Покупатель из Франции смотрит в свой виртуальный гаджет и переносится на шумную и оживленную улицу Манхэттена, затем заходит в дорогущий бутик, где выбирает хрустальные люстры, шезлонг с покрывалом из овечьей шкуры и дизайнерские брюки.
Виртуальная реальность – технология, уходящая своими корнями в игровую индустрию, – уже в следующем году будет полностью адаптирована для нужд розничных потребителей. Главная цель разработчиков – это свести воедино удобство и простоту электронной коммерции и радость от реального шопинга.
Пока никто из ритейлеров не объявил об открытии собственной виртуальной витрины, но разработчики уже вовсю экспериментируют с опытом, который могут получить покупатели, используя такие устройства, как Google Inc's Cardboard или Facebook Inc's Oculus Rift.
Маркетинговое агентство SapientNitro, принадлежащее Publicis Groupe, сотрудничало с дорогим бутиком The Line в рамках разработки демонстрации, которая перенесла людей в их фирменный магазин на Манхэттене – The Apartment. Технологию представили во Франции на маркетинговой конференции в рамках фестиваля «Каннские львы» (Cannes Lions).
«Мы стремились передать атмосферу The Apartment, – рассказывает Адриан Слобин (Adrian Slobin), руководитель отдела глобальных инноваций в SapientNitro, – и рады, что нам довелось поработать с отлично организованным, дорогим брендом класса SoHo».
С помощью устройства Samsung Gear VR и смартфона Samsung Galaxy Note 4 пользователи могут пройтись по магазину и как следует рассмотреть и увеличить заинтересовавшие их предметы мебели и интерьера. Кроме того, подключив к устройству наушники, можно прослушать описание товаров, увидеть цену и изучить предметы со всех сторон. Одно нажатие пальца перемещает товар в виртуальную корзину для покупок.
Технология пока находится в зачаточном состоянии, но, по словам Слобина, уже в следующем году потребителей ждет выпуск новейшего ПО и специального устройства для виртуального покупательского опыта.
«Процесс реализации концепции связан с определенными трудностями, начиная с поиска “ранних последователей” товара и заканчивая переносом продаж из традиционных магазинов в онлайн-пространство», – заявил Санжай Мистри (Sanjay Mistry), директор по архитектурным вопросам компании-разработчика программного обеспечения Unity, участвовавшей в проекте.
«Адаптация будет медленной, но мы имеем дело с созданием технологии будущего», – сказал Мистри.
В следующем году, когда Oculus наконец выпустит свое устройство Rift, виртуальная реальность станет намного доступнее. Очки смогут удовлетворить несколько виртуальных потребностей покупателей и реализовать процесс шопинга. По словам исполнительного директора Oculus Брендана Айриба (Brendan Iribe), оно будет стоить в пределах $1500 плюс цена компьютера, на котором его станут использовать. Sony Corp, в свою очередь, выпустит собственную гарнитуру Morpheus.
По признанию Слобина, чтобы вызвать интерес потребителей, виртуальной реальности придется обеспечивать такой покупательский опыт, который значительно превосходит то, к чему мы привыкли внутри обычного или онлайн-магазина.
В этом году компания SapientNitro и разработчики виртуальной реальности Sixense создали демонстрацию, в которой потребитель может виртуально выбирать обувь непосредственно на дисплее, «взять» нужный товар руками, померить его на аватаре с подходящим костюмом, а затем и купить. Платформа запоминает поисковые запросы клиента и при частом использовании становится более персонализированной.
При наличии нескольких устройств друзья из разных уголков мира cмогут совершать виртуальный шопинг вместе, осуществляя социальное взаимодействие внутри цифрового пространства.
Шопинг в виртуальной реальности может стать отличным дополнением к существующей платформе электронной коммерции, такой как веб-сайт или приложение. По оценке Мистри, стоимость такого сервиса будет начинаться от $5000.
«У людей по-прежнему будет желание покупать вещи в обычных магазинах, но виртуальная реальность – это такой опыт, который позволит как следует изучить товар. Потребители будут использовать его, скорее, как инструмент планирования, а не совершения покупок», – говорит он.
«Во избежание ошибок многие ритейлеры наверняка решат посмотреть, как технология приживется, и только потом станут ее внедрять», – говорит Маршал Коэн (Marshal Cohen), главный отраслевой аналитик NPD Group.
«Розничной торговле придется меняться, и виртуальная реальность – это большая часть этого процесса», – отмечает он. Но помните, «отрицательный опыт может отразиться на репутации всего вашего розничного бизнеса».