Как ритейлеру пережить «Черную пятницу» в онлайне
время публикации: 10:00 26 ноября 2021 года
Черная пятница в 2021 году обещает быть жаркой для онлайн-бизнеса: из-за ограничений и взрывного роста e-commerce люди придут за покупками не в ТЦ, а в интернет. Но заработать смогут только те компании, чьи приложения и сервисы выдержат наплыв пользователей — будут работать быстро и без перебоев.
Леонид Аникин, директор по развитию VK цифровые технологии.На Черную пятницу в прошлом году продажи интернет-магазинов выросли вдвое по сравнению с 2019-м годом. За все три дня распродаж, включая выходные, оборот онлайн-ритейлеров увеличился на 80% — до 39,7 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Любому онлайн-бизнесу важно подготовиться к резкому росту нагрузки на ИТ-инфраструктуру. Рассказываю, какие проблемы чаще всего приводят к сбоям в работе онлайн-сервисов во время распродаж и как их решить.
Проблема 1: ИТ-инфраструктура не выдерживает взрывного роста трафика
Черная пятница — аномальная для инфраструктуры нагрузка, которую она может не выдержать. Сайт может работать нестабильно или вообще быть временно недоступным. Тогда покупатели уйдут к конкурентам.Есть три способа решить проблему:
● Вертикальное масштабирование предполагает наращивание качества ресурсов, то есть производительности серверов. Это дорогое удовольствие могут позволить себе только крупные компании. Но возникает проблема — такие мощности не нужны при работе в штатном режиме.
● Горизонтальное масштабирование — увеличение количества серверов «про запас». Они помогут пройти пиковый период, но в штатном режиме не будут востребованы. Нужно учитывать, что парк «железа» требуется обслуживать и периодически обновлять — а это дополнительные расходы.
● Миграция в облако. Альтернативный способ горизонтального масштабирования — привлечение облачных ресурсов. Его отличие в том, что можно вернуть провайдеру лишние мощности сразу, как только они станут не нужны. Облако «эластично»: нарастить вычислительные ресурсы можно быстро и практически в неограниченном количестве.
Чтобы не упустить момент подключения дополнительных мощностей, в облаке есть услуга автоскейлинга. Этот облачный сервис позволит почти не думать о нагрузках: мощности автоматически «подтягиваются» в случае необходимости и сокращаются при снижении нагрузки.
Проблема 2: базы данных не справляются с кратным ростом количества запросов
Во время распродаж возрастает нагрузка на базы данных (БД), где хранятся профили покупателей, история покупок и другая информация. Количество запросов может стать критичным и привести к сбоям в работе сервисов. Например, из-за недостаточно мощной базы данных перестанет работать авторизация: клиент не сможет зайти в личный кабинет для совершения покупки, а компания — отслеживать историю взаимодействия с покупателем и делать персонализированные предложения.
Чтобы увеличить производительность локальной базы данных придется закупать дополнительное оборудование и привлекать ИТ-специалистов, которые вручную масштабируют БД. Это невозможно сделать быстро.
Если база данных размещена в облаке по модели DBaaS (Database as a service), ее проще масштабировать: вычислительные ресурсы подключаются за пару кликов, производительность увеличивается мгновенно.
Проблема 3: медленная загрузка страниц
При высоких нагрузках системы могут тормозить. Например, на сайте магазина или в приложении долго грузятся картинки. Это критично для покупателя: невозможно выбрать товар только по текстовому описанию. Кто-то попытается перезагрузить страницу, а кто-то — сразу уйдет к другому продавцу.
Исследования показывают, что 25% пользователей закрывают страницу, если она не загружается в течение 5 секунд.
Есть две причины проблем с загрузкой страниц:
● Медленное хранилище данных. Традиционное (файловое) хранилище организовано по принципу каталога, когда из одной папки попадаешь в другую. Оно может отказать из-за большого количества запросов.
Есть альтернатива — объектное хранилище. Пользователи обращаются напрямую к нужным файлам, поэтому задержек не возникает независимо от количества обратившихся.
Объектное хранилище должно быть масштабируемым. На своей инфраструктуре этого добиться сложно: все снова «завязано на железе» и требует постоянного внимания программистов. Объектное хранилище S3 как облачный сервис позволяет автоматически наращивать мощности практически без участия ИТ-специалистов.
● Удаленность пользователя от центрального сервера (даже облачного). На большие расстояния данные передаются с задержкой. Если интернет-магазин работает в разных странах и часовых поясах, придется дополнительно ускорить загрузку страниц.
Глобальные продавцы часто сочетают хранилище S3 с сетью доставки контента CDN (Content Delivery Network). Это сеть кэширующих серверов в разных точках мира. Пользователи получают информацию из ближайшего сервера CDN. Использование этой технологии помогает снизить задержки из-за расстояния и повысить отказоустойчивость системы.
Комбинация S3+CDN в облаке способна быстро решить проблему медленной загрузки страниц.
Проблема 4: недостаточно компетенций и ресурсов для обеспечения отказоустойчивости инфраструктуры
Чтобы внедрять механизмы повышения надежности и распределения нагрузки, нужен штат высококлассных ИТ-специалистов и дорогостоящие инструменты.
Например, технология Kubernetes считается продвинутым инструментом организации отказоустойчивости интернет-магазина. Она позволяет автоматически отслеживать работу отдельных элементов сервисов, перезапускать их при сбое и наращивать ресурсы при изменениях нагрузки. Кроме этого, с ее помощью можно настраивать удобные и бесшовные обновления приложений и компонентов интернет-магазина.
Для работы с Kubernetes нужны специалисты, которые знакомы с этой сложной технологией, могут обновлять и поддерживать решение. На рынке их мало, и они дорогие. Альтернатива — Kubernetes aaS из облака: готовое преднастроенное решение, которое быстро разворачивается «из коробки». Поддержку и обновление сервиса берет на себя провайдер. Разработчики могут пользоваться всеми возможностями Kubernetes без глубокого погружения в технологию.
Читайте также: Как подготовиться к сезону распродаж и какие промокампании запустить
Проблема 5: невозможно быстро реагировать на действия клиентов
В период распродаж особенно важно быстродействие систем. Люди настроены покупать, а значит, возрастает роль маркетинга в режиме реального времени. Нужно сделать индивидуальное предложение исходя не только из профиля покупателя, но и его действий прямо сейчас. Например, предложить дополнительный товар в зависимости от наполнения корзины, применить скидку из программы лояльности или сделать спецпредложение.
Инфраструктура многих ритейлеров не приспособлена для быстрого обмена данными — информация хранится в тяжеловесных и медленных кор-системах. Маркетинг в режиме реального времени для них — непростая задача даже в «мирное» время с предсказуемой нагрузкой.
Ускорить быстродействие систем можно с помощью in-memory технологий. Платформа in-memory вычислений хранит все данные в оперативной памяти, поэтому они доступны мгновенно. Она становится промежуточным слоем между кор-системами и цифровыми сервисами пользователей. Такая архитектура помогает быстро реагировать на действия клиентов и обеспечивает отказоустойчивость систем.
Леонид Аникин,
директор по развитию VK цифровые технологии.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...