История российского e-commerce 2013-2023: год 2020
время публикации: 10:00 16 мая 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Сегодня вспоминаем легендарный 2020 год.
Пандемия и ее влияние на онлайн-торговлю, развод Сбера и «Яндекса» и последовавшая битва экосистем, знаковые несостоявшиеся сделки и сверхуспешное IPO Ozon, который обвинили в продаже рубля за 80 копеек. Чем еще запомнился год, во многом разделивший рынок на до и после? Все статьи спецпроекта читайте здесь.
PimPay превращается в PIM Solutions
В 2020 году стало окончательно понятно, что название PimPay перестало отражать суть бизнеса. Компания давно стала мультисервисной и предлагать целую экосистему продуктов, в первую очередь логистических, а название акцентировало внимание только на платежных сервисах. Поэтому было решено провести ребрендинг, но сохранить аббревиатуру ПИМ, означающую «помощь интернет-магазинам», главное предназначение компании.
В итоге выбор пал на название PIM Solutions. Фирменный стиль был разработан внутренней командой в экстремальных карантинных условиях. Новый логотип и сейчас выглядит актуально, и является одним из самых часто встречающихся в «Экосистеме электронной торговли».
Другим значимым событием стало развитие отношений с ФРИИ. Фонд решил конвертировать свой займ в капитал компании и увеличил свою долю с 5 до 15%. Тем самым ФРИИ признал, что считает сотрудничество с PIM Solutions успешным и заинтересован в дальнейшем его развитии.
Конечно, бурный рост всего рынка сказался и на компании. В 2020 году было обслужено 57,6 млн заказов, что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. Такой рост наблюдался в первые годы работы компании.
Цифры года:
● Объем рынка интернет-торговли в России в 2020 году составил 2,7 трлн рублей
● В марте спрос на товары для взрослых на Ozon вырос на 300%
● AliExpress Россия в распродажу 11.11 реализовал товаров на 19,3 млрд рублей
● Доля малых и средних предприятий, развивающих электронную коммерцию, выросла с 30% до 50%
● Средний чек при покупках на AliExpress вырос почти в два раза и составил 1,5 тыс. рублей
● В апреле Delivery Club впервые доставил более 1 млн заказов за неделю
● В апреле сервис «Самокат» выполнил более 1 млн заказов
● Основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала самой богатой россиянкой с состоянием $1,4 млрд
● Глава Amazon стал первым в истории человеком с состоянием свыше 200 млрд долларов США
● С 23 марта по 12 апреля 2020 года Wildberries пригласил на работу 5400 человек
Снижен порог беспошлинного ввоза посылок
С 1 января 2020 года порог беспошлинного ввоза для россиян снизился до 200 евро и 31 кг за одну посылку. Если посылка из в иностранного интернет-магазина стоит дороже, покупатель должен будет заплатить 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за кг перевеса.
Уже в начале года Wildberries и Ozon почти догнали AliExpress
Причем как по выручке, так и по числу пользователей. Согласно отчету JP Morgan Cazenove, в декабре 2018 года аудитория AliExpress превышала таковую у российских площадок на 70-105%, в декабре 2019 года — на 6-8%. Аналогичная динамика наблюдалась и по выручке. К этому привели в первую очередь активные инвестиции российских площадок в логистику и продвижение.
«Яндекс» запустил доставку роботом-курьером
В феврале «Яндекс» начал тестировать доставку посылок из маркетплейса «Беру» с помощью «Яндекс.Ровера» — робота-курьера для транспортировки небольших грузов. Его запустили в ноябре 2019 года, он доставлял документы между корпусами в офисе Яндекса. Роверы активно участвуют в доставке заказов, но о полной замене курьеров речи пока не идет.
«Юлмарт» обанкротился окончательно
Агония «кибермаркета», длящаяся с 2017 года, официально завершилась. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ритейлера банкротом после его же собственного заявления. Проблемы «Юлмарта» начались после акционерного конфликта, который привел в том числе и к уголовным делам.
Продавцы пошли на маркетплейсы
На фоне ограничений офлайн-торговли бизнес активно устремился в онлайн. И в первую очередь предприниматели обратили внимание на маркетплейсы. Так, за один рабочий день 24 марте на Ozon пришли более 600 новых продавцов, что тогда выглядело фантастическим показателем. К слову в этот же день к «Яндекс.Еде» подключилось около 200 ресторанов, что в 6 раз больше, чем было в среднем в феврале.
Так же стремительно рос и ассортимент товаров на площадках. Например, 25 марта на Ozon было добавлено более 50 тыс. товарных наименований.
Маркетплейсы этому активно способствовали. Так, Wildberries организовал бесплатные онлайн-курсы по обучению интернет-торговле.
Курьеры — новые супергерои
После начала пандемии коронавируса и объявления всеобщего карантина россияне стали гораздо чаще заказывать доставку продуктов и других товаров на дом. Курьеры стали одними из немногих людей, которым было позволено свободно перемещаться по городам. Из обслуживающего персонала они превратились в тех, без кого нельзя обойтись. Многие оставшиеся без работы и запертые в домах «белые воротнички» пошли работать в доставку.
Люди начали по достоинству ценить людей, которые рисковали своими жизнями, чтобы доставить им заказы. Курьеры стали одними из главных героев пандемии.
Социально ответственный e-commerce
После того, как мелкие предприниматели в онлайне и в офлайне столкнулись со множеством проблем, связанных с карантинными ограничениями, крупные онлайн-площадки начали активно их поддерживать. Каждая компания находила для этого свои методы. Вот лишь несколько примеров:
● «Яндекс.Маркет» предоставил магазинам бонусы и поменял правила отсрочки платежа
● «Почта России» снизила стоимость курьерской доставки
● AliExpress Россия обнулил комиссию для российских продавцов и стал компенсировать затраты на доставку, а также предложил хранить товары на своих складах бесплатно
● Wildberries снизил комиссию для поставщиков в несколько раз
● Wildberries запустил сайт всемработавб.рф, чтобы помочь найти работу россиянам
Эти меры во многом способствовали поддержке малого бизнеса, а также росту самих площадок.
Читайте также: Возрождение интернет-магазинов: селлеры уходят с маркетплейсов?
Бесконтактная доставка
Карантинные ограничения и боязнь заразиться привели к появлению нового вида доставки — бесконтактной. Ее запустили практически все крупные продавцы и сервисы. Заказ либо оставлялся у двери, либо курьер звонил в дверь и отходил на несколько метров, чтобы убедиться, что товар получен.
В западных странах такой способ передачи вполне привычен, но для России он стал необычным. После окончания пандемии бесконтактная доставка стала нишевой услугой.
Delivery Club расширяет ассортимент услуг
Сервису стало тесно в рамках доставки лишь готовой еды, и он стал активно расширять ассортимент предлагаемых товаров. В течение 2020 года курьеры с зелеными рюкзаками начали доставлять косметику, новогодние елки, товары для животных, товары из аптек
Одной строкой:
● Основателя Wikimart Максима Фалдина признали банкротом
● Совладельца «Юлмарта» Дмитрия Костыгина признали банкротом
● «Почта России» запустила сервис отправки посылок по номеру телефона
● Wildberries ввел бесплатную доставку всех товаров
● Wildberries начал продавать авиабилеты
● Ozon перевел все заказы в постаматы на собственную сеть Ozon.Box
● Ozon начал тестировать доставку товаров силами продавцов (DBS)
● Яндекс.Маркет и Ozon запустили трансляции о товарах для продавцов и производителей
● Cainiao Network запустила в России сеть постаматов
Развод и девичья фамилия
Сотрудничество «Яндекса» и Сбербанка не продлилось и двух лет. Довольно быстро стали появляться слухи о разногласиях сторон и даже обсуждении условий развода. Плюс Сбер довольно быстро начал сотрудничать с Mail.ru Group, и стало понятно, что «любовный треугольник» не может существовать вечно.
В июне 2020 года два гиганта официально объявили о прекращении совместного бизнеса. «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей. В свою очередь интернет-компания продала банку 25% акций «Яндекс.Денег». Совместный маркетплейс «Беру» стал частью «Яндекс.Маркета», который пережил очередное перевоплощение. Начиная с 2013 года «Маркет» постепенно превращался из агрегатора в маркетплейс, но после создания «Беру» вновь стал агрегатором. Теперь же он превратился в гибрид того и другого — сервис сравнения цен с CPC-моделью, у которого есть раздел «Покупки».
Битва экосистем
После развода у Сбера и «Яндекса» остались свои экосистемы, и они начали жестко конкурировать — в первую очередь в сфере e-commerce. В 2020 году Сбер продолжил агрессивно скупать разные компании, внедряя их в свою экосистему. Были приобретены либо вошли с совместное предприятие с Mail.ru сервис доставки еды «Самокат», «Кухня на районе», 2GIS, Rambler и т.д.
Во многих направлениях Сбер и «Яндекс» стали прямыми конкурентами: «Яндекс.Еда» — Delivery Club, «Яндекс.Лавка» — «Самокат», «Кинопоиск» — OKKO и пр. Наконец, Сбер запустил свою собственную подписку «Сбер Прайм», которая стала прямым конкурентом «Яндекс.Плюса». «Яндекс» заметно проседал в финансовых сервисах, но собирался это исправить с помощью покупки «Тинькофф Банка».
«Яндекс» не купил «Тинькофф Банк»
22 сентября 2020 года неожиданно прилетела новость о том, что «Яндекс» договорился о приобретении «Тинькофф Банка» за $5,5 млрд. Именно в этот день Сбер проводил громкую презентацию своей экосистемы, что вряд ли было совпадением. Сделка сулила большие последствия и для финансового, и для интернет- и для еком-рынка. Однако уже спустя 25 дней она развалилась.
По одной из версий «Яндекс» не хотел, чтобы в работе объединенной компании участвовал Олег Тиньков, по другой — не договорились о деньгах. Стороны обменялись колкими письмами своим сотрудникам, после чего каждая компания пошла своей дорогой.
Сбер не купил Ozon
После разрыва с Яндексом Сбер не оставил попыток запустить свой универсальный маркетплейс, которого так не хватало его экосистеме. Взор банка устремился на одного из лидеров рынка — Ozon. Компании вели активные переговоры и даже заключили некое соглашение в июне 2020 года.
Однако сделка так и не состоялась. Стороны не смогли договориться о цене. Ozon оценил всю компанию в $2,1 млрд, а Сбер был готов оценить ее максимум в $1,4 млрд. В ходе IPO компания была оценена в $7,1 млрд, и котировки быстро росли.
За разрыв соглашения маркетплейсу пришлось заплатить 1 млрд рублей, но там наверняка ни о чем не жалеют.
«ВкусВилл» открыл интернет-магазин
В мае ритейлер запустил свой полноценный интернет-магазин. Ранее доставкой продуктов из магазина занимались партнеры, теперь она стала собственной. Любой заказ доставлялся бесплатно. В карантинный период этот сервис оказался сверхвостребованным, и «ВкусВилл» быстро стал одним из лидеров российского рынка e-grocery. Лидерские позиции «ВкусВилл» не сдает и сейчас.
В России разрешили онлайн-продажу лекарств
Многолетняя эпопея с онлайн-продажей лекарств разрешилась. Госдума приняла закон, согласно которому стало разрешено продавать в интернете безрецептурные лекарства. Кроме того, онлайн-продажа рецептурных лекарств стала возможна в условиях чрезвычайных ситуаций.
Ozon провёл сверхуспешное IPO
Пожалуй, венцом развития российского екома в 2020 году стал выход Ozon на американскую биржу Nasdaq и Мосбиржу. Инвесторы поверили в маркетплейс и оценили его в $7,1 млрд, несмотря на хроническую убыточность. В ходе IPO Ozon привлек $1,2 млрд, что позволило компании и дальше активно инвестировать в свое развитие. Успех размещения акций превзошел самые смелые ожидания аналитиков и самой компании.
Впрочем, не все участники рынка разделили этот энтузиазм. Так, сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев подверг резкой критике бизнес Ozon, прямо не называя компанию.
В числе рисков были названы:
— Накопленный убыток в 31,4 млрд рублей.
— Крайне затратный и неповоротливый бизнес.
— Единственная работающая бизнес-модель — продавать рубль за 80 копеек.
— Отсутствие даже намека на лидерские позиции.
Кто был прав в этом заочном споре, время еще не рассудило, но пока больше аргументов за Ozon.
Одной строкой:
● Ozon и Wildberries начали переоформлять свои ПВЗ на партнёров
● Ozon предложил банковское кредитование продавцам маркетплейса
● В России запретили приложение iHerb
● Ozon запустил подписку на товары повседневного спроса
● PickPoint запустил постаматы с функцией бесконтактного получения посылок
● «М.Видео-Эльдорадо» начала продажи по модели маркетплейса
● Онлайн-супермаркет «Перекрёсток» переименовали в «Перекрёсток Впрок»
В следующей серии:
● Сбер запускает собственный маркетплейс
● Успешный успех продавцов на маркетплейсах
● Маркетплейсы приобретают банки
● Продавцам не хватает складов и курьеров
Вспомнить все самые важные события в российском екоммерсе за 10 лет можно в спецпроекте «История российского e-commerce 2013-2023».
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...