоборот, средства есть, но они уже построили всю складскую инфраструктуру под ручную сборку заказов. Средние компании могут позволить себе инвестиции, и сейчас именно они строят склады под роботов, чтобы идти в ногу со временем. Есть шанс, что со временем средний бизнес покажет крупному в цифрах, что новые технологии действительно работают и повышают эффективность. И поэтому сейчас он как раз тот драйвер, который двигает роботизацию складов в России.

Третий фактор – это проблемы с поставками зарубежных комплектующих. Мы в Ronavi Robotics сразу сделали ставку на такие комплектующие, которые можно приобрести хотя бы в пяти разных точках земного шара. А вот наши коллеги зачастую планировали брать только в Европе или только в Китае. Поэтому, когда начались санкции (а китайские поставщики тоже порой боятся вторичных рестрикций), коллеги столкнулись с проблемой, что их роботов попросту нечем чинить. Это тоже затормозило российскую индустрию промышленных роботов.




Читайте также: Исследование: в DHL рассказали, что ожидает логистику в ближайшие годы




Сейчас мы вообще стараемся самостоятельно производить все критически важные узлы для роботов, а комплектующие закупать в России. Но полностью это невозможно, потому что, например, в России сейчас нет серийного производства литиевых аккумуляторных батарей с необходимым формфактором и химическим составом. Вектор на развитие добычи лития и разговоры о строительстве новых заводов ведутся, но пока приходится довольствоваться зарубежными решениями, поэтому быть полностью независимыми от зарубежных комплектующих не получается.

Наконец, далеко не всем производителям роботов удается доказать ритейлерам и владельцам складов, что автоматизация увеличивает выгоду, повышает эффективность операций в 2–3 раза. Скажем, одна из модификаций нашего робота увеличивает полезную площадь склада, поднимая грузы на высокие стеллажи, куда человек не доберется без подъемной техники. Кроме того, приобретая роботов, вы можете сэкономить на труде работника, который ходит по складу и проверяет, не пора ли заменить металлические пластины, защищающие стеллажи от случайного удара погрузчика. 

Роботы не совершают таких фатальных ошибок, приводящих к «складыванию» стеллажей, как карточных домиков, которое мы можем увидеть в фильмах ужасов. Роботы не устают и не совершают в конце смены ошибок при сборке заказов, чреватых возвратами товара и жалобами клиентов. У них вообще много плюсов. Если все это просчитать и учесть, окупаемость роботов на складе составляет от 2 до 5 лет, а служить после этого они будут еще долго верой и правдой. Но не все ритейлеры пока это понимают.

Таким образом, есть целый ряд причин, по которым складская автоматизация отстает в России от мировых стандартов и в первую очередь от Китая. Надеюсь, что в ближайшие годы мы преодолеем эти проблемы и количество роботов на складах в нашей стране приблизится к среднемировому.

Иван Бородин, 
генеральный директор Ronavi Robotics (входит в группу «ТехноСпарк»).

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит