7 трендов рынка e-Commerce в ближайшие несколько лет
время публикации: 10:00 23 декабря 2020 года
Российский рынок e-commerce в 2020 году вырос на 45% и составил почти 2,5 трлн рублей. В уходящем году россияне сделали около 800 млн заказов, это на 65% больше, чем годом ранее, подсчитала Data Insight. Важными трендами 2021 года станут внедрение прогрессивных веб-приложений, повышение качества IT-инфраструктуры и кибербезопасности.
Эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-конференции «Новые ритейл бизнес-модели», организованной компанией UPGRADE.По предварительным подсчетам Data Insight, российский рынок электронной торговли вырос в 2020 году на 45% по сравнению с 2019 годом и составил почти 2,5 трлн рублей. В уходящем году россияне сделали около 800 млн онлайн-заказов, это на 65% больше, чем годом ранее. Рынок рос за счет e-grocery, маркетплейсов и интернет-аптек. Доля онлайна в общем обороте розничной торговли выросла с 6% в 2019 году до 9% в 2020 году.
Сегмент e-grocery, выросший по итогам первого полугодия 2020 года в 12 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, стал одним из основных бенефициаров COVID-периода, продолжает и дальше активно расти за счет притока новых клиентов.
«До пандемии сдерживающим фактором развития рынка было недоверие клиентов, опасения, что могут привезти несвежие продукты питания. Но в пандемию у людей выбора не осталось, и пришлось пользоваться сервисами доставки. В итоге клиенты убедились, что страхи оказались надуманными – сервисами вполне можно пользоваться, это и удобство, и экономия времени», – отметила Арина Аванесова, директор по стратегическим проектам онлайн-гипермаркета «Перекрёсток впрок».
AliExpress Россия также в этом году стала тестировать продажи продуктов питания в мобильном приложении.
«Комбинация универсального маркетплейса с e-grocery подходом и улучшением покупательского опыта, а также появление большого числа продавцов на нашей платформе и запуск Live stream – это основные события уходящего года», – сказал Дмитрий Селихов, директор по развитию AliExpress Россия.
«Влияние пандемии на рынок e-commerce еще будет ощущаться несколько лет. В результате в ближайшие три года его рост будет превышать 30%, это на 5-7% выше старого прогноза. К 2024 году объем онлайн-продаж без учета пандемии составил бы 5,6 млрд рублей, но в итоге вырастет до 7,2 млрд рублей», – подчеркнул во время выступления управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников.
Одним из трендов уходящего года стало сокращение доли интернет-магазинов, не входящих в топ-100 онлайн-игроков (100-ую строчку рейтинга занимает shop.megafon.ru с оборотом 2,2 трлн рублей в 2019 году). Так, если в 2019 году эта доля была 32%, то в первой половине 2020 года уже 28%, а по итогам года она будет еще меньше – на уровне 26%, свидетельствую предварительные данные Data Insight.
7 трендов рынка e-commerce в ближайшие несколько лет
1. В настоящее время на TOP-100 интернет-магазинов приходится 83% заказов, на TOP-10 – 58%. Участники рынка уверены, что в каждом из сегментов e-commerce будет 3-4 крупнейших игрока с одним лидером (офлайновая сеть с интернет-магазином /маркетплейс), доля которых уже не будет значительно расти из-за конкуренции с 15-20 средними интернет-магазинами и давления брендов.
2. Сегмент D2C (Direct-to Consumer), когда компании сами производят, продвигают, продают и доставляют свой продукт без участия посредников, будет набирать обороты. Однако в ближайшие пару лет наибольший темп роста все равно продолжат демонстрировать маркетплейсы.
3. На российском рынке сформировалось несколько крупных экосистем. Однако они развиваются медленнее, чем аналогичные компании на глобальном рынке из-за снижения интереса международных инвесторов к России. Конкуренция Яндекса, Сбера, Mail.ru ведёт к удорожанию привлечения новой аудитории.
Читайте также: 2020 год для российского е-коммерса: драйверы, каналы и товарные фавориты
4. COVID-19 щедро раздал аудиторию всем ритейлерам, самое интересное сейчас происходит в операционном бизнесе и масштабировании прибыльных бизнес-моделей.
5. Ритейлерам необходимо присутствовать на всех крупных онлайн-площадках, взаимодействовать со всеми экосистемами и не зависеть от ограничений проприетарных технологических платформ. Лидеры рынка инвестируют в Headless e-com.
6. CRM и решения по автоматизации работы с контентом – именно та часть IT инфраструктуры, которую большинство игроков будет развивать в 2021 году.
7. Social e-commerce окончательно закрепился в статусе «нового мобайл-маркетплейса», умение продавать в социальных сетях – это уже must have. Для пользователей особо интересен видео-контент, сториз, стримы.
По словам Назара Маринича, главы отдела исследований и разработок компании Ewave Europe, достижение финансовых показателей ритейлеров в 2021 году будет зависеть в значительной степени от внедрения актуальных технологических решений.
«Сегодня все глобальные бренды, такие как Starbucks, Lancôme, AliExpress, используют прогрессивные веб-приложения PWA и Headless. Эти решения позволяют увеличить конверсию новых пользователей, время визита на сайте во всех браузерах, посещаемость платформы с мобильных устройств.
Степень прогрессивности приложения определяется несколькими параметрами, в том числе, скоростью загрузки, возможностью работать на сайте с данными без сети, наличием seo-оптимизированных решений. Конечно, преждевременно говорить, что эпоха проприетарных решений для ритейлеров подходит к концу, тем более, что людям свойственно использовать знакомые им внедрения, но, безусловно, технологический вектор будет меняться», – резюмировал Назар Маринич.
Елена Черных, руководитель отдела продаж региона Европа компании CITIC Telecom CPC считает, что в 2021 году для рынка e-commerce будет характерно три основных тренда.
Во-первых, все интернет-технологии будут развиваться с учетом поведения онлайн-потребителей. Кроме того, будет повышаться уровень конфиденциальности сведений пользователей. Во-вторых, из-за того, что физическое присутствие человека перестало быть актуальным, увеличится потребление облачных ресурсов, поэтому усилиться работа над кибербезопасностью. В-третьих, участники рынка e-commerce будут обеспечивать бесперебойную доставку товаров за счет инженерии искусственного интеллекта и гиперавтоматизации.
Организаторы конференции выражают огромную благодарность спикерам UPGRADE 2021! Запись мероприятия можно посмотреть здесь.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...