Smart NRM: умное управление выручкой спасет FMCG-динозавров?
время публикации: 10:00 25 ноября 2020 года
Компании, производящие и реализующие потребительские товары, сталкиваются сегодня с новым типом фундаментальных проблем и вызовов. Для ветеранов отрасли наступил период экзистенциального кризиса – их рост застопорился. Выйти из тупика эволюции помогут две вещи: комплексное использование Net Revenue Management-инструментов и интенсификация цифровой трансформации.
Лариса Малькова, управляющий директор, руководитель направления «Цифровые решения» Accenture в РоссииПо данным Accenture, 86% компаний-лидеров FMCG-сегмента генерируют менее 1% среднегодовых темпов роста совокупной выручки (CAGR) в отрасли. За последние несколько лет более двух третей роста выручки и прибыли у 50 крупнейших мировых FMCG-компаний пришлись на работу с ценообразованием и совершенствованием товарного предложения, а не на увеличение объемов продаж.
Причины стагнации крупного ритейла очевидны. Потребители вовлекаются в процесс взаимодействия с брендами и магазинами иначе. Компании, предлагающие революционные подходы к маркетингу, продвижению и продажам за счет возможностей digital, меняют правила игры.
Консолидация розничной торговли, электронная коммерция и постоянные вторжения дискаунтеров приводят к более жесткой ценовой конкуренции. По мере роста цифровые бренды устанавливают более высокие стандарты клиентского опыта. Дальше будет только хуже: негативная для крупных игроков динамика фиксировалась и до пандемии, теперь добавились все факторы негативного влияния Covid-19.
Делай, что должно, и будь что будет
Единственный выход – оптимизация управления ключевыми переменными, которые бизнес может контролировать. Ценообразование, управление промо-кампаниями, формирование ассортимента, оптимальное использование торгового пространства и контроль издержек на организацию торговли.
Это компоненты, оптимизируя которые, можно оказывать влияние на выручку и прибыль.
Подход, основанный на обработке и анализе данных, дает возможность комплексно на них воздействовать. Для этого требуется построить адекватную data-платформу и наладить операционную дисциплину бизнеса за счет возможностей цифровых инструментов.
Далее обновленный подход умножается на масштаб торговой сети, регионов присутствия, категорий товаров и количество покупателей. Небольшие улучшения по каждому направлению вкупе дают огромный эффект. Зачастую более ощутимый и положительный, чем новинки ассортимента или дополнительные вложения в маркетинг.
Мы будем жить теперь по-новому
Чтобы управлять новым уровнем организационной сложности, ветераны отрасли должны стать data-driven организациями, то есть трансформировать работу, используя аналитику данных о своих операциях.
Для этого нужно перейти на принципиально новый подход к генерированию и управлению прибылью в масштабах всей компании, то есть адаптировать стратегию Net Revenue Management (NRM) в новом, умном (smart) ключе.
Исторически NRM – инструмент управления ключевыми факторами генерации выручки. Однако сегодня он трансформируется: учитывая сложность, типичную для продуктового портфеля в ритейле, меняющийся розничный ландшафт и фрагментарный потребительский спрос.
Речь идет не столько о цифровизации в целом, сколько о роли комплексного подхода к применению ее инструментов к NRM-задачам. Для успеха требуется активное вовлечение всех структур компании, которые касаются NRM, включая маркетинг, продажи, финансы и управление цепочками поставок. Каждая из них играет свою роль в оптимизации решений по ценообразованию и продвижению.
Компании, которые приложили усилия для построения эффективных цифровых программ NRM, могут рассчитывать на улучшение показателя операционной прибыли в диапазоне от 2% до 5% от выручки.
Условия Smart NRM
Оптимальная производительность NRM достигается за счет нескольких базовых инструментов.
● Оптимизация NRM-стратегии
Прежде всего, компаниям необходимо определить общую стратегию NRM для каждой товарной категории и региона. В одних сочетаниях категорий и рынков критическим моментом является прирост объема продаж, в других – улучшение маржи.
Чтобы определить стратегическую позицию в отношении портфелей брендов, компания должна понимать, как развивается категория по сегментам, по регионам и по каналам продаж. Необходимо видеть точки роста и причины спада, понимать, какие бренды и SKU выигрывают в категории и почему. Также нужно уметь определять пулы прибыли и их распределение по всей цепочке создания стоимости в разных каналах.
● Комплексная оптимизация промо- и регулярных цен
Многие компании не осознают подлинную ценность своих брендов из-за занижения или завышения цен в сравнении с готовностью потребителей платить за их товары, а также с учетом ценообразования у конкурентов в конкретных регионах или товарных сегментах.
Часто стратегическая логика проста: если бренд или продукт имеет лучшее соотношение цены и качества по отношению к потребителям и преимущество в сегменте, он должен обладать ценовой премией. Лидеры стремятся обеспечить правильный формат, упаковку и цену для каждого эпизода покупки и миссии покупателя в каждом канале продаж.
В реальности портфели брендов большинства компаний либо перекрывают, либо не покрывают ключевые позиции. Большинство компаний, которые начинают применять передовую аналитику к ценовой архитектуре ассортимента, обнаруживают, что устанавливают цены в неоптимальных точках, упуская возможность дифференцироваться от конкурентов, и теряют продажи.
● Проактивное управление ассортиментными миксом
После установления оптимальной ценовой архитектуры команды специалистов по продажам и ключевым клиентам начинают работать над балансом SKU и каналов сбыта, а также обеспечением лучших источников роста прибыли.
Первым шагом к активному управлению миксом является четкая сегментация SKU и каналов, основанная на прибыльности и потенциале роста. Второй шаг – строгий план выполнения, структурированный по принципу учета, который поддерживается правильными стимулами.
Многие FMCG-компании пришли к выводу, что управление миксом SKU – это ключевой рычаг для обеспечения того, чтобы ценовые стратегии приносили ежегодный выигрыш в размере от 1% до 2% при оптимизации цен.
На практике же чаще принято искать приоритетные SKU с высокой рентабельностью или высокими полочными ротациями, которые не распределяются достаточно широко, не позиционируются в оптимальных точках внутри магазина для максимизации продаж или пропускают привлекательные слоты для промо-акций.
● Оптимизация торговых условий
Управление торговыми условиями имеет решающее значение для обеспечения роста прибыли. Во многих случаях прайс-листы плохо согласуются с целевыми потребительскими ценами, а структура торговых условий неэффективна. Наиболее успешные компании внедряют эффективные механизмы оплаты труда и улучшают его условия с тем, чтобы мотивировать и вознаграждать грамотное поведение персонала.
Читайте также: А что потом? Каким будет e-commerce после апокалипсиса
Выводы в будущее
Для современной жесткой розничной среды, в которой спрос становится все более фрагментированным, Smart NRM необходим для адекватного ответа на вызовы. Для реализации подхода необходима достоверная аналитика, получить которую можно только с помощью комплексной автоматизации сбора и обработки данных.
На основе сбора данных о покупках в привязке к картам лояльности можно довольно точно определять прибыльность клиентов. Через распределение состава корзины (чека) можно рассчитывать аллокацию всех возникающих затрат в зависимости от товарных категорий, получать своего рода коэффициент прибыльности конкретного клиента, группировать их по этому признаку и работать с такими группами.
Например, в определенных точках 20% клиентов генерируют убыток, а 1% - прибыль. С этими исходными проще заниматься эффективным ценообразованием и промо-кампаниями.
Аналогичный срез можно давать на уровне конкретного магазина: каково P&L- распределение каждой конкретной точки продаж. Расслоение и детализация различных закономерностей и факторов будет еще более полезным знанием: сравнение ассортимента, скидок и локации поможет эффективнее зарабатывать на точках одного, казалось бы, профиля и уровня.
Например, на рынках олигопольного профиля Smart NRM поможет с оптимизацией ценообразования. Когда создание специальных моделей расчета цены с учетом конкуренции, локации производства и складов, параметров потребительского спроса в секторе поможет получать оптимизированную цену для конкретного региона и сегмента.
Ритейл и FMCG выходят на новый уровень гранулярности аналитики, и этот рычаг позволяет ощутимо увеличивать маржу.
Лариса Малькова,
управляющий директор,
руководитель направления «Цифровые решения» Accenture в России
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...