Итоги декабря и всего 2022 года в e-commerce: как изменились средний чек, выкуп, доля предоплаты и сроки доставки
время публикации: 10:00 23 января 2023 года
Продолжаем наши ежемесячные обзоры. Пришла пора подводить итоги распродажного декабря и, соответственно, всего года, который выдался на редкость насыщенным разными событиями. В целом рынок электронной коммерции заметно вырос, но в основном благодаря маркетплейсам.
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions.
У простых магазинов год сложился по-разному, однако большая часть смогла адаптироваться и показать рост. Посмотрим детально на результаты в разных товарных категориях.
Средний чек
В декабре средний чек очень неоднородно изменился у разных категорий. Хорошо видно, на какие товары покупатели не жалеют денег, а на чем предпочитают экономить.
Есть несколько категорий, средний чек которых по сравнению с декабрем вырос на десятки процентов. Это прежде всего ювелирные изделия, которые намного опередили всех остальных по средней сумме покупки. Также заметно выросли бытовая химия и товары для животных. А вот музыка и видео, электроника и товары для туризма заметно просели, хотя сами товары не дешевели.
По сравнению с ноябрем изменения не столь существенны, но ювелирные украшения и здесь показывают заметный рост. А вот на играх, музыке и видео покупатели экономят.
Если говорить о 2022 годе в целом, то в большинстве категорий средний чек снизился, но незначительно. Клиенты предпочли экономить на антиквариате, товарах для хобби и творчества, а также играх. А вот товары для взрослых, ювелирные изделия и мебель показали впечатляющий рост. Покупатели расставили приоритеты. В целом за год средний чек вырос на скромные 4%.
Читайте также: Как изменились сроки доставки в 2022 году: какие товары и регионы «ускорились», а какие нет
Доля предоплаты
Доля предоплаты стабильно растет почти во всех категориях. По сравнению с декабрем 2021 года она заметно снизилась только у книг, а вот канцтовары, мебель, детские товары показали внушительный рост. Большой рывок сделали одежда и обувь, в декабре доля предоплаты в этой категории превысила 50%, что можно считать знаковым событием.
По сравнению с ноябрем предоплата сократилась у бытовой химии и книг, а вот ювелирные изделия и тут демонстрируют уверенный рост.
По его итогам всего 2022 года доля предоплаты составила 59,5%, что сразу на 10% выше, чем годом ранее. Одежда и обувь, хоть и выросли по итогам года, но пока чуть-чуть не дотягивают до 50%. Еще больше выросли мебель и канцтовары. Предоплата упала только у электронных сигарет, а также музыки и видео, но совсем незначительно.
Сроки доставки
Сроки доставки заметно выросли. Если рост по сравнению с ноябрем – это ежегодная традиция, то увеличение сроков по сравнению с прошлым декабрем выглядит неожиданно. Стоит отметить, что в декабре 2022 года проблему с доставкой испытывали многие, в т.ч. маркетплейсы. Тут сказались и новогодний ажиотаж, и погодные условия в ряде регионов, и прочие факторы.
В целом по году сроки доставки изменились незначительно. В сумме они сократились почти на 4% – если перевести это в абсолютные показатели, то разница составит несколько часов. Итоги года мы подводили в календарных, а не рабочих днях, поэтому здесь цифры чуть больше.
Выкуп
По сравнению с декабрем 2021 года в большинстве категорий выкуп вырос, а по сравнению с ноябрем – упал. Но в основном это разница в доли процента, так что можно сказать, что доля выкупленных заказов остается на стабильном уровне.
По итогам всего года выкуп вырос почти во всех категориях – уже на целые проценты. Каждый процент – это существенная экономия на возвратной логистике и других расходах, так что в этом отношении 2022 год прошел весьма успешно.
Интересно, что самый низкий выкуп в прошлом году показали ювелирные украшения, «опередившие» даже одежду и обувь. Покупатели существенно увеличили расходы на эти товары, но выкупать их чаще не стали. А лидерами по выкупу стали товары с упавшим средним чеком.
Такими получились итоги 2022 года. Как электронная торговля стартовала в этом году, мы расскажем в следующем обзоре.
Ольга Сатановская,
генеральный директор PIM Solutions.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Самые высокооплачиваемые вакансии ноября-декабря в области ритейла
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- 12 фактов о главной выставке в индустрии моды России – CPM
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах