Космический шопинг: 5 технологий, символизирующих приход новой Эпохи в ритейле
Это уже давно не фантастика, и даже не «выставочный экземпляр» умного магазина. Судя по тому, как развиваются технологии, через несколько лет это станет самой привычной реальностью.
Ожидания ритейлеров
В феврале в Москве прошли сразу несколько мероприятий, на который представители торговых компаний и ИТ-индустрии обсуждали современные технологии, способные изменить рынок ритейла. На каждой из встреч особое внимание уделялось технологиям, способным оптимизировать работу в магазине, непосредственно в торговой точке.
На встрече «ИТ-стартапы для ритейла», представители ФРИИ и X5 Retail Group рассказывали об ожиданиях ритейла, о том, какие технологии интересны инвесторам и торговым компаниям.
По словам Никиты Юрьева, инвестиционного менеджера ФРИИ, в проекты, нацеленные на in-store оптимизацию, на западе в последние несколько лет было инвестировано порядка 3 млрд. долларов. Это решения, позволяющие отслеживать поведение пользователей, сервисы для мерчандайзинга, технологии для общения с пользователями (дисплейная реклама, реклама, которая подстраивается под поведение пользователей).
Если посмотреть на крупнейшие сделки, наибольшее число денег было вложено в сервисы, которые автоматизируют кассы, помогают в онлайн-режиме отслеживать товары в магазине; сервисы аналитики, которые связывают покупки пользователя в онлайне и оффлайне с его поведением внутри магазина.
Ритейлерам нужны не только решения для сбора нужной информации, но и инструменты для их обработки. Например, по мнению Никиты Юрьева, популярны будут сервисы, которые смогут на основе полученных данных делать предиктивный анализ: прогнозировать ассортимент на ближайшее время, оптимизировать выкладку товара и т.д.
Более конкретно об ожиданиях ритейлеров высказался Вадим Капустин, директор по стратегическому маркетингу и планированию X5 Retail Group. Крупнейшему российскому ритейлеру интересные инновации нескольких типов:
- Продукция, инновационные товары.
- Бизнес-процессы, например, решения роботизации в логистике, внутри магазина. По мнению Вадима, компания придет к этим решениями в ближайшие 10-15 лет. Также в приоритете решения в области HR и информационной безопасности.
- Услуги и сервисы, как в магазине, так и внутри цепочки поставок.
- Бизнес-модели – компании интересны решения в области электронной коммерции и уберизации.
- Технологии – то, что лежит в основе вышеперечисленных направлений.
Отдельно Вадим Капустин остановился на мобильных и цифровых технологиях, в частности, решениях, которые позволяют автоматически формировать чек, сканируя продукты в корзине, о решениях для самостоятельного чекаута, когда покупатель оплачивает товары с мобильного, минуя кассы.
Отвечая на вопросы аудитории, представитель X5 Retal Group упомянул также и электронные ценники. Ритейлер заинтересован в таком решении, но по очень доступной цене. На данный момент огромное количество труда тратится на то, чтобы эти ценники менять регулярно, раз в день или в неделю, в зависимости от стратегии ценообразования. И любые решения, которые позволяют сократить себестоимость этих ценников, интересны X5 Retail Group.
Предложения разработчиков
Несколько решений из области in-store оптимизации были представлены на встрече ритейлеров и поставщиков технологий Detail4Retail: технологии распознавания лиц, электронные ценники, решения для самостоятельного шоппинга, голосовые сервисы и многое другое. Полезные технологии предлагают и новички на рынке разработки: несколько участников встречи «ИТ-стартапы для ритейла» получили положительные оценки потенциальных инвесторов.
Мы выбрали пять самых интересных технологий, которые будут полезны ритейлерам для оптимизации работы торговых точек.
Электронные ценники как сервис
Но и преимуществ у технологии достаточно. Прежде всего, отображение актуальной цены и дополнительной информации о товаре. Кроме того, на ценник можно выводить информации о текущих акциях и спецпредложениях. Из неочевидных плюсов можно отметить возможность геотаргетинга.
На практике все решает стоимость оборудования.
На встрече ритейлеров и поставщиков технологий Detail4Retal Артем Саженов из «Рестрим» представил идею «E-tag как сервис». Она заключается в том, что компания-провайдер предоставляет ритейлерам ценники по модели HaaS (Hardware as a Service), беря на себя все задачи по ремонту, модернизации и обслуживанию оборудования.
Модель кажется вполне жизнеспособной – стоимость аренды одного ценника составит около 0,5 доллара в месяц. Разница со приобретением устройства за несколько тысяч рублей и последующим его обслуживанием вполне ощутима.
Самостоятельный шоппинг
На этой встрече была представлена еще одна интересная технология. Компания Datalogic предлагает магазинам оборудование и программное обеспечение, которое позволит организовать самостоятельный шоппинг для лояльных клиентов.
Решение довольно простое. В торговом зале устанавливается специальный стенд, на котором размещены терминалы со встроенными сканерами. Терминалы закреплены в специальных кредлах, которые одновременно заряжают и удерживают их. Покупатель идентифицирует себя с помощью карты лояльности, получает ближайший заряженный терминал, крепит его на тележку и отправляется за покупками. Товары, которые покупатель кладет в тележку, необходимо просканировать терминалом. При этом на экране выдается цена товара, общая стоимость покупок в тележке, а также информация об акциях, возможных скидках и т.д.
Оплатить товар можно либо на кассе, которая принимает терминалы, либо на стойке самостоятельной оплаты. Случаи неоплаты части покупки исключены – прежде чем предоставить лояльному покупателю доступ к самостоятельному шоппингу, магазин информирует его о том, что имеет право проверить его тележку.
Такой самостоятельный шоппинг удобен и продавцу, и покупателю. Клиенты магазина получают возможность контролировать расходы, видя общую сумму покупки или приобретая товары по акциям и спецпредложениям. Чекаут без очереди в кассу – еще один большой плюс решения.
Магазин получает достоверные данные о поведении покупателя, его покупках, заинтересованности в акциях. При наличии терминалов самостоятельной оплаты – экономит на кассирах.
Все, что нужно для организации самостоятельного шоппинга – установить стенд для терминалов и иметь Wi-Fi. Все остальное – терминалы со сканерами, кредлы и программное обеспечение предоставляет компания-разработчик.
Контроль товара в точках продаж
Стартап Imredi – облачный сервис по контролю товара в точках продаж и анализу связанных событий. Он нацелен на повышение операционной прибыли ритейлера за счет контроля и анализа товаров в торговой точке.
На обычной полке магазина может скрываться самый разный товар – контафакт, просроченный, поврежденный и т.д. Товара может не оказаться вообще, если его не доставили со склада. Для ритейлера и производителя – это упущенная выгода, потери. Создатели сервиса предлагают использовать всесторонний анализ данных, чтобы поддерживать порядок на полках магазина. В арсенале сервиса такие технологии, как:
- Камеры и распознавание образов
- RFID-метки и IoT
- Мобильное приложение для «полевых» команд поставщика
Сервис работает по принципу Sharing economy. На первом этапе производитель клеит RFID-метки на свои товары. Это, безусловно, расходы, но в результате поставщик получает выгоду, потому что может оптимизировать свою цепочку поставок, дистрибуцию. Очень важно, что команда продаж компании-производителя работает с точными, достоверными данными и может лучше контролировать свою стратегию, нажимая одну кнопку и получая всю информацию в телефон.
На втором этапе подключается ритейлер, который в точках продаж устанавливает стационарные датчики и камеры. Информация с них непрерывно стекается в сервис Imredi, обрабатывается, по ней строятся различные модели, прогнозы, аналитика. Результатами могут воспользоваться в онлайн-режиме и производитель и ритейлер.
Таким образом каждый из них за небольшой взнос получает общую суммарную выгоду.
Мобильное приложение для производителя, которое позволяет за счет динамических форм и настраиваемых анкет проводить аудит и работу по сбору данных в точке продаж. В дальнейшем предполагается подключить технологию распознавания изображений и сервисы по сбору RFID-данных.
Сервис еще не запущен, но его разработчики обещают в скором времени произвести революцию в области мерчандайзинга, контроля товара на полках, аудита. Работа сервиса позволяет в 30-40 раз сократить время съема данных, повысить скорость реакции на эти данные, снимать их удаленно, не заставляя команду бегать из магазина в магазин.
Товарные рекомендации оффлайн
Стартап Sale Assistant - рекомендательный сервис для оффлайн–торговли. В обычных магазинах все активнее используются информационные дисплеи и терминалы самообслуживания. Именно в этой точке контакта с покупателем можно предложить ему персональную рекомендацию. При большом ассортименте формировать рекомендации вручную нереально. Сервис Sale Assistant решает это проблему с помощью нейронной сети. Для того, чтобы ее обучить, нужно «вложить» в нее информацию о предыдущих продажах торговой точки за определенный период: чеки, даты, время, местоположение самой точки и т.д.
В результате покупатель может получить персональные товарные рекомендации или индивидуальные предложения, скидки, акции.
Интерактивные витрины
Технология Surfancy позволяет превратить любую вертикальную поверхность – стену, витрину – в интерактивный экран. Когда человек подходит к такой витрине и выбирает нужный ему объект, например, магазин на карте ТЦ, или товар на витрине магазина, сервис отображает релевантную информацию о скидках и предложениях.
Разработчики сервиса протестировали идею на нескольких объектах. Один из проектов – «Гид по скидкам» в ТЦ Мега. На части неиспользуемой стены был развернут интерактивный экран с гидом по скидкам. Люди подходили к стене, выбирали нужный магазин и получали информацию о текущих акциях.
Кроме того, программное обеспечение Surfancy позволяет создавать тепловую карту интереса посетителей, собирать статистику популярности бренда или акций, а также проводить A/B тестирование рекламных предложений.
И это далеко не все технологии, которые ИТ-отрасль готова предложить ритейлу. За рамками статьи осталось еще многое - распознавание лиц, дополненная реальность, все-таки еще живые виртуальные примерочные. На многие запросы ритейлеров ИТ-индустрия уже отвечает подходящими решениями. Похоже, умный магазин без очередей и путаницы в товарах и ценниках – это лишь вопрос нескольких лет.
Читайте также:
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...