Долговечное, функциональное, экологичное: как российские мебельные бренды привлекают покупателей в 2025 году

время публикации: 10:00 11 сентября 2025 года
Фото: @Freepik (AI-generated)
Российский мебельный рынок в последние несколько лет пережил серьезные изменения. Тем не менее к 2025 году отечественные производители уже сформировали собственный вектор развития. Какие российские бренды в 2025 году завоевывают доверие и внимание потребителей?

О том, на какие тренды и запросы ориентируется современный рынок мебели, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».
Мебельный рынок в 2025 году
К 2025 году российский мебельный рынок прошел через глубокую перестройку. Из-за ухода в 2022 году IKEA, которая занимала около 20% российского рынка мебели и определяла стандарты качества, логистики, ценообразования и эстетики, и ряда других международных игроков — отрасль сначала испытала шок. Но уже к 2024–2025 годам сформировала собственный вектор развития. Пустоту, образовавшуюся на полках и в сознании потребителей, начали стремительно заполнять отечественные производители.
В результате объемы производства мебели в России по итогам 2023 года показали рост на 37% в денежном выражении — до 444,9 млрд рублей, и на 43% в натуральном — до 67,5 млн единиц, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). Однако в 2024 году рост немного замедлился и составил 12,6% или 75,7 млн единиц, а в денежном выражении объем составил 522 млрд рублей, что на 17,3% больше, чем в прошлом году.
В 2025 году, согласно данным за первые четыре месяца, рост продолжился более умеренными темпами: мебельные фабрики произвели продукции на 157,6 млрд рублей — на 1,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По прогнозам Группы «Деловой Профиль», доля импорта в структуре потребления мебели в России в этом году составит 18,7%, тогда как доля внутреннего производства — 81,3%.
Что ищет покупатель в 2025 году
Мебельный рынок России формируется последние годы под влиянием ухода крупных международных брендов, однако, чтобы удержать внимание покупателя, одного лишь факта «сделано в России» недостаточно. В 2025 году на первый план выходят не сиюминутные тренды, а фундаментальные критерии.
● Качество и долговечность
На фоне высокой инфляции, сдержанного потребления — согласно данным исследования 23,6% россиян сократили траты и покупают только самое необходимое, а 22,7 % заявили, что особенно тщательно обдумывают каждую покупку, и переосмысления бытовых привычек, россияне стали смотреть на мебель как на долгосрочную инвестицию в комфорт. Выбор делается в пользу моделей, которые будут служить не 1-2 года, а 7-10 лет, сохранят внешний вид и не потребуют замены из-за расшатанных креплений или просевшего наполнителя.
Покупатель стал внимательнее к конструкции: важно, чтобы диван не скрипел уже через месяц, чтобы направляющие ящиков работали четко, без внезапных стопоров, а обивка выдерживала детей, домашних животных и уборку. Выбор не ситуативный — это результат тщательного исследования: 46,1% потребителей изучают отзывы и рейтинги на маркетплейсах, 31,8% — в поисковых системах, а 20,9% — в специализированных интернет-магазинах.
● Современный дизайн и функциональность
Покупатели ищут решения, которые соответствуют их образу жизни: работе из дома, компактному проживанию, жизни с детьми, перемещению между городами. Это сформировало устойчивый спрос на лаконичные, функциональные предметы, которые не захламляют интерьер, легко адаптируются и выполняют сразу несколько задач.
По данным мебельной компании Lazurit 33% покупателей предпочитали лофт, 29% — скандинавский дизайн, а еще 13% — экоминимализм. Потребитель стремится к универсальным решениям, которые легко вписываются в разный интерьер и легко сочетаются друг с другом.
Также растут продажи модульной мебели: например, у «Первой мебельной фабрики» за 2024 год они увеличились в 7 раз. По словам генерального директора АМДПР, спрос на модульную мебель наиболее заметен в сегментах кухонь и шкафов.
● Омниканальность и удобство покупки
Отдельного внимания заслуживает трансформация каналов продаж. Потребители все чаще ищут бренды, которые умеют сочетать цифру и реальность. Удобный сайт, подробный каталог, 3D-конфигуратор и онлайн-консультации — это уже не бонус. Однако многим все еще важно «пощупать» мебель — отсюда востребованность шоурумов, pop-up форматов и гибридной модели продаж. К этому добавляются быстрая доставка, аккуратная сборка и прозрачные условия возврата — все, что формирует доверие.
Онлайн захватывает все большую часть взаимодействия с покупателем: согласно аналитике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2024 году по объемам продаж товары для дома и мебель находятся на втором месте и составили почти 15% от всех онлайн-покупок. Ozon и Wildberries теперь не просто витрины для мелких товаров, а полноценные мебельные хабы, где покупают все: от пуфов до модульных кухонь.
По данным Forbes, в 2024 году Wildberries продемонстрировал рост продаж категории мебель на 80% в денежном выражении, а число заказов увеличилось на 60% год к году. Ассортимент платформы также расширился: в 2024 году количество мебельных позиций выросло на 219%, и превысило 2,2 млн товаров, а число продавцов увеличилось на 24%. Самую высокую динамику продаж показали крупногабаритные решения: бескаркасные диваны — +555%, шкафы — +425% и комплекты садовой мебели — +216%.
Среди драйверов роста продаж мебели на Wildberries можно выделить запуск новых цифровых форматов — 3D-конфигураторов и AR-примерки, и подключение таких крупных брендов, как «Орматек», Divan.ru и другие.
Это подталкивает производителей усиливать онлайн-присутствие, развивать визуализацию, работать с отзывами и адаптироваться под требования e-commerce.
Читайте также: Как устроены строительные магазины в России: от классических форматов до инновационных решений
● Персонализация и индивидуальный подход
Нередко клиент хочет принимать активное участие в создании своего интерьера. Возможность выбирать габариты, ткани обивки и оттенки фасадов становится важным преимуществом для брендов. Особенно значима персонализация для владельцев небольших квартир и нестандартных планировок, где изготовление мебели по индивидуальным размерам и конфигурациям помогает максимально эффективно использовать пространство.
Особенно ярко этот тренд выражен в сегменте кухонной мебели, где большинство россиян (66%) обращаются к специалистам для проектирования, 17% самостоятельно составляют проект при помощи онлайн-конструктора. Заказывать кухню по индивидуальным размерам предпочитают 35% опрошенных.
Согласно данным Divan.ru, каждый четвертый покупатель отдает предпочтение мебели на заказ, хотя ее стоимость может превышать цену типовых моделей на 15–50%. Если раньше персонализация оставалась прерогативой премиум-сегмента, то сегодня возможность учесть индивидуальные предпочтения стала доступна и в среднем ценовом классе.
Кроме того, эксперты отмечают растущую тенденцию осознанного подхода к обустройству: деталям интерьера и декору, отражающим индивидуальность владельца. Подтверждением этому служит набирающий популярность хоумстейджинг — профессиональная подготовка недвижимости к продаже или аренде. По некоторым оценкам, это позволяет увеличить ее стоимость на 7-15% и ускорить заключение сделки.
● Акцент на российское производство
Импортозамещение в мебельной отрасли перешло из разряда лозунгов в реальность. Рынок развивается, его участники наращивают мощности и масштабируются. Главные мебельные округа остаются неизменными — Центральный ФО (с наибольшим вкладом от Москвы и МО), Приволжский ФО (лидирует Пензенская область) и Северо-Западный ФО. Преимущественно в этих округах находятся фабрики известных производителей мебели: например, «Престиж Мебель» — Кировская область (Приволжский округ), «Мария» — Саратов (Приволжский округ), «Шатура Мебель» — Московская область (ЦФО).
Причем в разных регионах свои сильные стороны: так Пензенская область лидирует в своем округе по выпуску кухонных и обеденных столов, кухонных и спальных шкафов.
За последние годы мебельное производство не только наращивало обороты, но и развивалось, поэтому во многих категориях отечественные мебельные компании могут дать качество, сопоставимое с западными аналогами. Поэтому теперь российское производство для покупателя означает устойчивость и ассоциируется с доступностью, гибкостью, сервисной поддержкой, гарантией и возможностью поддержки местного бизнеса. Крупнейшие ритейлеры также делают ставку на товары отечественного производства.
● Устойчивое развитие и экологичность
Одним из трендов на 2025 год дизайнеры считают устойчивое развитие и экологичность. Это включает активное использование вторичных материалов, предпочтение мебели из переработанных компонентов и акцент на экологически бережные производственные технологии, которые минимизируют влияние на окружающую среду и экономят природные ресурсы.
Современный покупатель все чаще задумывается не только о дизайне и цене, но и об экологическом следе. Дерево, камень, бамбук, переработанное стекло и металл, безопасные ЛДСП и МДФ, сертифицированные ткани, переработанный пластик, натуральные масла и краски — эти материалы не только эстетичны, они становятся маркером цивилизованного производства.
Так бренд Eburet из Санкт-Петербурга — яркий пример экологичного производства мебели, которое использует переработанный пластик из-под отходов от производства стаканчиков для йогурта. Этот материал перерабатывается в гранулы, которые затем используют для 3D-печати мебели. Сейчас изделия бренда содержат 20% вторичного пластика.
Российские мебельные бренды, которые будут привлекать покупателей в 2025 году
После ухода IKEA с российского рынка, 60% покупателей, согласно опросу сервиса «Анкетолог» в начале 2023 года, выразили сожаление. Однако, 79% респондентов считают, что достойные замены все же существуют и выделили игроков рынка таких, как Hoff (29%), «Шатура» (19%), а также «Аскона» и «Много мебели» (по 10%).
В фокусе внимания останутся производители мебели для сна. Примечательно, что в 2024 году наибольший прирост в натуральном выражении (51%) продемонстрировало производство деревянной мебели для спальни. Среди лидеров в этой категории можно назвать специализированные бренды мебели для сна, как «Аскона» и «Орматек», ориентированы на производство кроватей, матрасов и сопутствующих товаров. Они предлагают различные модели матрасов и спальных систем, отвечая на потребности покупателей в комфорте и качестве сна.
Кухонная мебель и встроенные решения также оказались лидерами по росту производства в 2024 году — на 31% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о стабильном спросе на кухонные гарнитуры и встроенные системы. Фабрика «Мария», один из крупнейших производителей кухонной мебели в России, предлагают высокую степень персонализации по размерам, материалам, дизайну и функционалу, продает гарнитуры онлайн по индивидуальным заказам.
Российские бренды, которые работают в нишевом сегменте с акцентом на авторский дизайн и высокое качество, будут пользоваться спросом среди ценителей и тех, кто хочет выделиться и ценит эксклюзивные решения. Например, бренд Montly выпускает изящные предметы из крученого бамбука — материал редкий для России, а технологический процесс требует мастерства и инноваций.
Подводя итог: в 2025 году успех мебельного бренда в России определяется не только качеством продукта, но и умением выстраивать доверительные отношения с клиентами, обеспечивать безупречный сервис и гибко реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка. Только бренды, способные сочетать традиции надежного производства с инновациями в дизайне и продажах, смогут удержать внимание покупателей и стать лидерами отрасли в новых условиях.
Александр Гринько,
директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
От дубайского шоколада до бабл ти: как тренды в соцсетях влияют на стратегии про...
-
Digital-маркетинг 2025: человекоцентричность, AI и новые горизонты для ритейла
-
Что происходит с производством СТМ в категории функционального питания и полезны...
-
Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году
-
От Бишкека до Wildberries: почему российские бизнесмены массово едут за одеждой ...