Виртуальный сотрудник, который знает всё: как настроить чат-бота для бизнеса

время публикации: 10:00 16 октября 2025 года
Фото: @Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
Чат-бот — это виртуальный помощник, с которым можно общаться через текстовые или голосовые сообщения. Он умеет сам задавать вопросы и отвечать на запросы пользователя, искать нужную информацию, выполнять несложные задачи.
Мария Сысойкина рассказывает, зачем бизнесу виртуальные помощники и как их правильно внедрять.Простые чат-боты работают по заранее заданным сценариям, а более продвинутые системы на основе искусственного интеллекта могут анализировать запросы пользователей, находить ответы в различных источниках, обращаться к внешним системам за необходимыми данными.
Зачем чат-бот бизнесу
Чат-боты могут в разы быстрее выполнять рутинные операции, не требуя увеличения штата и снижая нагрузку на сотрудников. Ботам не нужны выходные или больничные и, в отличие от человека, виртуальный помощник может обрабатывать одновременно десятки обращений.
Возможности чат-ботов
Боты помогают бизнесу ускорить процессы продаж и обслуживания:
● С помощью чат-ботов можно организовать круглосуточную клиентскую поддержку: боты активны 24/7, они могут отвечать на самые частые или типовые вопросы, а сложные случаи делегировать операторам второй линии.
● Чат-боты автоматизируют рутинные задачи: помогают оформить заказ, заполнить форму, отправить уведомление.
● Боты умеют собирать информацию о клиентах, их предпочтениях и поведении, анализируя действия пользователей на сайте или сообщения в переписке. Это помогает компаниям улучшать свои продукты и услуги.
● Виртуальные помощники могут предлагать персонализированные рекомендации, отправлять клиенту в чат анонсы акций и специальные предложения.
В последние несколько лет растет использование чат-ботов в HR-задачах: они помогают проводить первичный отсев неподходящих кандидатов или проводить онбординг и обучение новых сотрудников. Таких HR-помощников используют компании с большой ротацией кадров и регулярным наймом линейного персонала, например, крупные торговые сети. Так, СТД Петрович автоматизировал найм 60 000 сотрудников с помощью виртуального помощника KikBot.
Преимущества для бизнеса
● Компания снижает затраты на персонал.
● Повышается качество и скорость обслуживания клиентов.
● Растут конверсии и продажи.
● Улучшается клиентский опыт, повышается лояльность.
● Чат-боты помогают бизнесу общаться с клиентами в разных каналах — в мессенджерах, соцсетях и на сайтах.
Какому бизнесу нужен чат-бот
Виртуальные помощники особенно эффективны там, где необходимо обрабатывать поток обращений от клиентов, например, отвечать на вопросы или оформлять заявки.
В интернет-магазинах боты помогают выбрать товар или оформить заказ, дают информацию о статусе заказа, информируют об акциях, отправляют персонализированные предложения. Крупные торговые сети и маркетплейсы уже давно встроили чат-ботов в свои мобильные приложения, они отвечают на вопросы по доставке, помогают активировать карты лояльности, принимают претензии по качеству товара, информируют о наличии и стоимости товара в конкретном магазине, разъясняют условия акций.
В сфере услуг виртуальные помощники консультируют посетителей сайта или пользователей мобильного приложения, помогают записаться на прием или изменить запись.
В туризме и гостиничном бизнесе помимо консультаций боты помогают с бронированием отелей или билетов.
В банках и страховых компаниях боты умеют давать консультации по сотням финансовых продуктов, оформляют заявки. В топовых российских банках работают ИИ-помощники, которые сами распознают запрос пользователя и без переключения на оператора могут не только предоставить информацию, но и выполнить некоторые операции: оплатить счет, перевести деньги, дать информацию по балансу и истории платежей, оформить карту.
Читайте также: От чат-ботов к системным ассистентам: почему ИИ в ритейле не работает на полную мощность
Как подготовиться к запуску чат-бота
Опишите цели и задачи чат-бота
Это поможет определиться с тем, где будет функционировать ваш виртуальный помощник и с помощью каких инструментов вы будете его разрабатывать. Цели могут быть следующими:
● Автоматизация работы техподдержки, ответы на частые вопросы.
● Увеличение продаж через персонализированные рекомендации.
● Сбор обратной связи и улучшение качества обслуживания.
● Предоставление информации о товарах и услугах.
● Онбординг сотрудников, обучение, проведение внутренних тренингов персонала.
● Проведение опросов и конкурсов, вовлечение целевой аудитории в коммуникацию с брендом.
Решите, где ваша ЦА будет взаимодействовать с ботом
Чат-боты для интернет-магазинов лучше размещать на сайте и дополнительно интегрировать их с популярными мессенджерами. Такой чат-бот сможет не только консультировать посетителя сайта, но и оформлять заказы, принимать оплату, собирать данные о поведении пользователей.
Боты службы техподдержки обычно доступны в мобильных приложениях сервисов, а также их удобно создавать в Telegram и ВКонтакте.
Для маркетинговых кампаний, направленных на повышение узнаваемости бренда, лучше выбирать мультиплатформенное решение. Коммуникация с пользователями в их любимых каналах обеспечит широкий охват аудитории и повышение вовлеченности ЦА.
Выберите платформу для разработки
Для создания чат-бота можно использовать многочисленные облачные конструкторы. Они доступны по разумным тарифам, подходят для большинства типовых задач, позволяют создавать чат-боты для разных платформ.
Выбирая конструктор, важно обратить внимание на следующие факторы:
● Интеграции. Сможет ли ваш чат-бот интегрироваться с популярными CRM, платежными сервисами и другими ИТ-решениями.
● ИИ-возможности. Современные конструкторы позволяют интегрировать чат-бот с ИИ-моделями, что поможет обучать виртуального помощника. Такие платформы обеспечивают поддержку машинного обучения и обработки естественного языка.
● Визуальный конструктор. No-Code конструкторы позволяют создавать сценарии поведения ботов в виде схем, в интуитивно понятном интерфейсе.
Если возможностей конструктора недостаточно, например нужны сложные интеграции, чат-бот должен закрывать сразу несколько различных целей или критически важна безопасность, лучше выбрать заказную разработку решения.
Чат-боты — это инструмент, который помогает бизнесу экономить ресурсы, улучшать клиентский опыт и увеличивать прибыль. Их ключевое преимущество — круглосуточная работа, а значит, возможность разгрузить персонал и быстро масштабировать процессы. Чат-боты для бизнеса — это уже не опция, а обязательное условие конкурентоспособности и развития компании.
Мария Сысойкина
NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
ПромоСтраницы от Яндекса и VK: как работать с этими рекламными площадками для e-...
-
Рекорды, «дорогие деньги» и отступление нон-фуда: лидеры продовольственного рите...
-
Ozon забрал контроль над возвратами: как новые правила FBS меняют бизнес селлеро...
-
Получение заказа в 2025 году: какие подходы делают бьюти-ритейлеров лидерами сег...
-
Как побудить клиента перейти по ссылке и совершить покупку?