0/5

Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?

Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?
время публикации: 10:00  27 января 2025 года
@Freepic
После резкого взлета в период пандемии динамика роста сектора онлайн-ритейла стала постепенно замедляться. Кроме того, меняются поведение потребителя, расстановка сил участников рынка и степень их зависимости от государства. Что ждет игроков e-commerce в 2025 году и как это повлияет на логистику для данного сегмента?

Темпы уже не те 


Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?По словам коммерческого директора Boxberry Алексея Бездеткина, темпы роста рынка e-commerce неизбежно будут снижаться дальше, причем в большей степени это коснется маркетплейсов. Несмотря на то, что до 2024 года они были драйверами развития отрасли, сейчас ситуация меняется: люди постепенно отказываются от чрезмерного потребления, предпочитают совершать осознанные покупки и тратить меньше. 

По прогнозам экспертов, в 2025-ом рост маркетплейсов составит 25-30% в сравнении с предыдущем годом.  

«Это существенное снижение, – отмечает Бездеткин. – Скорее всего, примерно такими же темпами будет снижаться динамика роста и для интернет-магазинов». Некоторые мелкие игроки в наступившем году будут вынуждены закрыться или сосредоточиться на продаже нишевых товаров с высокой маржой. Крупные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет) сфокусируются на росте прибыли и дальнейшем захвате рынка, добавляет он.  

Снижение динамики роста e-commerce в первую очередь обусловлено повышением ключевой ставки, удорожанием заемных средств и высокими инвестиционными рисками. Увеличение затрат приводит к снижению маржинальности товаров селлеров, торгующих на маркетплейсах. В связи с этим многие продавцы значительно пересмотрели свое ценообразование и ассортимент в сторону увеличения стоимости. 

«Это также может замедлить темпы роста по крайней мере в количестве заказов, если потребитель в той или иной товарной категории чувствителен к повышению цен», – говорит директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артем Смирнов.


Кто задает тренд?


Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?Лидерами рынка электронной коммерции по-прежнему остаются маркетплейсы. По сравнению с 2023 годом их доля увеличилась еще на 3%, – делится статистикой Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс». Помимо этого, согласно данным Data Insight, по итогам первого полугодия 2024-го объем заказов, сделанных на четырех крупнейших маркетплейсах, возрос до 81%. 

Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?Тренд подтверждают и в МОЛКОМ: «В течение 2024 года мы наблюдали, какие источники онлайн-заказов превалировали среди наших клиентов, – рассказывает коммерческий директор компании Евгений Смирнов. – Большинство заявок в первую очередь были получены на отгрузки товаров по модели FBO, во вторую – по схеме FBS на Wildberries и Ozon».

В маркетплейсах покупателей привлекают быстрая и бесплатная доставка, доступность ПВЗ и более выгодная стоимость продукции, чем в офлайн-магазинах. Помимо этого, настолько удобный и понятный онлайн-шопинг сегодня вряд ли обеспечат иные платформы. В функциональном приложении, которое есть у каждого крупного маркетплейса, можно добавить товар в «избранное», посмотреть отзывы, выбрать способ доставки и т.д. Алексей Бездеткин считает, что сегодня маркетплейс уже является не только местом покупки, но и неким аналогом социальной сети.

Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?
@Freepic


Регионы – драйверы роста


Если в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области замедление е-commerce ощутимо, то в регионах этот процесс менее заметен – там рынок электронной коммерции еще только набирает обороты. 

Какие тренды ждут рынок e-commerce в 2025?Сейчас 76% объема в онлайн-ритейле генерируют регионы, а на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 24%, сообщает Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора Бета ПРО. Бурный рост этого сегмента рынка обусловлен развитием логистической инфраструктуры, сетей пунктов выдачи Wildberries и Ozon. Кроме того, влияет отсутствие во многих городах нормальных условий для офлайн-торговли.

Играет роль и давление санкций: многие компании запустили производство продукции, которую раньше везли из-за границы. Эти предприятия расположены не только в миллионниках, но и в более мелких населенных пунктах. Для логистических операторов это означает рост спроса на их услуги: ведь, если раньше доставка преимущественно шла из крупных городов, то сейчас она стала более децентрализованной, объясняет Алексей Бездеткин. 

Однако не всегда высокий спрос на услуги логистов может быть удовлетворен из-за нехватки рабочей силы – с этой проблемой отрасль борется не первый год.  «Зарплаты курьеров продолжат расти, это увеличит себестоимость операций для компаний, занимающихся доставкой. Поэтому этим логистическим операторам неизбежно придётся индексировать тарифы», – добавляет эксперт. 


Курс на автоматизацию продолжается


Чтобы обеспечивать быструю доставку для маркетплейсов, логистические компании стараются по максимуму автоматизировать складские процессы. Артем Смирнов уверен, что сегодня автоматизация и цифровизация складских операций – это не просто тренд, а острая необходимость: без современных учетных систем, WMS, CRM уже не обойтись. 

Автоматизация операций особенно важна при маркировке продукции. В 2025 году система «Честный знак» пополнится новыми товарными категориями, напоминает Евгений Смирнов. Чтобы быть готовым к работе с обновленным списком товаров, недостаточно просто зарегистрироваться в системе и выпустить КМ (коды маркировки). Необходимо автоматизировать складские процессы по привязке кодов к товарным единицам, по автономной печати КМ, маркировке и перемаркировке, по корректной передаче статусов движения товаров после их выпуска с производства или с таможенного склада, объясняет он.


Усиление государственного контроля


В 2024 году контроль интернет-торговли со стороны государства стал более усиленным: например, ФАС предложил признать карточки товаров на маркетплейсах рекламой; был также введен новый налог с доходов от рекламной деятельности.

«В 2025-ом мы ожидаем еще большего влияния государственного регулирования на игроков рынка, – прогнозирует Артем Смирнов. – Это приведет к повышению налоговой нагрузки, увеличению затрат на рекламную деятельность и работу в системе “Честный знак”, усложнению правил взаимодействия селлеров и потребителей с маркетплейсами, удорожанию логистики».

По словам Алексея Бездеткина, законы, принятые в отношении маркетплейсов, сделают некоторые процессы в отрасли более бюрократизированными. В связи с этим часть из них будет требовать дополнительных согласований и начнет занимать больше времени.




Читайте также: Тренды ритейла на 2025-2026 годы: как выжить и стать лидером в новых реалиях рынка




К чему еще готовиться в 2025-ом? 


В первую очередь – к подорожанию складских услуг. Логистические компании будут вынуждены индексировать тарифы в связи с ростом расходов на персонал и повышающейся арендной ставкой. «В Московском регионе, согласно статистике Ricci и NF Group, она достигла 11 500 руб./кв. м (+76% год к году) и 9100 руб./ кв. м в регионах (+64% год к году)», – констатирует Андрей Задорожный. 

Эксперт также говорит о падении рентабельности транспортных компаний. Вместе с кадровым голодом и в связи с ним растущими издержками на это влияет увеличение расходов на приобретение иностранной грузовой техники: «Мы ожидаем дальнейшее устаревание автопарков, средний возраст которых превышает 15 лет, и, как следствие, рост доли расходов на обслуживание транспорта в структуре затрат».

Для селлеров главным трендов станет продажа товаров наборами и комплектами. Весогабаритные характеристики у таких артикулов выше, и они занимают больше пространства на складе. «В условиях ограниченных площадей необходимо выстраивать процессы распределения и подбора таким образом, чтобы поддерживать высокий коэффициент утилизации и иметь возможности для масштабирования», – объясняет Евгений Смирнов. 

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит