Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/iblock/873/87328d0672a8d37d27e186cd8a58f2ea.jpg)
время публикации: 10:00 29 сентября 2021 года
Аддитивные технологии очень осторожно проникают в сегмент потребительских товаров, и пока в большей степени становятся имиджевыми историями. В каких случаях «аддитивка» в цепи производства выгодна бизнесу? Как мировые тренды используют 3D-печать в производстве вполне понятных вещей?
![Максим Канищев Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/de0/de05d001957b355d978922850967bd56.jpg)
Максим Канищев, генеральный директор компании «2050.АТ».
Будущее 3D-печати – тотальное сокращение издержек. Но сегодня бренды учатся создавать за счёт «аддитивки» дополнительную стоимость, а не резать ценники на свои товары.
Тонкости ценообразования на аддитивные технологии
Лукавить не будем: в «сферическом вакууме» производство товаров на 3D-принтере обходится бизнесу дороже, нежели производство на конвейере. Однако утверждение справедливо не для каждого изделия — в отдельных случаях аддитивные технологии сокращают стоимость поставки в разы.
В числе таких случаев:
● Превышение объёма минимального кванта заказа потребности заказчика;
● Невозможность заказа отдельных частей сборного комплекта, ведущая к необходимости покупки изделия целиком вместо приобретения запчасти;
● Закрытие/перепрофилирование уникального завода-поставщика;
● Закрытые границы и иные геополитические факторы.
Подборка справедлива, в первую очередь, для инструментальной и тяжёлой промышленности — машиностроение, авиация, производство оборудования и оснастки. А как обстоят дела в потребительском сегменте?
Аддитивные технологии диктуют этому рынку куда более простые правила. 3D-печать позволяет разнообразить форму и дизайн продукта, но такое разнообразие ведёт к прямому повышению стоимости. Согласно марксистским принципам, в это повышение попросту закладывается стоимость технологии, оборудования, его амортизации и труда. «На бумаге» аддитивные технологии влияют на производство точно так же, как и другие технологические ноу-хау. Но что происходит по факту?
3D-печать и сущность рынка
По факту — сама вывеска «аддитивные технологии» создаёт дополнительную стоимость. То есть производители извлекают выгоду из одного только сообщения о применении при производстве товара 3D-печати. Вдобавок эти заявления становятся ещё и бюджетным PR-ходом, ведь «аддитивка» — едва ли не единственная технология, которая воспринимается как действительно новый инструмент.
Да, хайтек сейчас повсюду — к этому нас приучили Стив Джобс и Илон Маск, но на рынке мы наблюдаем лишь модернизацию уже известных принципов (ускорение, повышение качества и производительности), тогда как 3D-печать предлагает по-настоящему новый подход к производству. Паззл складывается в небывалую маржинальность для компаний, использующих «аддитивку» в потребительских товарах: издержки от применения не до конца отточенной технологии и так закладываются в стоимость продукта, кроме того — ценник растёт за счёт позиционирования товара как «товара будущего», да ещё и «сарафанное радио» доносит хайтек-новость до потенциальных покупателей в обход рекламных и брендинговых агентств.
Вы наверняка видели немало новостей из разряда «Компания Х вывела на рынок товар Z, в изготовлении которого задействованы аддитивные технологии» — но такие инфоповоды приурочены к конкретным анонсам, да и сами товары не всегда доходят до отечественного рынка.
Рассмотрим самых заметных ньюсмейкеров рынка потребительских товаров, которые обзавелись 3D-принтерами и уже запустили их в работу.
Кроссовки Adidas Futurecraft 4D
Кроссовки «Адидас» должны получить премию за самый большой PR-эффект от интеграции «аддитивки» — пожалуй, никакой другой элемент одежды не обрёл такую славу на хайтек-арене. 20 тысяч опор в подошве для улучшенной амортизации при занятиях спортом и невозможность достижения аналогичных характеристик традиционным производством — главное УТП от концерна.
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/0e5/0e5f5c9d80e80f0ab49e4ed9b284e2ff.jpg)
Тушь Le Volume revolution de Chanel
Le Volume — признанная классика, поэтому «Шанель» не стали трогать состав полюбившейся покупателю туши для ресниц, но к производству щёточки подошли со всей серьёзностью. Ворсинки были напечатаны на 3D-принтере — французы обещали небывалое качество нанесения косметики.
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/662/6620f7efc3fa2ab15dd39f8bd45e83ee.jpg)
Cерия 3D Robotic Knitting Ministry of Supply
Перед нами — уже не единичный артикул, а целая линейка одежды от американских хайтек-портных. Предприниматели адаптировали 3D-печать для создания верхней одежды: «волосяной» принтер, хоть и отличается от традиционного аддитивного оборудования, состоит в самом близком родстве с «ваятелями» деталей для авиации и машиностроения.
Ministry of Supply целиком и полностью позиционируют себя как интегратора высоких технологий в производство гардероба. Возможность «печати» жакетов и кардиганов на 3D-принтере, безусловно, сыграла на руку компании.
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/683/683d0591e59769f77a3f95e796378912.jpg)
Бритва Razor Maker Gillette
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/b06/b0673bdd31f3bb4c7cbb302abd17e264.jpg)
Именно за индивидуальным проектированием визуального образа товара кроется одна из ключевых точек роста «аддитивки» на рынке, но в этом конкретном случае дальше пилотного проекта дело не пошло.
Коллекция бижутерии Comme Des Machines & Mango
Здесь «аддитивка» подаётся как инструмент повышения экологической безопасности. Безусловно, 3D-печать сокращает углеродный след производства, избавляя производителя от необходимости выстраивать огромные логистические цепочки. Именно поэтому бижутерия из «аддитивной» коллекции доступна лишь в нескольких странах Европы — где компания располагает соответствующими производственными мощностями.
Лично я делаю самую большую ставку на 3D-технологии именно как на инструмент снижения парниковых выбросов, поэтому за кейсом «Манго» слежу с особенным интересом.
![Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов Применение аддитивных технологий в категории потребительских товаров: кейсы мировых брендов](/upload/medialibrary/160/1601fa7ce41cd809c4fe9f4cc57c1346.jpg)
Будущее 3D-печати на потребительском рынке
Компании ещё не нашли универсального подхода к позиционированию собственных товаров, произведённых с помощью аддитивных технологий. Мы насчитали четыре ключевых рычага «давления» на рынок — это уникальные пользовательские характеристики («Адидас», «Шанель»), имидж (Ministry of Supply), персонализация (Gillette) и экология (Mango).
Этой выборки не хватает для подведения итогов «первой аддитивной волны» на потребительском рынке — смог бы менее именитый производитель обуви получить такой же головокружительный эффект от внедрения 3D-печати? А как сработала бы «аддитивная» персонализация не у Gillette, а у Apple? Что будет, если упаковать все перечисленные рычаги «давления» в один продукт?
Читайте также: Цифровая одежда: будущее моды или тренд одного дня
На такие прогнозы не рискнут даже самые продвинутые эксперты. Я, в свою очередь, скажу, что с каждым месяцем количество брендов, пробующих себя в 3D-производстве, будет увеличиваться — но каждая компания будет выбирать для себя пока что лишь один фокус подачи. И лишь с повышением толерантности к подобному хай-теку мы сможем увидеть действительно комплексные УТП, сочетающие в себе экологию, персонализацию, имидж и уникальные характеристики.
Максим Канищев,
генеральный директор компании «2050.АТ»,
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления